Очередное падение курса рубля, случившееся в начале недели, не вызвало традиционной паники. Во всяком случае очереди перед обменниками не выстраиваются ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, не говоря уже о других регионах с меньшими доходами населения. И причина проста — в отличие от ситуации годичной давности, паниковать россиянам не на что. Им остается только наблюдать за изменениями курса и тихо волноваться.
На этот раз стоимость рубля по отношению к другим иностранным валютам, в первую очередь доллару и евро, снизилась не так сильно, как в декабре прошлого года. Но существенно. Почти на рубль. Достаточно сказать, что официальный курс российской национальной валюты, установленный на среду упал по отношению к евро на 90 копеек, к доллару — на 79 копеек.
Как водится, причиной всему аналитики называют цены на нефть. Для экономики, доля добычи и переработки сырья в которой занимает больше половины ее совокупного объема, в этом нет ничего удивительного. А во вторник стоимость «черного золота» на мировом рынке опустилась ниже психологической отметки в 40 долларов за баррель. Это если смотреть на смесь Brent. Российская Urals традиционно торгуется еще дешевле в среднем на 1–1,5 доллара.
Министр финансов Антон Силуанов уже заявил, что дальнейшее падение нефтяных цен лишит российский бюджет доходов на сумму порядка триллиона рублей. И хотя его непосредственный руководитель, премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью федеральным каналам и сообщил в среду, что любой министр финансов, «какой бы ни была его фамилия», обязан драматизировать ситуацию, в данном случае, судя по всему, Антон Германович абсолютно искренен.
Компенсировать выпадающие доходы в условиях дефицита федерального бюджета-2016 на уровне 3 процентов ВВП государство способно только с помощью снижения курса национальной валюты. А при нынешнем уровне госрасходов рубль казался переоцененным еще при нефти по 45 долларов за баррель. Выведенное в период прошлогодней девальвации неофициальное «правило 3600» продолжает действовать. Его суть в следующем.
Необходимую для бюджета стоимость барреля нефти в 3,6 тысячи рублей нужно разделить на ее стоимость в долларах и таким образом получить выгодный для бюджета курс доллара. Другими словами, чтобы не терять деньги на падении нефтяных цен, властям нужно обесценивать рубль, компенсируя таким образом потери и сохраняя цены в рублях на прежнем уровне. И тем не менее внешних признаков валютной паники среди населения на сей раз не наблюдается.
Примечательно, что нынешняя девальвация случилась ровно через год после так называемого «черного вторника». Сейчас, правда, столь масштабных скачков курса на Московской бирже в течение дня не происходит. Как нет и сообщений в СМИ об очередях перед обменниками и банках, отказывающихся продавать валюту населению. Как рассказали «Ленте.ру» представители сразу нескольких крупных российских кредитных учреждений, взрывного спроса на доллары и евро не наблюдается.
«Финансовые возможности россиян не безграничны. У большинства просто нет денег на покупку валюты и все их доходы теперь тратятся на текущее потребление. Даже те, кто покупал доллары и евро в прошлом году, вынуждены были потом их продавать, чаще всего себе в убыток. Этим можно объяснить и отсутствие ажиотажного спроса на дорогие товары длительного потребления», — пояснил «Ленте.ру» директор по региональным рейтингам агентства RusRating Антон Табах. Его правоту подтверждает и статистика.
Как показывают результаты исследования Института социального анализа и прогнозирования (ИнСАП) Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), доля так называемого среднего класса в России к концу нынешнего года сократилась на четверть и теперь составляет всего 15 процентов населения страны. За последние 15 лет этот показатель практически не менялся, и к среднему классу можно было причислить каждого пятого россиянина.
К категории со средним уровнем достатка исследователи относят граждан, чей доход не ниже средней заработной платы по региону, у которых имеются сбережения, достаточные для приобретения автомобиля, высшее образование, те, кто принадлежат к группе специалистов или предпринимателей, с достаточно высокой оценкой положения в плане благосостояния, власти и уважения. Выходит, что каких-либо сбережений сегодня не имеют 85 процентов населения страны. И им просто нечего сохранять, переводя в иностранную валюту.
А вот данные Росстата. В октябре реальные зарплаты россиян снизились на 10,9 процента по сравнению с октябрем 2014 года. Средний размер зарплаты в октябре 2015 года составлял 33 тысячи 240 рублей. Объем задержанных выплат на 1 ноября при этом достиг 3,5 миллиарда рублей. За месяц он увеличился на 39 миллионов рублей, или на 1,1 процента. Так что отсутствие валютной паники сегодня — это не столько заслуга финансовых властей, сколько их упущение. Хотя понятно, что ситуация с курсом рубля влияет на качество жизни россиян меньше, чем инфляция, которая, по информации Банка России, достигла 15 процентов в годовом выражении.