Заткнули за пояс

Пояс верности как эротический миф

Фото: Mary Evans Picture Library / East News

Женский пояс верности — широко известный артефакт средневековой культуры, фигурирующий во многих фильмах, книгах и научно-популярных статьях. Считается, что рыцари, отправляясь в крестовые походы, заковывали своих жен в громоздкие металлические конструкции, закрывающие нижнюю часть тела. Ключ уносили с собой и могли быть спокойны за верность супруг во время долгих странствий. Нужду дамы справляли сквозь специальные прорези, а в случае беременности ребенка ждала неизбежная смерть.

Идея таких поясов выглядит крайне нелепой, варварской и негигиеничной. Как тяжелые металлические конструкции носить в паховой области? Уже через несколько дней они бы поранили кожу. Ранки неизбежно бы загноились, что привело бы к заражению половых органов и смертельному заражению крови. Но об этом мало кто задумывается — что взять со средневековых мужчин: какие страсти, какая ревность, какое невежество!

О средневековых поясах верности пишут как о достоверном факте как минимум с XVIII века (и демонстрируют их в музеях). Однако американский историк-медиевист Альбрехт Классен, изучив все упоминания об этих объектах, пришел к однозначному выводу: средневековых поясов верности никогда не было — это эротический миф Нового времени.

Выражение «пояс целомудрия» (cingulum castitatis на латыни) встречается в средневековой европейской литературе, но носит исключительно богословский характер: это метафора чистоты и целомудрия. «Избавь меня от прошлых грехов, защити от нынешних, укрепи от будущих. Дай мне воздержание от еды и питья, пояс верности целомудрия, чистоту сердца и уст», — молит Бога придворный богослов и ученый Карла Великого Алкуин. «Они вышли с факелами, препоясанными чреслами, с горящими светильниками в руках — чтобы на теле их был завязан пояс целомудрия, а свет примера их деяний светил их соседям и во славу Отца», — так мистик Бернард Клервоский толкует притчу о десяти девах. Ни о каких металлических конструкциях с замками, как видим, речь тут не идет.

Считается, что пояса верности массово изготавливались во Флоренции XV века. Однако у Джованни Бокаччо об этом ни слова в «Декамероне» — сборнике бытовых новелл, преимущественно с любовными сюжетами. О поясе верности, причем на латыни, Бокаччо рассказывает лишь в энциклопедической книге «Происхождение языческих богов», описывая его как символ девственности: при заключении брака его развязывает Венера.

Древнейшее изображение пояса целомудрия датируется 1405 годом: это иллюстрация к трактату немецкого военного инженера Конрада Кайзера «Bellifortis», посвященного различным конструкциям осадных орудий, боевых машин и прочих механизмов. Наряду с серьезными главами, Кайзер включил в свой трактат описания явно фантастических объектов (например, плащей-невидимок). Нечеткое изображение и достаточно странный внешний вид пояса заставляют усомниться в его реальности. К тому же эту главу Кайзер предварил следующим трехстишием: «Clausuras quadrupedum bracile florentinarum // Jocus ligat seriem perpulchram congeriem // Hec trado juvenibus nobilibus morigeratis» (Замки для четвероногих существ, штаны для флорентийских женщин // Шутка объединяет эту серию [объектов] // Я советую ее благородным и благовоспитанным юношам).

Однако с XVI века в Европе появилось множество картин и гравюр с поясом верности. Является ли это доказательством его активного применения? На картинках обычно изображается такая сцена: муж (преклонного возраста, богатый) собирается в путешествие. Его жена облачена в металлическое нижнее белье — но на заднем плане нетерпеливо ждет юноша с копией ключа в руке. То есть пояс целомудрия воспринимался не как реальное средство «антисекса», а как аллегория глупости ревнивых мужей. С той же целью и с теми же героями (глупый муж, любвеобильная жена и хитрый любовник) пояса целомудрия упоминаются (весьма редко) в художественной литературе XVI-XVII веков — в анекдотах Брантома и письмах мадам де Севинье.

Но как же тогда быть с теми поясами верности, что экспонируются во многих музеях Европы? В 1990-х годах сотрудники крупнейших музеев (Британского и парижского Музея средневековья) провели экспертизу и выяснили, что якобы средневековые артефакты изготовлены в середине XIX столетия. Это объекты эротических фантазий о Средних веках. В каталоге Британского музея указывается: «Вероятно, большинство ныне известных предметов были изготовлены в XVIII-XIX веках как фетиш для сексуально озабоченных или в шутку». То есть «средневековые» пояса на самом деле создали европейцы викторианской эпохи, одержимость которой темой опасного секса широко известна. Именно тогда были сконструированы и запатентованы многочисленные пояса целомудрия, которые должны были не позволить юношам и девушкам заниматься мастурбацией (это считалось вредным для физического и психического здоровья). Серьезные музеи поспешили убрать сомнительные артефакты в запасники.

Почему же миф о средневековых поясах верности столь живуч — несмотря на очевидные гигиенические проблемы, а также доказательства их фальшивости? Причина в убедительности этого мифа, считает Классен. «Людям нравится погружаться в сексуальную тематику. Даже если они говорят о чисто историческом интересе, им важнее пикантность сюжета», — пишет ученый. Для мужчин пояса верности воплощают фантазии о сексуальной ненасытности противоположного пола, для женщин — о мужской жестокости и желании тотального контроля. В этом смысле фальшивые средневековые пояса выполняют ту же функцию, что и современные аналоги из БДСМ-атрибутики.

Обсудить
Наука и техника
 — 
00:04 Сегодня

Waaagh!

Реки крови и бесконечная война: рецензия на Warhammer 40,000: Dawn of War III
Наука и техника
 — 
00:00 25 апреля 2017

Подрыв устоев

Достигнут прогресс в создании эффективных литиевых аккумуляторов
Нетрадиционная семейная ориентация
Должны ли отцы воспитывать детей и ухаживать за ними наравне с матерями
Посещение научно-производственного объединения «Сатурн»Сделано вопреки
Путину продемонстрировали, как Россия справляется без Украины
Кто ж его посадит
Сможет ли государство отобрать миллиарды у чиновников-коррупционеров
По памяти, на ощупь
Слепой искусствовед Алексей Филатов читает лекции, занимается танцем и живописью
Ни один еврей не пострадал
Исследователи зафиксировали падение уровня антисемитизма
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
Как живется Микки-Маусу в КНДР
Что представляет собой поп-культура Северной Кореи
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
«В отношениях с Китаем и Россией Трамп готов рискнуть»
Политолог из КНР о ситуации внутри страны и взаимодействии с соседями
Комби-удар
Выясняем, как обновленная «Октавия» ведет себя на российских дорогах
Автомобили года в России
Россияне выбрали лучшие машины 2017 года в 23 классах
Сельхозтехника с паровыми двигателями
Самые интересные паровые машины для работы в поле
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности