Новогодние каникулы, традиционно сопровождающиеся обильными возлияниями, в этом году омрачились не только обычной алкогольной интоксикацией некоторых наших граждан, чрезмерно увлекающихся крепкими напитками, но и трагическими случаями отравления суррогатным алкоголем с летальным исходом. «Лента.ру» разбиралась, как смертельный яд попадает на праздничные столы россиян, и положит ли этому конец вводимая сейчас Единая государственная автоматизированная информационная система.
На третий день нового года от контрафактной водки скончался 55-летний москвич. В его квартире хоть и нашли 8 пустых бутылок (доза сама по себе почти смертельная), но полиция полагает, что роковой оказалась последняя. Остатки этого пойла отправлены на экспертизу. Второго января под Санкт-Петербургом, в Автово, предположительно по той же причине ушли из жизни немолодые супруги.
В канун Нового года в большие города двинулись эшелоны дешевой водки. Даже в крупных, вроде бы уважающих себя сетевых супермаркетах на полках возникли бутылки сорокаградусной с диковинными этикетками по цене газировки. В центре столицы можно было купить поллитровку за 180 рублей. И это при том, что в среднем акциз на одну «поллитровку» — 120 рублей. А ведь есть еще затраты на производство и доставку, налоги.
В конце минувшего года общими усилиями полиции, ФСБ и специалистов Росалкогольрегулирования удалось изъять из оборота целый океан спиртного, который всеми правдами и неправдами пытались протащить в крупные города перед праздниками бутлегеры. Но и после первых серьезных облав торговцы нелегальным спиртным не стали осторожнее. Они шли ва-банк, теряя тысячи галлонов, декалитров продукции. Почему? Да потому что теперь их суррогат уже не так просто пропихнуть в торговую сеть. А скоро это будет практически невозможно. Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), контролирующая объем производства и оборот спиртосодержащей продукции, уже заработала и разоряет крепкие хозяйства тех, кто нажился на сверхприбыли от безакцизной торговли.
ЕГАИС делает каждую бутылку уникальной. И позволяет проследить ее судьбу от заводского конвейера до авоськи районного забулдыги.
— В марке, которая наносится на бутылку заводом-изготовителем, в зашифрованном виде содержится информация о том, когда и где этот напиток был выпущен. Указываются номер партии, данные о крепости, — объясняет «Ленте.ру» Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики. — Этот код непосредственно от производителя передается в Единую государственную автоматизированную информационную систему. То есть бутылка только выпущена, а сведения о ней уже есть в базе данных. То же касается и алкогольной продукции, попавшей в Россию из-за границы. С 1 января 2016 года в систему добавляются данные о движении алкогольной продукции до оптовиков. И совсем скоро к системе подключится каждая точка розничной торговли.
Многие магазины уже позаботились об оснащении кассовых терминалов специальными сканерами, считывающими код с марки, а также программным обеспечением и оборудованием для передачи данных в государственную базу. Выдача лицензий на торговлю алкоголем без этих аппаратов прекращается. После реализации спиртного номер акциза, считанный сканером, помечается в базе данных как проданный. Поэтому подделывать бренды станет бессмысленным занятием. Если аппарат наткнется на «липу», об этом тут же узнают контролирующие органы. С 1 января розница должна фиксировать в ЕГАИС покупку спиртного у оптовиков.
— Пилотная система была опробована еще в 2014 году в Московской области и показала, что способна положить конец распространению суррогатного алкоголя, — говорит Шапкин. — В то же время для бюджета ЕГАИС послужит эффективным средством контроля за уплатой налогов.
Введение ЕГАИС вызвало настоящую агонию у нечестных игроков алкогольного рынка. Вот они и решили выставить на продажу все из своих закромов. Новый год пришелся как нельзя кстати. Безусловно, у торговцев-нелегалов останутся пути сбыта своего пойла через провинциальные магазины, закрытые корпоративы, банкеты и посредством интернет-продаж. Но это уже жалкие крохи от былого сладкого пирога.
— Самая опасная продукция, от которой гибнут люди, производится в кустарных условиях, в бывших промзонах, — рассказал «Ленте.ру» источник в ГУ МВД по Московской области. — Но с таким мы встречаемся нечасто. В основном контрафакт приходит с алкогольных предприятий, лишенных лицензии. Таких в России более 250. С конца прошлого года Росалкогольрегулирование было наделено правом изымать и уничтожать не только контрафактное спиртное, но и оборудование, на котором оно произведено. Это изменит ситуацию на рынке в лучшую сторону.
Конечно, в результате ухода с рынка практически дармового, но смертельно опасного алкоголя, средние цены ощутимо вырастут. А «минималка», по оценкам экспертов, составит не меньше 220 рублей за пол-литра сорокаградусной.
Впрочем, это расстроит далеко не всех россиян. По данным Росстата, в 2015 году (данные за 11 месяцев) спрос на водочную и ликеро-водочную продукцию упал на 7,4 процента, на коньяк — почти на 5 процентов по сравнению с предыдущим годом. Зато продажи вина выросли на 1,5 процента. Оптимисты утверждают, что россияне делают выбор в пользу здорового образа жизни. Хотелось бы верить. Главное, чтобы реализуемый сейчас проект не провалился, например, из-за программного обеспечения, созданного под западные операционные системы. Бутлегеры готовы воспользоваться любой лазейкой.