Соседская экономия Как психология помогает экономить электричество

ЦиклЭффективный расход

Фото: Ivan Alvarado / Reuters

Все больше стран пытаются побудить население экономить электроэнергию, однако ее потребление практически не снижается. Как группа ученых смогла заставить людей задуматься об энергоэффективности, научиться бережнее относиться к электричеству и почему сегодня этот способ применяет половина электрических компаний США — рассказывает «Лента.ру».

Экология и экономия

Несмотря на усилия многих стран мира по экономии электроэнергии и переходу на возобновляемые источники, ее потребление в мире с каждым годом только возрастает. По данным World Energy Statistics, в 2014 году человечество израсходовало 20 301 тераватт-час электроэнергии, и более 80 процентов этого объема было выработано за счет сжигания угля, нефти и газа, а также атомной энергетики. Технологии добычи экологически чистой энергии только развиваются, хотя в некоторых странах они успешно применяются для уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Так, в Германии доля возобновляемой энергии в общем объеме энергопотребления уже превысила 30 процентов, а к 2020 году на всей территории ЕС «зеленой» энергией будет обеспечено 68 миллионов человек.

Однако помимо заботы об экологии и обеспечения доступа к электроэнергии для всего населения Земли, человечеству также необходимо сокращать общий объем энергопотребления и повышать его эффективность. Впервые об этом заговорили еще во второй половине прошлого столетия после возникновения движения «зеленых». Однако тогда экономия энергии ассоциировалась со снижением уровня комфорта, так что идеи борцов за экологию не получили массовой поддержки.
Сегодня во многих странах население регулярно информируют о необходимости экономить электричество. В интернете создаются специальные информационные ресурсы, через СМИ распространяется соответствующая социальная реклама, а в школах проводятся тематические уроки. В середине декабря уроки энергосбережения по инициативе Минэнерго и Минобрнауки прошли и в российских школах. При поддержке энергокомпаний и федеральных экспертов учащимся рассказали о необходимости бережно относиться к энергетическим ресурсам страны. Эти уроки могут стать регулярными.

В России с 2009 года также действует федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в рамках которого разрабатываются госпрограммы в области экономии электричества.

Фото: Carlos Barria / Reuters

Дело в мотивации

Однако подобные меры далеко не всегда приводят к изменению поведения энергопотребителей. Это убедительно продемонстрировал проведенный в 2004 году масштабный поведенческий эксперимент студентов из университета Аризоны и калифорнийского университета в Сан Маркос.

Исследователи по телефону опросили жителей Калифорнии о том, что может их заставить экономить электроэнергию. Большинство указали на перспективу сокращение расходов на электричество, хотя многие также выразили и желание заботиться об экологии. При этом 98 процентов опрошенных заявили, что пытаются экономить энергию, а 58 процентов сообщили, что делают это «почти постоянно».

Тем не менее расход электричества в Калифорнии за последние несколько лет практически не снизился. Авторы исследования решили узнать, как на энергопотребление населения влияют общественные призывы к экономии энергии. В эксперименте приняли участие более 1200 домохозяйств. Студенты разделили их на четыре группы. На двери домов первой группы повесили таблички с рекомендацией отключать кондиционеры в жаркую погоду, поскольку это позволяет сэкономить 54 доллара в месяц. Второй группе аналогичным образом предложили задуматься об экологии, а третьей — об опасности перегрузки городских электросетей. Ни один из этих аргументов не привел к уменьшению энергопотребления.

Четвертой группе домовладельцев повесили на двери таблички с информацией о том, что 77 процентов их соседей регулярно отключают кондиционеры и экономят электроэнергию. В тексте также содержался призыв присоединиться к кампании по энергосбережению. В результате энергопотребление сократилось на 1,2 киловатт-часов в день. Таким образом было доказано прямое влияние общественных настроений на поведение отдельных потребителей электричества. Моральный и финансовый аспект оказались неспособны сократить расход электроэнергии.

Общественный контроль

Результатами исследования заинтересовались предприниматели Дэнни Эйтс и Алекс Ласки, в 2007 году основавшие компанию Opower. Они разработали программу для анализа энергопотребления и договорились с ведущими поставщиками электроэнергии в США о том, что те будут предоставлять им статистические данные. С помощью этих данных сравнивалось потребление электричества в домах с одинаковой площадью, после чего соответствующие отчеты отправлялись домовладельцам вместе со счетами за электричество. «Они сравнивают себя с соседями, а затем мы предлагаем им свои рекомендации по экономии электроэнергии», — объясняет Ласки.

Фото: Schoening / Arco / Global Look

У Opower уже более 50 миллионов клиентов среди домовладельцев и представителей бизнеса. Компания сотрудничает с 28 из 50 крупнейших поставщиков электроэнергии США и привлекла 65 миллионов долларов венчурных инвестиций. Для контроля за расходом электричества OPower разработала мобильное приложение, а в обозримом будущем планирует представить пакет решений для интернета вещей.

Всего за это время клиенты компании сэкономили более одного миллиарда долларов на платежах за электричество и восемь миллиардов киловатт энергии. И это далеко не предел. «Более 20 процентов всей электроэнергии в домах расходуется понапрасну, то есть ежегодно мы тратим впустую почти 40 миллиардов долларов. Мы оставляем свет в комнатах и не выключаем кондиционеры, даже когда нас нет дома», — отметил Ласки в одном из своих публичных выступлений. В компании уверены, что ключ к экономии электричества — в изменении поведения людей. Однако добиться этого невозможно, пока поставщики энергии получают доходы от ее потребления. По мнению Ласки, государству необходимо уходить от этой модели и финансово стимулировать электрические компании, старающиеся экономить электричество.

Те же механизмы мотивации можно применять и для изменения массового сознания людей. В качестве примера Ласки приводит автомобиль Toyota Prius, где бортовой компьютер на ходу в режиме реального времени демонстрирует водителю объем сэкономленного топлива и уменьшения выбросов в атмосферу.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше