В прокат выходит «Игра на понижение» — пятикратный номинант на «Оскар», сатирическая, едкая трагикомедия о парадоксальных героях ипотечного кризиса 2007-го, трейдерах, предугадавших крах рынка и заработавших на этом. Серьезная тема и завидный актерский состав (Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Райан Гослинг, Мариса Томей) подразумевают пессимистичную, наградную драму, но режиссер Адам Маккэй, вглядываясь в типажи Уолл-стрит, видит в первую очередь театр абсурда, эксцентричную комедию об одном глобальном надувательстве. Комедию смешную — до тех пор, пока она не становится страшной.
Центральную роль в этом фильме играет Стив Карелл — звезда «Офиса» и «Сорокалетнего девственника», комик, который и в «Охотнике на лис» демонстрировал умение сочетать смешной абсурд и эмоциональный хоррор, бездну, а здесь и вовсе сыграл персонажа самого неоднозначного. Его прототип — звездный инвестиционный менеджер Стив Айзман, человек, умудрившийся не только, играя против рынка и больших банков, поднять сотни миллионов на ипотечном кризисе, но и создать себе репутацию борца за справедливость. Карелл рассказал «Ленте.ру» о погружении в мир дельцов капитализма и горе-банкиров.
«Лента.ру»: Чем вас привлекла «Игра на понижение»?
Стив Карелл: От таких проектов не отказываются. Тема — важная, откровенная, шокирующая. Группа актеров, с каждым из которых ты мечтаешь поработать. Наконец, режиссер Адам Маккэй. Мы давно друг друга знаем. Он невероятно умный и смешной. Я знал, что он сделает из этой истории нечто особенное.
Ваш персонаж Марк Баум ведь списан с реального человека?
Да. Причем буквально списан. Внешний вид, характер. Этот парень, Стив Айзман, руководит хедж-фондом. Он очень самоуверен, такой «бычара» в общении (смеется)... С дураками у него разговор короткий. Но так или иначе, когда кризис начинался, он непреклонно выяснял правду и пытался понять, какие именно махинации проворачивали крупные банки.
Вы встречались с Айзманом?
Да. Я общался с ним какое-то время, а потом он несколько раз приходил на площадку. Ну и Стив проявил себя ровно так, как мы от него и ждали. Не успел он приехать на съемки, а уже устроился рядом с режиссерским креслом. Он давал команды Маккэю. Он командовал мной. Айзман — очень уверенный в себе парень, совсем не наглый, не назойливый, нет-нет. Умеет расположить к себе. Представьте, все его замечания были в точку. Стив никогда до этого не был на съемочной площадке, но показал естественное понимание кино.
Насколько вы были осведомлены о финансовом кризисе 2008-го до работы над фильмом?
Я плохо представлял себе мир больших денег. Знал примерно столько же, что и все. Готовясь к роли, конечно, я прочитал книгу Майкла Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы», по которой написан сценарий, изучил термины. Адам Маккэй выступал кладезем знаний по теме, он разобрался во всех тонкостях вопроса. И он позволял нам импровизировать на площадке. Но чтобы это получалось убедительно, мы все должны были понимать, о чем идет речь.
Почему фильм дали снимать именно Маккэю, в первую очередь комедийному режиссеру?
Чтобы передать плотность материала, насыщенность идей, которая должна была оказаться в фильме, нужен был кто-то, тонко чувствующий абсурд. Адам именно таков. И он просто очень умен, он хорошо понимает, как устроен наш мир. Так что никто кроме него не справился бы с этой темой. Да, еще Адам был полон искренней ярости по поводу событий, изображенных в фильме. Он понимал, зачем его снимает. Понимал, какие вопросы хочет задать. Эта страсть передавалась всем вокруг.
Говорят, он довольно необычно подходил и к самому съемочному процессу.
Да, он никогда не говорил нам, актерам, куда в каждой конкретной сцене будет направлена камера — а ведь в «Игре на понижение» хватает многолюдных, разговорных эпизодов. Ты отрабатываешь дубль и только в конце понимаешь, что все это время в фокусе были чьи-то руки (смеется)... Но суть в том, что ты освобождаешься, перестаешь чувствовать диктат камеры. Расслабляешься и будто в пьесе играешь, забываешь о том, что тебя снимают.
С Райаном Гослингом вы уже вместе снимались в «Этой дурацкой любви», фильме более откровенно комедийном.
Должен сказать, что с Райаном весело работать и над комедией, и над драмой. И в «Игре на понижение» он тоже очень смешной. Обожаю его. Фантастический актер, очень добрый человек. Один из любимых моих людей на планете.
Сложнее всего было...
Выучить жаргон финансистов и трейдеров. Нормальные люди так не разговаривают! Честно говоря, слушая банкиров, я думал, что общаюсь с инопланетянами.
Судя по фильму, они этим активно пользуются в своих целях.
В одной из первых сцен Райан Гослинг поворачивается к зрителям и спрашивает: «Вы растеряны, не правда ли? Чувствуете себя глупыми. В этом и суть — вы должны смутиться от своей глупости. Банкиры создали этот мучительный язык, чтобы вы не могли спросить, на чем именно они зарабатывают». В этом есть доля правды, мне кажется. Но ничего действительно сложного они не делают, и мошенничество не так трудно различить. Маккэю удалось понятно, доходчиво все объяснить в фильме.
Что сильнее всего удивило вас самого?
Я был потрясен масштабом надувательства. Думаю, все мы помним коллапс и план по стабилизации — и что все это затронуло сотни тысяч людей. Но я и не мог представить, что банки себе позволяли! Уровень обмана, его размах и дерзость казались нереальными, абсурдными. Нас всех обманывали. С особым цинизмом. Для меня это было откровение и шок.
Как думаете, мир сделал выводы из ошибок 2008-го?
Хотелось бы верить. Но, похоже, ничего не изменилось. В этом смысле «Игра на понижение» — фильм-предупреждение. Было бы здорово, если бы кризис чему-то нас научил. Прототипы героев картины все еще в ярости из-за того, что случилось. Они возмущены. Ты чувствуешь недоверие к системе, недовольство тем, что так никто и не был наказан.
«Игра на понижение» выходит в российский прокат 21 января