Не стареют душой падаваны

Нужно ли смотреть новые «Звездные войны»

Кадр из фильма: «Звездные войны: пробуждение силы»

В прокат выходит самый ожидаемый фильм года — «Звездные войны: Пробуждение Силы», первая за десять лет серия славной фантастической франшизы, когда-то породившей все современные блокбастеры. «Лента.ру» посмотрела фильм Дж. Дж. Абрамса — и убедилась, что неподъемные ожидания он оправдывает.

Спустя 30 лет после поражения Империи и гибели Дарта Вейдера в далекой-далекой галактике снова не все ладно. Гидра космической тирании переродилась в зловещую организацию «Первый орден», Республика сдает позиции, Сопротивление, возглавляемое генералом Леей Органой (Кэрри Фишер), в надежде остановить имперский ренессанс, отчаянно ищет последнего оставшегося в живых джедая — куда-то запропастившегося Люка Скайуокера (Марк Хэмилл). Все эти страсти, кажется, бесконечно далеки от одинокой мусорщицы Рэй (Дэйзи Ридли) с планеты-помойки Джакку. Но сначала ей в компаньоны набивается на редкость навязчивый дроид-колобок BB-8, а затем чуть ли не на голову падает беглец из «Первого ордена» Финн (Джон Бойега). Во Вселенной вдруг начинает ощущаться беспокойство Силы.

Звездные войны: Пробуждение Силы
IMDB

В случае с возрожденными Disney «Звездными войнами» важно понимать, насколько у их авторов связаны руки. В современном шоу-бизнесе вряд ли есть интеллектуальная собственность более ценная — индустрия сопутствующих товаров исчисляется в миллиардах долларов, а малейшая новость со съемок влияет на котировки диснеевских акций, не говоря уж о настроении миллионов фанатов. В этих условиях простор для деятельности у Дж. Дж. Абрамса, сменившего Джорджа Лукаса во главе франшизы, был очевидным образом невелик: чрезмерных отклонений от канонов, мифологии или состава персонажей «Звездных войн» ему бы не только не простили, но и попросту не дали воплотить в жизнь.

Скажем сразу: с учетом всех обстоятельств Абрамс, несколько лет назад достойно, но не сногсшибательно вернувший из мертвых другой легендарный фантастический сериал «Стартрек», со своей задачей справляется на ура. Он, с одной стороны, демонстрирует верность классической трилогии, в сущности заимствуя у нее большую часть сюжетных конструкций и экшен-находок: здесь есть и новая, улучшенная Звезда Смерти, и гамлетовская драма в душе главного злодея, маскированного наследника Дарта Вейдера по имени Кайло Рен, и достойные финала «Новой надежды» безвоздушные сражения летучих эскадрилий, и даже прожигающие снег световые мечи, как в «Империя наносит ответный удар». С другой стороны, Абрамс и его сценаристы достаточно пластично обращаются с материалом — некоторые их решения гарантированно взорвут интернет. У «Пробуждения Силы» и близко нет вязкого флера предсказуемости, который окружает, например, блокбастеры Marvel.

При том что знание оригинальных серий, в общем, довольно быстро позволяет предугадать развитие событий и в этом фильме, главным абрамсовским дополнением к канону становится пятерка новых героев для этой богатой на сильных личностей галактики.

Несколько опереточный без маски, зато вполне устрашающий в полном облачении злодей Кайло Рен. Героический, получающий слишком мало экранного времени пилот Сопротивления По Дамерон (Оскар Айзек из «Внутри Льюина Дэвиса» Коэнов). Служащий основным источником юмора и человечности, перманентно растерянный бывший штурмовик Финн. Боевая, талантливая решительно во всем мусорщица Рэй, которая на поверку и вовсе оказывается центральным персонажем новой трилогии. И — не в последнюю очередь — непоседливый шарообразный дроид BB-8, справляющийся с бесконечно умилительным робопищанием не хуже классического R2D2. Все они, конечно, проходили кастинг как будущие игрушечные фигурки в большей степени, чем тест на пригодность для подлинной народной любви, но это не мешает им держать внимание и очаровывать при первом же появлении в кадре.

Абрамс знает, что его главное, самое действенное оружие — вовсе не захватывающие дух космические контрасты или дорогостоящий образцовый экшен. Нет, это великая сила ностальгии, которой, однако, как учит нас пример недавнего «Терминатора 5», для хорошего кино недостаточно: заигравшись в подмигивание фанатам, рискуешь скатиться в пошлую самопародию. Абрамс прекрасно знает, что чувства первооткрытия, которое источали оригинальные фильмы, ему уже не добиться — и поэтому не педалирует восторг от каждой знакомой с детства детали вроде жужжания световых мечей или вида не помещающихся в IMAX-экраны космических крейсеров, предоставляя зрителю самому им умиляться.

Зато «Пробуждение Силы» находит в своей славной родословной источник для той эмоции, которой его предшественники были лишены. Это трогательное осознание и принятие своего не юношеского уже возраста, которое неизбежно генерируют седины Хана Соло (Харрисон Форд), покрывающая «Сокол тысячелетия» ржавчина и налитые слезами глаза принцессы Леи. Попробуйте не растрогаться — и у вас это вряд ли выйдет. Галактика «Звездных войн» может быть бесконечно далекой, но «Пробуждение Силы» не стесняется обозначить главное ее сходство с окружающим нас миром. Какими бы ни были заслуги его обитателей в прошлом, достигнутый с их помощью статус-кво неизбежно будет вновь нарушен — но на место старых героев придут новые, и приключений на их век тоже хватит.