В тот день, когда турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24, интернет облетело видеоинтервью с сирийскими туркменами (туркоманами), расстрелявшими спускавшегося на парашюте беззащитного пилота. Их лидера вскоре опознали — Алпарслан Челик, сын функционера «Партии националистического движения» и активный член ее боевого молодежного крыла — организации «Серые волки». «Лента.ру» разобралась, откуда «волки» взялись и чего добиваются.
«Серые волки» появились на свет в конце 1960-х, когда турецкой ультраправой «Партии националистического движения» и ее харизматичному лидеру — полковнику Алпарслану Тюркешу, большому поклоннику фюрера и открытому фашисту, понадобилось молодежное крыло — турецкий аналог «Гитлерюгенда». Организация получила название «Серые волки», по-турецки «Бозкуртлар».
В основе идеологии организации лежал пантюркизм — мечта о великой секулярной Турции, империи, которая объединит все «туранские» народности на основе крови, а не мусульманской веры. Эта идея автоматически делала «волков» противниками тех стран, где жили тюркоязычные меньшинства, — Ирана, КНР и СССР. «Бозкуртлар» заявляли, что борются за идеи Ататюрка, и называли себя «идеалистами».
«Волков» набирали в основном среди молодых безработных и студентов, тренировали в лагерях, сеть которых была создана по всей стране. Организация насчитывала десятки тысяч членов, спаянных строжайшей дисциплиной. Подчинялись «Бозкуртлар» напрямую Тюркешу.
Вскоре к «волкам» проявили интерес оперативники ЦРУ. Турция, южный форпост альянса, в случае войны одной из первых попадала под советский удар. Спецслужбы стран НАТО разработали операцию «Гладио» — систему подготовки подпольных организаций, которые бы в случае вторжения советских войск развернули партизанскую войну в тылу. Как правило, ставка делалась на ультраправые организации с учетом их ненависти к коммунизму. В Турции частью сети «Гладио» стали «Серые волки», которых американские спецслужбы спонсировали и курировали через своих турецких коллег.
«Волки» были полезными, но трудными союзниками: многие ненавидели Запад не меньше, чем СССР. Девизом ультраправых было «Турецкий народ превыше всего»; свою миссию они видели в борьбе против еврейско-масонско-коммунистического заговора, а полученные знания, оружие и деньги предпочитали использовать в сражениях на внутреннем фронте.
Для правительства «Серые волки» были удобным инструментом: они позволяли бороться с левой оппозицией без участия армии и полиции. Кроме того, власти использовали «Волков» для создания обстановки нестабильности в обществе: предполагалось, что в этих условиях граждане поддержат единственный оплот порядка — действующую власть (аналогичная тактика принесла победу на недавних выборах партии Эрдогана).
«Волки», зачастую сами того не подозревая, действовали под контролем и на благо режима. Они убивали левых и либеральных активистов, интеллектуалов, профсоюзных лидеров, этнических курдов, журналистов и чиновников. На их счету — резня в Мараше, где за неделю были убиты около ста алавитов, а также стрельба по первомайской демонстрации на площади Таксим в 1977 году, когда погибли 42 человека.
Однако с созданием хаоса власти перестарались. В 1980 году группа генералов совершила военный переворот и начала бороться со всеми проявлениями экстремизма — и справа, и слева. Попали под раздачу и «Серые волки», которые к тому моменту насчитывали около 200 тысяч только зарегистрированных членов.
В суде «волкам» были предъявлены обвинения в 694 убийствах, на поверхность всплыли данные о связях организации с ЦРУ. «Бозкуртлар» были запрещены, большинство их лидеров оказались за решеткой, что вызвало возмущение рядовых боевиков, обвинивших официальную Анкару в предательстве.
Однако организация не исчезла: «волки» ушли в подполье и развернули широкомасштабный террор против врагов Турции — врагов в своем понимании, конечно.
Самой известной их акцией стало покушение на папу Иоанна Павла II. 13 мая 1981 года «серый волк» Мехмет Али Агджа, бежавший из тюрьмы, выстрелил в папу в упор. Иоанн Павел II получил тяжелое ранение в живот, но выжил. Агджа был приговорен к пожизненному заключению, а позже депортирован в Турцию.
Покушение на папу было лишь верхушкой айсберга. В других странах мира — в основном в Европе — турецкие правые террористы вели настоящую войну с армянскими левыми террористами из организации АСАЛА, убивающими турецких дипломатов и простых граждан. Одним из героев этой борьбы стал Абдуллах Чатлы — именно он в свое время организовал побег Агджи из тюрьмы и снабдил его фальшивыми документами.
«Серые волки» сохранили и укрепили связи со спецслужбами стран НАТО и наладили контакты с международной наркомафией. На Ближний Восток «волки» контрабандой поставляли оружие из арсеналов альянса, а обратно везли героин, который через итальянскую мафию переправлялся в США.
К началу 1990-х ситуация изменилась. Большинство арестованных «волков» отсидели сроки или вышли на свободу по амнистии. Новый турецкий лидер Тургут Озал стремился превратить страну в регионального лидера, заполнить возникший после распада СССР вакуум влияния в Закавказье. Полковник Тюркеш и его «Серые волки» снова понадобились Анкаре, и деятельность организации была разрешена.
Когда в 1992 году Тюркеш приехал в Азербайджан, его встречали как героя. В Баку он вошел в контакт с пантюркистом Абульфазом Эльчибеем, будущим президентом Азербайджана, и заверил его в своей поддержке. Лидер ультраправых оказался человеком слова: во время Карабахской войны он отправил на помощь азербайджанцам несколько сотен «волков». Позже боевики участвовали в боевых действиях в Чечне на стороне сепаратистов, организовав переброску оружия в мятежную республику.
Не прекращали «волки» и борьбу на внутреннем фронте, убивая курдских борцов за независимость и левых активистов, сотрудничая с полицией в операциях против партизан Рабочей партии Курдистана. Считается, что жертвами ультраправых «эскадронов смерти» стали более тысячи мирных жителей.
В 1996 году Абдуллах Чатлы погиб в подстроенном ДТП, и уже после его смерти полковник Тюркеш сообщил, что он исполнял отдельные задания по заказу турецких спецслужб: «Исходя из того что я знаю, могу подтвердить, что Джатли работал на государство. Он был агентом секретных служб и действовал на благо страны». А бывший премьер Турции Тансу Чиллер заявила: «Я не знаю, виновен он или нет. Но мы всегда будем с уважением вспоминать тех, кто стрелял или страдал от ран во имя страны, нации и государства».
Еще один регион, в котором активно работают «волки», — Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая. Там они поддерживают сепаратистское движение за образование государства Восточный Туркестан, которое пантюркисты видят восточным барьером великого Турана. В Синьцзяне «Бозкуртлар» старается завоевать симпатии интеллектуалов — преподавателей школ и университетов, студентов и журналистов, делая ставку на «борьбу за умы и сердца».
Иногда война за свободный Синьцзян выплескивается за рубежи Китая. Самый громкий пример — августовский теракт в Бангкоке, когда от взрыва бомбы погибли 19 человек и 123 получили ранения. В его организации подозревают гражданина Турции Адема Карадага — члена «серых волков», который, по версии следствия, хотел отомстить Таиланду за депортацию уйгурских нелегалов в КНР.
В июле 2015 года «волки» устроили массовые протесты уже в самой Турции. Поводом стал запрет китайских властей устраивать массовые мероприятия в СУАР во время Рамадана. «Волки» сожгли китайские флаги, разгромили несколько китайских ресторанов, развесили транспаранты с лозунгом «Мы жаждем китайской крови» и по ошибке избили нескольких корейских туристов, приняв их за китайцев.
«Я не виню парней, их ошибка простительна, — заявил глава турецких националистов Девлет Бахчели, сменивший на этом посту Алпарслана Тюркеша. — Наша молодежь очень болезненно относится к несправедливостям, которые творят власти Китая. К тому же эти узкоглазые — все на одно лицо, как их различить?»
Главной зарубежной базой «волков» является Европа — в основном Германия, Нидерланды и Бельгия. Как правило, там они действуют под крылом многочисленных турецких культурных организаций, озабоченных сохранением «турецкой идентичности».
В Европе «волки» ведут себя куда скромнее, чем на родине: теракты устраивают относительно редко, курдов убивают нечасто. В основном их деятельность, заметная извне, сводится к протестным маршам и вандализму в отношении монументов, посвященных геноциду армян, избиениям китайских туристов, дракам с членами турецкой общины, придерживающимися левых взглядов, и профсоюзными активистами.
Однако европейские СМИ предупреждают: не стоит недооценивать опасность. По данным Neues Deutschland и Der Spiegel, в Германии «Серые волки» насчитывают более десяти тысяч человек и являются крупнейшей правой организацией в стране. Как правило, «волки» набирают новых членов из представителей третьего поколения турецкой диаспоры, испытывающих интерес к национальной идентичности.
Немецкая полиция регулярно проводит рейды против турецких правых активистов, неизменно изымая впечатляющий арсенал — оружие, патроны, электрошокеры и даже самурайские мечи. Но левые политики заявляют, что власти недооценивают угрозу со стороны «волков» и к тому же опасаются обвинений в расизме. Как объяснил депутат от социал-демократической партии Сердар Юксель, этнический турок, «когда тысячи турецких ультраправых устраивают сходку в Эссене, нас это не беспокоит; но стоит сотне немецких нацистов пройти маршем, как мы тут же организуем ответную демонстрацию».
Если в Европе «волки» борются за права турецкой диаспоры, то дома пытаются не допустить образования диаспоры сирийской. В июле 2014 года тысячи человек, многие из которых во время марша кричали речевки и сжимали руки в характерном знаке «Бозкуртлар», вышли на демонстрацию в Мараше, протестуя против наплыва сирийских беженцев. Они заблокировали дороги, сбивали с магазинов вывески на арабском языке. Правительство Эрдогана предпочло не обострять отношения с правыми, заявив, что акцию могли организовать провокаторы.
Подобная мягкость понятна: турецким властям для борьбы против РПК нужны союзники, которые бы выполняли при необходимости грязную работу. Когда курды протестовали, требуя от Анкары помощи сражающемуся Кобани, их демонстрации разгоняли «Серые волки». А в сентябре активисты «Бозкуртлар» разгромили офисы прокурдской Народно-демократической партии — одного из ключевых соперников правящей партии на выборах.
Особо рьяные «Бозкуртлар» отправляются сражаться в Сирию. Точное число участвующих в боях неизвестно, не сообщается и о количестве погибших. В новостные сводки попадают лишь наиболее яркие фигуры — например, известный турецкий националист Бурак Мишинджи. Перед отъездом в Сирию он громогласно объявил, что едет «рубить головы армянам и алавитам», но особых успехов не добился: в июле 2015 года он погиб в Латакии от пули сирийского солдата. Националисты устроили ему в Стамбуле торжественные похороны.