Насколько стар Новый Свет

Загадки заселения Америки

Откуда появились коренные американцы
Изображение: oregonherald.com

Со школьных лет всем известно, что Америку заселили жители Азии, перебравшиеся туда небольшими группами через Берингов перешеек (на месте нынешнего пролива). Они расселились по Новому Свету после того, как 14-15 тысяч лет назад начал таять огромный ледник. Однако недавние открытия археологов и генетиков поколебали эту стройную теорию. Выходит, что Америку заселяли неоднократно, делали это некие странные народы, родственные чуть ли не австралийцам, и к тому же непонятно, на каком транспорте первые «индейцы» добрались до крайнего юга Нового Света. В загадках заселения Америки попыталась разобраться «Лента.ру».

Первый пошел

До конца XX века в американской антропологии господствовала гипотеза «сперва Кловис», согласно которой именно эта культура древних охотников на мамонтов, что появилась 12,5-13,5 тысячи лет назад, была самой древней в Новом Свете. Согласно этой гипотезе люди, попавшие на Аляску, могли выжить на свободной от льда земле, ведь снега здесь выпадало довольно мало, однако далее путь на юг был перекрыт ледниками до периода 14-16 тысяч лет назад, из-за чего расселение по Америкам началось только после конца последнего оледенения.

Гипотеза была стройной и логичной, но во второй половине XX века были сделаны некоторые не совместимые с ней открытия. В 1980-х годах Том Дилеи (Tom Dillehay) в ходе раскопок в Монте-Верде (юг Чили) выяснил, что люди побывали там как минимум 14,5 тысячи лет назад. Это вызвало бурную реакцию научного сообщества: получалось, что обнаруженная культура на 1,5 тысячи лет древнее Кловис в Северной Америке.

Большинство американских антропологов попросту отказало находке в научной достоверности. Уже в ходе раскопок Дилеи столкнулся с мощной атакой на свою профессиональную репутацию, дело дошло до закрытия финансирования раскопок и попыток объявить Монте-Верде явлением, не относящимся к археологии. Лишь в 1997 году ему удалось подтвердить датирование в 14 тысяч лет, что вызвало глубокий кризис в понимании путей заселения Америки. На тот момент в Северной Америке мест столь древнего заселения не было, из-за чего вставал вопрос, откуда именно люди могли попасть в Чили.

Недавно чилийцы предложили Дилеи продолжить раскопки. Под влиянием печального опыта двадцатилетних оправданий он сперва отказался. «Я был сыт по горло», — пояснил свою позицию ученый. Однако в конечном счете согласился и обнаружил на стоянке MVI орудия, несомненно изготовленные человеком, древность которых составляла 14,5-19 тысяч лет.

История повторилась: археолог Майкл Уотерс (Michael Waters) тут же подверг открытия сомнению. По его мнению, находки могут быть простыми камнями, отдаленно похожими на орудия, а значит, традиционная хронология заселения Америки все же вне опасности.

Приморские кочевники

Чтобы разобраться в том, насколько обоснована критика новой работы, мы обратились к антропологу Станиславу Дробышевскому (МГУ). По его словам, найденные орудия действительно очень примитивны (обработаны с одной стороны), однако сделаны из материалов, отсутствующих в Монте-Верде. Кварц для значительной их части нужно было принести издалека, то есть такие предметы не могут иметь естественного происхождения.

Ученый отметил, что систематическая критика открытий такого рода вполне понятна: «Когда вы в школе и университете учите, что Америка была заселена определенным образом, не так просто отказаться от этой точки зрения».

Консерватизм именно американских исследователей тоже понятен: на территории Северной Америки признанные находки относятся к периоду на тысячи лет позже периода, указанного Дилеи. Да и как быть с теорией, что до таяния ледника заблокированные им предки индейцев не могли расселяться на юг?

Впрочем, отмечает Дробышевский, ничего сверхъестественного в более древних датах чилийских стоянок нет. Острова вдоль нынешнего тихоокеанского побережья Канады не были покрыты ледником, там находят останки медведей времен ледникового периода. Значит, люди вполне могли распространяться по побережью, переплывая на лодках и не уходя в глубь негостеприимной тогда Северной Америки.

Австралийский след

Однако на том, что первые достоверные находки предков индейцев сделаны именно в Чили, странности заселения Америки не заканчиваются. Не так давно выяснилось, что гены алеутов и группы бразильских индейцев имеют особенности, свойственные генам папуасов и аборигенов Австралии. Как подчеркивает российский антрополог, данные генетиков хорошо сочетаются с результатами анализа черепов, ранее найденных в Южной Америке и имеющих черты, близкие к австралийским. По его мнению, вероятнее всего, австралийский след в Южной Америке связан с общей предковой группой, часть которой десятки тысяч лет назад двинулась в Австралию, в то время как другая мигрировала вдоль берегов Азии на север, вплоть до Берингии, а оттуда достигла и южноамериканского континента.

Как будто этого было мало, генетические исследования 2013 года показали, что бразильские индейцы ботакудо по митохондриальной ДНК близки к полинезийцам и части жителей Мадагаскара. В отличие от австралоидов полинезийцы вполне могли достичь Южной Америки по морю. В то же время следы их генов в восточной Бразилии, а не на побережье Тихого океана объяснить не так уж просто. Получается, что небольшая группа полинезийских мореплавателей после высадки зачем-то не вернулась обратно, а преодолела непривычное для них андское высокогорье, чтобы осесть в Бразилии. О мотивах такого длинного и трудного для типичных мореплавателей сухопутного путешествия можно только догадываться.

Итак, небольшая часть американских аборигенов имеет следы генов, весьма далеких от генома остальных индейцев, что противоречит идее об одной-единственной группе предков из Берингии.

Старое доброе

Впрочем, есть и более радикальные отклонения от идеи заселения Америки одной волной и только после таяния ледника. В 1970-х бразильский археолог Ньеда Гидон (Nieda Guidon) открыла пещерную стоянку Педра-Фурада (Бразилия), где кроме примитивных орудий было немало кострищ, возраст которых радиоуглеродный анализ показал от 30 до 48 тысяч лет. Легко понять, что такие цифры вызвали большое неприятие североамериканских антропологов. Тот же Дилеи критиковал радиоуглеродные датировки, отмечая, что следы могли остаться и после огня естественного происхождения. Гидон отреагировала на такие мнения своих коллег из США по-латиноамерикански резко: «Огонь естественного происхождения не может возникнуть глубоко в пещере. Американским археологам надо меньше писать и больше копать».

Дробышевский подчеркивает, что хотя датировки бразильцев оспорить пока никому не удалось, сомнения американцев вполне понятны. Если люди были в Бразилии 40 тысяч лет назад, то куда они делись потом и где следы их пребывания в других частях Нового Света?

История человечества знает случаи, когда первые колонизаторы новых земель практически полностью вымирали, не оставляя значительных следов. Так случилось с Homo sapiens, заселившими Азию. Их первые следы там относятся к периоду до 125 тысяч лет назад, однако данные генетиков говорят, что все человечество произошло от популяции, вышедшей из Африки существенно позднее — лишь 60 тысяч лет назад. Существует гипотеза, что причиной этого могло стать вымирание тогдашней азиатской части в результате извержения вулкана Тоба 70 тысяч лет назад. Энергия этого события считается превосходящей общую мощность всех вместе взятых ядерных боеприпасов, когда-либо созданных человечеством.

Однако даже событием мощнее ядерной войны трудно объяснить исчезновение значимых человеческих популяций. Некоторые исследователи отмечают, что ни неандертальцы, ни денисовцы, ни даже жившие сравнительно близко от Тобы Homo floresiensis не вымерли от взрыва. А судя по отдельным находкам в Южной Индии, не вымерли в ту пору и местные Homo sapiens, следов которых в генах современных людей при этом почему-то не наблюдается. Таким образом, вопрос о том, куда могли деться люди, заселившиеся 40 тысяч лет назад в Южную Америку, остается открытым и до некоторой степени ставит под сомнение наиболее древние находки типа Педра-Фурада.

Генетика против генетики

В противоречие часто вступают не только археологические данные, но и такие, казалось бы, надежные свидетельства, как генетические маркеры. Летом этого года группа Маанасы Рагхаван (Maanasa Raghavan) из копенгагенского Музея естественной истории объявила, что данные генетического анализа опровергают идею о том, что в заселении Америки участвовало более одной волны древних переселенцев. По их данным, гены, близкие к австралийцам и папуасам, появились в Новом Свете позднее 9 тысяч лет назад, когда Америка уже была заселена выходцами из Азии.

Одновременно с этим вышла работа другой группы генетиков во главе с Понтусом Скогландом (Pontus Skoglund), которая, основываясь на том же самом материале, выступила с противоположным заявлением: некая популяция-призрак появилась в Новом Свете то ли 15 тысяч лет назад, то ли даже раньше, и, быть может, расселилась там до азиатской волны миграции, из которой произошли предки подавляющего большинства современных индейцев. По их мнению, родственники австралийских аборигенов пересекли Берингов пролив лишь для того, чтобы быть вытесненными последующей волной «индейской» миграции, представители которой стали доминировать в обеих Америках, оттеснив немногочисленных потомков первой волны в джунгли Амазонии и на Алеутские острова.

Если даже генетики не могут договориться между собой о том, «индейская» или «австралийская» компоненты стали первым аборигенами Америки, всем остальным разобраться в этом вопросе еще сложнее. И все же кое-что сказать по этому поводу можно: черепа, по форме похожие на папуасские, встречаются на территории современной Бразилии дольше 10 тысяч лет.

Научная картина заселения Америк очень сложна, и на современном этапе существенно меняется. Ясно, что в заселении Нового Света участвовали разные по происхождению группы — как минимум две, не считая небольшого полинезийского компонента, появившегося позже остальных. Очевидно и то, что как минимум часть переселенцев смогла колонизировать континент несмотря на ледник — обойдя его на лодках или же по льду. При этом впоследствии первопроходцы двигались вдоль побережья, довольно быстро достигнув юга современного Чили. По-видимому, первые американцы были весьма мобильны, экспансивны и хорошо умели использовать водный транспорт.

00:02 26 февраля 2017
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде

«События в столице застали Ильича врасплох»

Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
00:02 25 марта 2017
«Это было волшебно!»

Дефект массы

Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории

Лазерный пистолет и стреляющий эспандер
Пять самых необычных и бессмысленных пистолетов
Срисовали
Как разоблачили банду, охотившуюся на картины знаменитых художников
«Я стала плевать кровью на снег»
Как выстрел в лицо офицеру МВД обернулся обвинениями в самостреле: расследование
Сирийские убийцы
Как связаны резня на КПП Росгвардии в Чечне и недавнее похищение контрактника
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Man and woman eating from a pot and a pail on a street corner, 1940-1944Разборки в гетто
Страх, ужас и безысходность на снимках лодзинского фотографа
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Кровавое воскресенье 22 января 1905 года«Идиоты говорят, что Россию погубил заговор»
Почему революция 1917 года была неизбежна
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Оргиастический акт любви и счастья»
Дина Рубина о советских кулинарных традициях
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Рай на земле
Лучшие для жизни города мира
«Мы делаем не крымское вино, а севастопольское»
Винодел Павел Швец — о месте России на винной карте мира
Германия по карману
Как попасть в Баварию за две тысячи рублей и получить удовольствие
Отберут последнее
Коснутся ли новые правила перевозки электроники летящих в США россиян?
Идеал со сроком годности