Бизнес
14:31, 18 января 2016

И кому ты нужен? Почему первый российский смартфон не стал примером успешной бизнес-идеи

Инесса Паперная
Фото: Jussi Nukari / AP

Компания Yota Devices готовится к выпуску третьей версии YotaPhone. Ждет ли новинку успех или она повторит судьбу своих предшественников? «Лента.ру» решила разобраться в этом вопросе.

Первый отечественный смартфон был с помпой презентован на международных выставках в 2013 году. Тремя годами ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов на встрече с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым заявил о планах корпорации выпустить собственный мобильный телефон с поддержкой сетей связи четвертого поколения. И показал главе государства прототип смартфона.

Разработкой занялась специализирующаяся на изготовлении роутеров и модемов компания Yota Devices, входящая в состав «Ростеха» (госкорпорации принадлежит 25,1 процента акций). Оригинальная особенность аппарата, работающего на базе Android, — наличие двух экранов: жидкокристаллического с одной стороны корпуса и на основе электронных чернил (такой дисплей потребляет в несколько раз меньше энергии, сохраняя изображение на экране постоянно) — с другой. Дизайн и программное обеспечение были созданы российской командой, а производство и сборку отдали на откуп китайцам.

Продажи в России и некоторых странах Европы стартовали в конце 2013 года. С декабря 2013-го по январь 2014 года, по данным самой компании, было продано 12 тысяч устройств. Однако источник «Ведомостей», знакомый с менеджментом, сообщил, что за два месяца ушло только три тысячи YotaPhone, половина — в России.

К маю 2014 года компания продала 40 000 смартфонов, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на Сергея Чемезова, гендиректора «Ростеха». Но по данным СМИ, в российских сотовых сетях в конце 2014-го было зарегистрировано всего 5000-6000 аппаратов.

Попытка номер два

В декабре 2014 года была выпущена вторая версия смартфона. Размеры дисплея увеличились, а второй, не основной экран стал сенсорным. Кроме того, улучшились некоторые технические характеристики модели.

Но цена выросла — больше чем в полтора раза. Если аппарат первого поколения можно было приобрести за 19 900 рублей, то второго — за 32 990 рублей. И почти сразу, через пару недель после премьеры, компания была вынуждена еще изменить ценник — из-за резкой девальвации рубля. В результате стоимость аппаратов поднялась до 40 тысяч рублей.

Но разработчики сделали ставку на новую версию смартфона. Гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов заявлял прессе, что YotaPhone второго поколения будет массовым продуктом: этому должна была способствовать, в частности, маркетинговая и рекламная кампания — в основном в интернете и социальных сетях, на что выделили несколько миллионов долларов.

Однако вау-эффекта не случилось. В декабре 2014 года, когда аппарат только появился на рынке, в рознице было реализовано 436 устройств, в январе — 714. А к концу 2015-го выяснилось, что продажи отечественной модели в разы уступают зарубежным аналогам. По данным источников «Ведомостей», ссылавшихся на исследование аналитической компании GfK, в октябре прошлого года через розницу ушло 417 устройств YotaPhone II, в ноябре — и вовсе 270.

В самом Yota Devices поспешили заверить, что основной канал продаж — официальный сайт, однако, по словам источников, интернет-магазин реализовывал не более… 20-30 девайсов в месяц. Отечественный гаджет оказался самым непопулярным на рынке.

Завышенная цена, по мнению экспертов, сыграла роковую роль в продвижении отечественной разработки. Сказался и разразившийся на рынке кризис: по данным «Связного», за первые девять месяцев 2015 года было продано на 8 процентов меньше смартфонов, чем годом ранее. Но ценовая политика Yota Devices вызвала недоумение у ретейлеров, которые в условиях кризиса предпочли продвигать более дешевые аналоги-смартфоны.

«В кризис нельзя идти с такими ценами на рынок», — рассуждает ведущий аналитик MFX Capital Александр Гриченков. По его словам, с российским аппаратом успешно конкурировали модели Sony Xperia, Samsung Galaxy и прочие девайсы на Android с ценником не выше 30 тысяч рублей. «Стоимость же российского гаджета — почти 40 тысяч рублей, и никакой линейки моделей не предусмотрено», — возмущается эксперт.

На Yota Devices, хоть и с опозданием, все же сделали ожидаемый шаг назад. Показав провальные результаты, в декабре прошлого года компания объявила о снижении цен на свои устройства. Теперь они стоят чуть больше 20 тысяч рублей. Официальные данные продаж декабря-января еще не озвучивались. По информации ретейлеров, октябрь-ноябрь стали худшими месяцами за всю историю реализации этих смартфонов, а с декабря, когда цены снизились почти в 1,5 раза, спрос резко вырос. Насколько резко, пока неизвестно.

Где светлое будущее?

По мнению экспертов, несмотря на поддержку первых лиц государства (о российской чудо-технике не раз рассказывали Дмитрий Медведев и Рамзан Кадыров, а президент России Владимир Путин подарил смартфон китайскому лидеру Си Цзиньпину), проекту YotaPhone так и не удалось добиться успеха.

Не помогли и крупные вложения в разработку и пиар. Так, летом 2014 года глава Yota Devices Владислав Мартынов заявил, что на создание и рекламу смартфона было потрачено 50 миллионов долларов (топ-менеджер особо подчеркнул, что в проект вкладывались исключительно частные средства). Тогда он говорил, что вложения должны окупиться через полтора года, то есть к концу 2015-го.

В октябре прошлого года гонконгский инвестхолдинг REX Global Entertainment приобрел 64,9 процента Yota Devices — свою долю за 100 миллионов долларов продали два основателя компании Сергей Адоньев и Альберт Авдолян. «Ростех» сохранил 25,1 процента, но не исключал продажу этой доли в будущем.

Как сообщил в конце прошлого года в интервью РБК глава «Ростеха» Сергей Чемезов, пока затраты в проект еще не окупились. «Но надеюсь, что окупятся», — отметил он. По его словам, инвесторы, продавшие свой пакет, вышли из проекта лишь с небольшим плюсом.

«YotaPhone — законченный и самодостаточный аппарат, неплохо выполненный современный гаджет», — рассуждает управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. Вместе с тем, по его словам, проекту сопутствовала неграмотная маркетинговая политика. «У YotaPhone нет понятной отечественному потребителю идеи, и мало мест, где его можно подержать в руках. О нем не знает половина из потенциальных пользователей (в рознице, особенно региональной, аппарат практически не представлен — прим. «Ленты.ру»)», — говорит эксперт.

Не получится, по его словам, и существенно снизить себестоимость модели. «Перенос полноценного производства из Китая в Россию для удешевления аппарата вряд ли решит эту задачу, зато потери в качестве не исключены», — уверен аналитик. «Из-за экономического кризиса сильно упал внутренний спрос, а вот стоимость инвестиций, наоборот, существенно повысилась», — соглашается аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Сейчас компания занимается дальнейшей разработкой линейки смартфонов и готовит к презентации новую версию YotaPhone. В YotaPhone III планируется применить ряд уникальных технологий. Новизна конструкции может привлечь покупателей, уверен Дмитрий Лукашов. Однако другие эксперты полагают, что российской технике все равно не удастся прорваться в высококонкурентной среде — тем более за рубежом (сейчас компания-разработчик делает ставки на продвижение девайса на азиатских рынках).

Скорее, Yota Devices следует сконцентрироваться, например, на госзаказе — выпуске электронных учебников на базе планшетов. Или заняться производством аппаратов с дополнительной программной защитой от прослушивания и несанкционированного доступа. В конце 2014-го Владислав Мартынов уже заявлял, что наряду с обычными YotaPhone компания будет продавать защищенные аппараты заинтересованным компаниям и госструктурам — производство развернется на мощностях Калужского электромеханического завода, относящегося к концерну «Автоматика» (входит в «Ростех»). При этом, уверял топ-менеджер, они будут дороже базовой модели. «Yota Devices стоит сначала ответить на вопрос — нужно ли предлагать YotaPhone массовому потребителю или лучше занять отдельную потребительскую нишу. И лишь затем менять стратегию продвижения», — резюмирует Даниил Кириков.

< Назад в рубрику