Бывший СССР
00:23, 26 ноября 2015

Дружественное молчание Почему военно-политические союзники России не стали уподобляться НАТО

Сергей Подосенов
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Сбив во вторник, 24 ноября, российский бомбардировщик Су-24, Турция первым делом обратилась к послам стран блока НАТО, членом которого она является. Было незамедлительно созвано чрезвычайное заседание совета альянса, и Анкара получила полную поддержку союзников, обвинивших Россию в нарушении турецкого воздушного пространства. А партнеры Москвы по Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) — Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан — за два дня кризиса так и не обозначили позицию по поводу враждебных действий Турции в отношении их союзника. «Лента.ру» разбиралась, почему так произошло.

«Россия пока сама справляется»

Согласно уставу ОДКБ, члены организации координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, оргпреступностью, нелегальной миграцией, принимают меры к созданию системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств, входящих в организацию.

Уничтожение турецким истребителем российского бомбардировщика, действующего против террористов, вполне может квалифицироваться как акт агрессии в отношении России со стороны Турции. Поэтому стоит ожидать адекватной реакции российских партнеров по ОДКБ на враждебные действия Анкары. Между тем пока такой реакции нет.

В четверг, 26 ноября, в Петербурге пройдет пленарное заседание Парламентской ассамблеи ОДКБ с участием председателя ПА ОДКБ, спикера российской Госдумы Сергея Нарышкина и генсека ОДКБ Николая Бордюжи. В повестке среди прочего значатся вопросы противодействия терроризму, в том числе российская операция в Сирии против ИГ («Исламское государство», террористическая организация, запрещенная в России решением суда). Естественно, проигнорировать инцидент с российским бомбардировщиком будет невозможно, тем более что Сергей Нарышкин призвал найти и наказать виновных в уничтожении самолета.

«Мы расцениваем эту акцию как преступление и как пособничество террористам, и у этого преступления есть ответственные лица, и они должны быть найдены и в уголовном порядке наказаны», — цитирует ТАСС слова спикера Госдумы, произнесенные во время встречи с главой МИД Сирии Валидом Муаллемом.

Однако будут ли приняты какие-то решения по итогам этого обсуждения, пока сказать сложно. «Ситуацию в Сирии, конечно, обсудят. Скорее всего, и вчерашний инцидент», — отметил в беседе с «Лентой.ру» пресс-секретарь секретариата ОДКБ Владимир Зайнетдинов. По его словам, по поводу инцидента подготовлен проект обращения к парламентам мира об объединении усилий в противодействии терроризму. О чем именно говорится в документе, он не уточнил: «Давайте подождем до завтра. Так быстро не делается». Также, добавил Зайнетдинов, устав ОДКБ позволяет привлечь к операции в Сирии вооруженные силы стран-участниц организации в рамках Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), но об этом сейчас речь не идет. «Россия пока сама справляется», — объяснил он.

Проблемы для партнеров

С момента уничтожения российского бомбардировщика прошло уже больше суток, однако пока только два участника ОДКБ — Казахстан и Армения — обозначили свои позиции по поводу инцидента.

Заявление казахстанского МИД, размещенное утром 25 ноября на сайте дипломатического ведомства, представляет собой прекрасный образчик дипломатичной выхолощенности в духе «ни нашим, ни вашим». Ведомство выразило «серьезную озабоченность» по поводу ухудшения российско-турецких отношений, принесло соболезнования в связи с гибелью российских военнослужащих и призвало Москву и Анкару к сдержанности, воздержавшись от оценок.

«Призываем российскую и турецкую стороны проявить сдержанность в реагировании на этот трагический инцидент и использовать все возможные меры и каналы связи для деэскалации ситуации», — говорится в документе.

Однако можно предположить, что эта дипломатичность обусловлена именно соображениями международного политеса, и в целом официальная Астана поддерживает Москву. Во всяком случае спикер сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев позволил себе большую откровенность.

«Необоснованное сбитие российского бомбардировщика турецкими ВВС — серьезный инцидент с крайне тяжелыми последствиями для двусторонних отношений», — написал парламентарий в Twitter. И выразил надежду на то, что «опрометчивая акция турецких ВВС в отношении российского бомбардировщика» не помешает созданию широкой коалиции против терроризма.

Но единства в казахстанском обществе нет. Пока власти республики молчали, в тамошних СМИ раздались призывы не становиться «заложником российской силовой политики, которая все чаще создает проблемы для ее партнеров», сохранять «многовекторность» внешней политики.

В том же духе высказались киргизские СМИ, хотя официальный Бишкек продолжает хранить молчание. Президент страны Алмазбек Атамбаев оказался в сложном положении. С одной стороны, он известен как вроде бы пророссийский политик — в этом году Киргизия присоединилась к ЕАЭС и Таможенному союзу. С другой — Атамбаев в хороших отношениях с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом, даже выступал на митинге в честь его победы на президентских выборах.

Осторожничает и министр обороны Армении Сейран Оганян. В ответ на вопрос журналистов, что должна предпринять Армения в случае усиления напряжения между Россией и Турцией, он предложил «выждать и понять, как будут развиваться события».

«Когда внимание международного сообщества сконцентрировано на борьбе с международным терроризмом, подобные действия подрывают эти усилия», — цитирует чиновника Armenia Today.

Осмотрительность Оганяна понятна: находящаяся в кольце недоброжелателей Армения, с российской базой на своей территории, станет первой мишенью в случае углубления конфликта между Россией и Турцией. В республиканских СМИ тем временем выражается надежда, что охлаждение отношений Москвы и Анкары повлияет и на российско-азербайджанские связи. В частности, армяне ждут, что Россия прислушается к их возражениям против поставок Баку вооружений.

Наиболее оперативно, хотя, как ему свойственно, без всякой конкретики, отреагировал на российско-турецкий конфликт глава Белоруссии Александр Лукашенко. Еще во вторник, 24 ноября, стало известно об отмене его намеченного на четверг визита в Москву, где он должен был встретиться с Владимиром Путиным. Никаких заявлений не последовало, причиной отказа от встречи с российским коллегой названа «загруженность графиков» обоих лидеров.

Недруги

Зато не стали отмалчиваться противники России. Глава украинского Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов заявил, что украинские военные должны брать пример с турецких ВВС, которые «действовали профессионально и так, как должны действовать соответствующие подразделения любой цивилизованной страны».

Самой Украине, кстати, еще предстоит доказать свою цивилизованность при расследовании обстоятельств взрывов ЛЭП в Херсонской области, обесточивших Крым. Руководство непризнанного меджлиса крымскотатарского народа не скрывает своей причастности к этим диверсиям, имеющим все признаки террористических актов. Также общеизвестна поддержка, оказываемая этой организации различными турецкими официальными и неофициальными структурами.

Крушение российского бомбардировщика, сбитого турецкими ВВС, заставляет по-новому взглянуть на обстоятельства терактов, заказчиками которых могут оказаться, в том числе, граждане Турции. И на этом фоне позиция главы украинского СНБО заставляет сомневаться в готовности Киева провести объективное расследование терактов и привлечь к ответственности их организаторов и исполнителей.

Пресс-секретарь постоянного представительства Литвы в НАТО Мариюс Нелюпшис назвал логичным уничтожение российского самолета. «Основание для этого было. Это не было неожиданным», — цитирует дипломата REGNUM.

Поддержал действия Турции и бывший президент Грузии, а ныне глава Одесской обладминистрации Михаил Саакашвили. «Всегда с большим уважением относился к Турции, а сегодня это еще больше укрепилось», — написал он в Facebook.

Нерешительность российских союзников по ОДКБ в целом понятна. Турция не только крупная региональная держава, с которой многих из них связывают прочные экономические интересы, но и член НАТО. У Анкары за спиной вся мощь США и их союзников. Однако, как отмечается в казахстанских СМИ, нельзя исключить, что однажды членам ОДКБ придется четко определить для себя, кто им друг, а кто нет, кто готов их защищать и вправе ждать ответной поддержки всеми возможными средствами, а кто — лишь ситуативный бизнес-компаньон, действующий по принципу «дружба дружбой, а табачок врозь». Понятно, что такого «момента истины» всем бы хотелось избежать.

< Назад в рубрику