Чему отдать предпочтение: прогулкам по разрушенному ядерными бомбами Бостону или охоте на чудовищ в псевдовикторианском городе? Трое наиболее известных российских игровых критиков и редактор игрового раздела «Ленты.ру» называют лучшие проекты 2015 года и объясняют свой выбор.
«Ведьмак 3: Дикая охота»
Лучшая ролевая игра… да что там, просто лучшая игра года. Плеяда колоритных персонажей, увлекательные задания, проработанный до мелочей огромный мир, полный тайн и сюрпризов, неожиданные сюжетные развилки, наконец, превосходные картинка и техническая основа. Пусть вас не смущает цифра «3» в названии игры — студия CD Projekt RED позаботилась о том, чтобы всякий, кто не видел предыдущих частей и не читал первоисточник — книги Анджея Сапковского — получил удовольствие, путешествуя вместе с ведьмаком Геральтом.
Life is Strange
Путешествия во времени, пусть с самыми благими целями, до добра не доводят, учил нас док Браун. О том же рассказывает и «интерактивный фильм» Life Is Strange, героиня которого научилась «перематывать» время обратно. А еще это трогательная и очень «ламповая» история про тайны тихого провинциального городка, тоску об ушедшем детстве и дружбу прочнее, чем сама реальность. Даже смазанная концовка не портит впечатления. Продукция конвейерной фабрики Telltale Games и рядом не стояла.
Pillars of Eternity
Только ленивый нынче не кормится с ностальгии по играм 80-х и 90-х, однако редко кто способен пройти по грани и не свалиться в бесстыдный плагиат. Эта игра напоминает Baldur’s Gate, классику ролевого жанра, всем, чем только можно, от оформления меню до боевой механики. Но мир ее самобытен, задания всегда интересны, а многие важные детали, вроде диалоговой системы, проработаны на «отлично». Приятно и то, что авторы слушают критику — за время, прошедшее после релиза, они устранили ошибки и заметно облагородили интерфейс.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
Я никогда не был поклонником сериала, не прошел ни одну игру целиком, но пятая часть попала в моем случае во все нужные точки. Обожаемый мной стелс здесь именно такой, какой нужно — многовариантный, богатый на возможности, быстрый, но не навязываемый железной рукой дизайнера; заметят так заметят, разберемся. Предпочтительнее, конечно, чтобы не заметили.
Управление — лучшее, что было в жанре. Контролировать Снейка настолько легко, что кажется, будто между тобой и героем на экране нет мостика в виде геймпада. Он просто понимает, чего ты хочешь от него добиться, и делает это: кувырки, прыжки в траву, перекаты, мгновенное выхватывание пистолета, изменение скорости, позиции… Все происходит максимально быстро, и при этом плавно, кинематографично. Может, Кодзима потому не стал делать так много роликов в пятой части, что самые банальные, рутинные эпизоды из его игры напоминают фильм? Не знаю.
Но знаю, что у него получилась невероятно затягивающая игра, которая, кажется, наделена высоким смыслом. В «Assassin’s Creed: Синдикат», зачищая район за районом Лондон, ты понимаешь, что занимаешься черт знает чем. Но MGS V создает впечатление, что за каждым вызволенным пленником скрывается какая-то маленькая победа в в морализаторской войне Биг Босса с самим собой. И тебе почему-то хочется в ней участвовать.
Life is Strange
Сериал про проблемы девочек-подростков, экспериментирующих с наркотиками и собственной сексуальностью, стал одним из главных видеоигровых событий этого года. Спрятав за трюками со временем и прочим мистицизмом древние как мир проблемы юных умов, французы из DONTNOD сумели создать весьма убедительное и самобытное отражение современной реальности в формате игры. Эсэмэски в главном меню игры раскрывают отношения между персонажами, статусы в Facebook позволяют узнать предысторию тех или иных событий, а судьбы ломаются из-за одного-единственного видео на популярном видеохостинге.
Rocket League
Rocket League попала в мою подборку просто потому, что за ней я провел больше всего времени в этом году.
Есть две команды машинок с нитро, есть ворота, есть мяч. И есть корректная физика. На выходе имеем киберспортивный снаряд невероятной мощи. В этой игре можно до бесконечности развиваться, и за ходом гонок в ней очень интересно следить. Одно из главных откровений последних 12 месяцев. Ни в коем случае не покупайте Rocket League. Грозит парой сломанных геймпадов.
«Ведьмак 3: Дикая охота»
Тут я не буду оригинальным. Очевидно, что «Ведьмак 3» — самый яркий проект этого года. Я как-то с ним совсем с ума сошел: провел в игре 211 часов, что для меня личный рекорд. Играть в «Ведьмака» — это как читать увлекательную книжку, которая все никак не заканчивается, чему ты искренне рад. Немного обидно, что, по сути, это очень знакомая всем игра, которая не стремится совершить революцию. Скорее мы видим, что классические концепты в новой обертке способны завоевать весь мир, будь их авторы хоть из Польши. Пока западная индустрия соревнуется, кто создаст более идеальный пылесос времени и денег, придумывая повторяющиеся, затягивающие механики (преимущественно в онлайне), CD Projekt Red идут обратным путем. Мол, глядите, одиночные игры живее всех. Вкладывая в них душу, написав отличные тексты и блистательно их озвучив, можно создать шедевр, способный затмить все. Потому что игры — это в первую очередь эмоции. И в «Ведьмаке» их в этом году было больше всего. А еще «Дикая охота» — счастливое окончание трогательной истории о том, как простые парни, занявшись любимым делом, за 8 лет упорного труда смогли покорить мир. Вдохновляет.
Tom Clancy’s Rainbow Six: Осада
Современная игровая индустрия очень медленно рождает новые идеи. Такой вот парадокс: когда технологии не позволяли ровным счетом ничего, разработчики старались в каждой игре совершить какой-нибудь прорыв. Например, впихнуть в шутер головоломки, завязанные на только что обретенной реалистичной физике (Half-Life 2), или построить всю игру на тотальном разрушении окружения (Red Faction). Но вот прошли годы, все наигрались с технологиями и клепают сплошь «деревянные» игры, где игровые механики и их баланс полностью завязаны на скучной математике. Особенно когда дело касается мультиплеера. Игроки не возражают: есть карты с четким балансом и классы с достоинствами и недостатками, которые легко осваивать и оттачивать свои рефлексы. И вот впервые за годы появилась игра, попробовавшая отойти от стереотипов. Сетевой шутер, где можно разрушить очень многие элементы окружения и не для красоты, а чтобы получить тактическое преимущество. Шутер, где главное — не метко стрелять, а быть умнее противников. Побеждает не тот, кто заучил цифры, а тот, кто хитрее и способен адаптироваться к изменяющейся обстановке. В результате, «Осада» — чуть ли не единственный FPS последних лет (наряду с Destiny), создающий миллион уникальных ситуаций. Очень сложно от него оторваться. Самый свежий по эмоциям проект 2015 года.
Fallout 4
Fallout 4 — прямая противоположность «Ведьмаку». Очевидно, что Bethesda совсем иначе смотрит на жанр ролевых игр. Главное для геймдизайнеров — погрузить игрока в свой мир, дать ему огромное количество возможностей развлечь себя, и даже больше — повлиять на то, как этот мир выглядит. Вместо крепкой литературной составляющей, навороченных квестов и персонажей — сотни запчастей для конструирования собственного оружия и любимой силовой брони (Power Armor), которую нужно бережно хранить в гараже, выискивать для нее детали и ядерные батарейки. Вместо четкой сюжетной линии — набор разобщенных историй, часть которых можно «уловить», лишь вовремя настроив радио на нужную частоту. Эта игра — как раз тот самый математически созданный пылесос времени. Вы заходите в нее на пять минут перед сном, а потом обнаруживаете, что уже наступило утро, а все, что вы сделали за ночь —- посадили тыкву, помидоры, поправили покосившийся забор и защитили бедолаг из соседнего селения от набега бандитов. Польза сомнительна, но отказать себе в этом просто невозможно. Можно критиковать игру за подобные «казуальные» реверансы, а можно признать — Bethesda знает нас лучше, чем мы сами. Ведь все мы, рано или поздно, будем сажать картошку в огороде. И не для пользы, а для удовольствия. Одно из самых приятных виртуальных развлечений в этом году. Обязательно продолжу играть на зимних каникулах.
Bloodborne
Мрачная, требовательная к мастерству игрока Bloodborne напоминает о тех временах, когда никто из геймдизайнеров всерьез не задумывался, как сделать прохождение максимально комфортным для пользователей. Как охотиться на чудовищ, заполнивших древний псевдовикторианский город, за что отвечают разные параметры в списке характеристик персонажа, почему меняет цвет заполнившая собой полнеба луна, — почти все предлагается постичь самостоятельно, без ободряющей помощи контекстных подсказок, внутриигрового руководства и обстоятельных диалогов с персонажами. В отличие от предшественниц из цикла Dark Souls, Bloodborne — не про оборону, а про нападение. Недаром вместо блока в ней — прыжок в сторону, а герою выгодно драться вплотную к врагу — тогда хлещущая из ран противника кровь восстановит часть потерянного здоровья. Еще не экшн на высоких скоростях, вроде Devil May Cry, уже не обычная ролевая игра с элементами боя в реальном времени, в которой многие оплошности спускают с рук. За то и люблю.
Rise of the Tomb Raider
Расхищать гробницы в Сибири еще увлекательнее, чем на острове Яматай из вышедшей в 2013 году Tomb Raider. Все, что было в предыдущей части, перекочевало в новую: упражнения в акробатике, прицельная стрельба из лука, прокачка снаряжения у походных костров и мир, позволяющий отвлечься от основной миссии на другие задания. Но увеличилось количество головоломок, сцены перестрелок тоже напоминают мини-ребусы, а сама Лара больше похожа на прежнюю себя из игр 1990-х — решительную и собранную. Идеальный приключенческий экшн, который нельзя рекомендовать только тем, кто превыше всего ценит сюжет. По уровню клюквы Rise of the Tomb Raider вот-вот приблизится к стратегиям Red Alert, а историю героини писали с прямо-таки замогильной серьезностью.
Fallout 4
Fallout 4 для меня разделила судьбу прошлогодней Dragon Age: Inquisition. Хотя у обеих игр хватает недостатков, общее впечатление от них — куда больше, чем просто сумма недочетов. Постъядерный Массачусетс погружает в себя, заставляя больше интересоваться скитаниями по руинам Бостона и поисками новых достопримечательностей, чем основным сюжетом, рассказывающим о безутешном родителе в поисках ребенка. Слушаешь радио — а там обрывки разговоров, ведущие к новым квестам, идешь к новому пункту назначения — видишь, как разыгрываются мини-сценки, не связанные с твоим поручением, находишь дневники и обрывки писем — узнаешь больше о жителях ретрофутуристического мира, пережившего атомную войну. Виртуальный туризм по радиоактивному будущему в сопровождении вечно верной собаки, которую, впрочем, можно заменить на другого спутника.