Состоявшееся на минувшей неделе заседание Военного комитета Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) быстро переросло в скандал с участием военных ведомств сразу нескольких государств. Началось все с заявления начальника Генерального штаба Вооруженных сил Армении Юрия Хачатурова, который особо подчеркнул в своем комментарии СМИ, что все участники встречи поддержали российскую военную кампанию в Сирии, назвав действия Турции (24 ноября в небе над Сирией был сбит российский бомбардировщик Су-24) «актом агрессии и ударом в спину». Слова главы армянского военного ведомства поспешили опровергнуть военно-политические союзники России, в том числе ближайшие — Белоруссия и Казахстан. «Лента.ру» разбиралась, почему основные союзники не считают нужным поддерживать Москву в публичном поле.
Первой свои внешнеполитические ориентиры определила Киргизия. Причем с формальной точки зрения заявление Генерального штаба вооруженных сил Киргизии было выверено по всем правилам дипломатического политеса. Официальный Бишкек подчеркнул, что «не уполномочивал генерала Хачатурова выступать от имени оборонного ведомства нашей страны». Киргизские военные прямо заявили, что не знают об этом заявлении: согласно позиции киргизской стороны и Турция, и Россия являются стратегическими партнерами республики — «и мы выступаем за скорейшее урегулирование отношений между Анкарой и Москвой».
Чуть позже спохватились военные ведомства Белоруссии и Казахстана. В Астане также подчеркнули, что «министерство обороны Казахстана не уполномочивало начальника Генштаба ВС Армении Юрия Хачатурова выступать от имени Министерства обороны Республики Казахстан», а военное ведомство республики «не выступает с оценкой внешнеполитических событий, поскольку это прерогатива министерства иностранных дел». И при этом подчеркнули, что официальная Астана уже выразила свое отношение к инциденту со сбитым самолетом и к напряжению в российско-турецких отношениях. «Нам не совсем понятно, почему представитель Армении сделал подобное заявление в том числе и от имени Республики Казахстан», — заявили в пресс-службе министерства обороны республики.
В Минске постарались деликатно обойти острую тему. Основным спикером по ней выступил руководитель пресс-службы Министерства обороны республики полковник Владимир Макаров. Он заметил, что «на заседании начальниками генеральных штабов государств — членов ОДКБ были рассмотрены вопросы сотрудничества вооруженных сил государств — членов Организации и деятельности Объединенного штаба ОДКБ в 2015 году». При этом глава пресс-службы подчеркнул, что о «заявлении генерала Хачатурова нам ничего не известно, поэтому мы не можем его комментировать, тем более что никто его не уполномочивал выступать от имени Республики Беларусь».
Рассуждениям об особой позиции постсоветских государств, входящих в состав ОДКБ, добавило пикантности официальное заявление Министерства обороны Российской Федерации, написанное со ссылкой на слова начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерала армии Валерия Герасимова. В нем подчеркивалось, что участники заседания Военного комитета при Совете министров обороны стран-участниц ОДКБ единогласно поддержали действия России в Сирии и осудили действия Турции, ВВС которой сбили российский бомбардировщик Су-24 над сирийской территорией: «Особое внимание мы уделили, разумеется, обсуждению катастрофы с нашим боевым самолетом на территории Сирии, и все начальники генеральных штабов единодушно осудили этот обстрел нашего бомбардировщика турецким самолетом и поддержали позицию России».
К слову, заявление Герасимова в Бишкеке, Астане и Минске официально опровергать не стали.
Между тем позиция основных военно-политических союзников России хоть на первый взгляд и не вызывает больших вопросов — республики СНГ редко поддерживают Москву во время больших противостояний с геополитическим подтекстом, — тем не менее удивительна, если иметь в виду роль Турции в экономических интересах республик.
Например, во внешнеэкономической деятельности Казахстана, если судить по данным агентства по статистике республики, удельный вес Турции в общем объеме товарооборота составляет всего 2,8 процента (2,9 — в структуре экспорта; 2,5 — в структуре импорта). Для сравнения: аналогичные показатели России составляют 19,1 процента; Китая — 13,9; США — 2,5. Сравнимый с Турцией показатель у Германии — 3 процента.
Причем положение дел было таким и в предыдущие годы: Турция никогда не входила в число крупных внешнеторговых партнеров Казахстана. Отчасти по этой причине при объяснении важности отношений Казахстана и Турции официальные лица и эксперты используют скорее сентиментальные мотивы. Подчеркиваются «особые братские отношения тюркских народов», сообщается тот факт, что Турция была первым государством, которое сразу после провозглашения суверенитета Казахстана признало новую страну и установило с ней дипломатические отношения. Анкара тоже не скупится на теплые слова в отношении Астаны. Например, предшественник Эрдогана на посту президента Турецкой Республики Абдулла Гюль в 2010 году преподнес главе Казахстана Нурсултану Назарбаеву в знак признания его лидером тюркоязычных народов скипетр и объявил его «аксакалом всех тюркских стран».
Турция широко представлена в Казахстане в образовательной, гуманитарной и культурной сферах. Уже в 1990-е годы в республике были открыты турецкие лицеи, а затем и высшие учебные заведения — университеты имени Ахмета Яссауи и бывшего президента Турции Сулеймана Демиреля. Турция готовит часть офицерского корпуса Астаны, проводит подготовку кадров для казахстанской армии по ряду специальностей, конкурируя в этом вопросе с Россией и странами Запада.
Очень похожая ситуация и в Киргизии — здесь Анкара проявила похвальную оперативность — первой признала независимость нового государства и в апреле 1992 года открыла в Бишкеке посольство. В этом же году республику посетил президент Турции Сулейман Демирель. За 90-е и начало 2000-х годов Турция и Киргизия подписали 92 соглашения о сотрудничестве в самых разных областях.
Торговый оборот между двумя странами за январь-сентябрь 2015 года составил 168 миллионов долларов, из них 130 миллионов приходятся на импорт в Киргизию. С Россией для сравнения — 1,1 миллиарда долларов. Турция так же широко представлена в образовательной и гуманитарной сфере, Анкара активно участвовала в строительстве армии Киргизии. Помимо всего прочего, СМИ сообщали о деловых связях президента Киргизии в Турции. Впрочем, сам Алмазбек Атамбаев эту информацию опровергал.
Минск, как и Астана, декларирует во внешней политике многовекторность. Белоруссию и Россию связывают множественные двухсторонние договоры не только о военно-политическом сотрудничестве, но и о Союзном государстве. Тем не менее Белоруссия последовательно не поддерживает политику России в отношении Южной Осетии и Абхазии, ситуации в Донбассе и даже в вопросе присоединения Крыма.
Интересно, что Турция хоть и не является основным внешнеэкономическим партнером Белоруссии (на 12-м месте), но влияет на политику в республике примерно в той же мере, как в Казахстане. Турецкие производители входят в семерку крупнейших импортеров товаров в республику, в стране работают несколько крупных проектов, приносящих доход белорусской казне. Например, турецкая телекоммуникационная компания Turkcell, сеть казино Princess, один из крупнейших туроператоров в СНГ компания TEZ TOUR. Помимо этого за девять месяцев 2015 года товарооборот двух стран составил 487,8 миллиона долларов США, увеличившись на 15,7 процента к аналогичному периоду прошлого года. Правда, около 377 миллионов приходятся на импорт, делая торговое сальдо для Белоруссии отрицательным.
1 декабря правительство России опубликовало список 17 товаров из Турции, попадающих под действие эмбарго. Ограничения вступят в силу уже в январе 2016 года. При этом любопытно, что по данным заместителя руководителя Россельхознадзора Юлии Швабаускене из 417 поддельных фитосанитарных сертификатов, на которые белорусы выдавали реэкспортные сертификаты в 2015 году, 178 были турецкими. В этом же контексте можно вспомнить, что рекомендацию российского МИД об отказе от полетов в Египет российские туристы обходили как раз с помощью туристических компаний из Минска.
Конечно, самым важным аспектом взаимоотношений союзников является политический. Оба самых важных союзника России — и Нурсултан Назарбаев, и Александр Лукашенко — регулярно делают своим политическим капиталом близкие отношения с Владимиром Путиным, стараясь выступать с посредническими миссиями по различным вопросам международной повестки. Еще недавно оба конкурировали за формат по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины, теперь очевидным образом включились в отношения России и Турции. И если Назарбаев ограничивается в основном миротворческими заявлениями (последнее по времени прозвучало в послании президента к народу страны), Лукашенко пошел в этом вопросе дальше, встретившись в конце ноября с одним из ключевых партнеров Турции в Закавказье — президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Основной темой визита азербайджанского лидера, насколько можно судить по официальным заявлениям, стали российско-турецкие отношения, а сама встреча была организована после отмены переговоров Лукашенко с Владимиром Путиным, запланированных на 25-26 ноября. Совершенно понятно, что, работая в этом контексте, обе республики не станут поддерживать любые заявления, которые могут быть расценены как поддержка своего главного военно-политического союзника.