Россия
21:10, 26 января 2016

Вернуть наворованное Главным инструментом в борьбе с коррупцией станет конфискация имущества

Татьяна Меликян
Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

В Кремле состоялось десятое за два года заседание Совета по противодействию коррупции. Несмотря на уверенность в том, что граждане положительно оценивают усилия государства в этой сфере, власти признают — работы еще очень и очень много. Но акцент надо делать не на ярких победах, а на компенсации причиненного ущерба, отметил президент России Владимир Путин. Идея о тотальной конфискации наворованного, несомненно, будет принята в обществе с одобрением. Однако пока результаты более чем скромные — из 15,5 миллиардов рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, удалось вернуть только полмиллиарда. «Лента.ру» выслушала, какие еще цели поставил Совет на ближайшие два года.

Согласно данным октябрьского опроса ВЦИОМ, тех, кто замечает усилия власти по борьбе с коррупцией, впервые оказалось на 2 процента больше, чем тех, кто особых усилий не видит. В остальном — все по-прежнему: большинство россиян считает уровень чиновничьего воровства высоким. Как заметил на заседании Путин, люди повсеместно сталкиваются с бытовой коррупцией. При этом он подчеркнул, что ответственность за снижение ее уровня несут главы субъектов Федерации. Действительно, согласно тому же опросу ВЦИОМ, на первом месте в списке наиболее коррумпированных институтов — ГИБДД. Хотя последние годы лидировали местные власти.

«Нужно совершенствовать такой механизм, как изъятие имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги. Следует возвращать активы, незаконно выведенные в другие юрисдикции», — отметил Путин.

Возглавляющий Совет по борьбе с коррупцией Сергей Иванов привел результаты за три квартала прошлого года. Выявлено более 20 тысяч различных нарушений. От самих госслужащих поступило более 5,5 тысячи уведомлений о попытках склонить их к коррупции или взятке. По данным фактам возбуждено почти три тысячи уголовных дел и уже осуждено 1700 человек. 340 государственных служащих уволено в связи с утратой доверия, а 176 — из-за конфликта интересов.

«Буквально на слуху фамилии замгубернатора Челябинской области Сандакова, зампреда правительства Ярославской области Даниленко, замминистра экономического развития Красноярского края Маршалкиной», — привел примеры Иванов.

Глава кремлевской администрации перечислил успехи в реализации нацплана по противодействию коррупции (составляется на каждые два года): введена обязанность раскрывать сведения об имуществе при первом поступлении на госслужбу; расширен перечень лиц, которым запрещено иметь иностранные счета и ценные бумаги; для всех категорий государственных и муниципальных служащих установлен запрет на коммерческую деятельность.

«Продолжается борьба и с таким постыдным явлением, как откаты при муниципальных и государственных закупках, — напомнил Иванов. — Но достижения здесь, надо прямо сказать, пока очень скромные».

Вслед за президентом он назвал основной задачей обеспечение неотвратимость имущественной ответственности коррупционеров. Если будет установлено существенное расхождение между доходами и расходами в период нахождения ответственного лица на госслужбе, его увольнение не сможет служить препятствием для обращения в суд с исками о возмещении ущерба. Для ареста и возврата имущества, находящегося за пределами России, правоохранители намерены взаимодействовать с зарубежными коллегами.

На фоне украденных 15 миллиардов рублей взятки в несколько тысяч кажутся мелочевкой. Но именно такая мелочевка раздувает статистику. «Создается лишь видимость активной борьбы с коррупцией по очень мелким случаям взяток», — объяснил Иванов. И предложил ввести отдельный состав преступления, устанавливающий ответственность за взятку в сумме до 10 тысяч рублей. Такое правонарушение будет наказываться штрафом или исправительными работами.

Глава кремлевской администрации также советует рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности за коррупцию через «третьих лиц», которые формально не связаны с чиновниками, но действуют по их указаниям. «Сейчас вообще никаких ограничений, препятствующих вот такой коррупции не существует. Доказать аффилированность в судебном порядке очень трудно», — отметил он.

Иванов признал, что эффективная борьба с коррупцией невозможна без гражданского общества. И заметил, что в этом помогает Общероссийский народный фронт. Обещал не оставлять без внимания и информацию от оппозиции.

Интересно, что недавно внесенный в правительство законопроект, предлагающий засекретить данные о владельцах недвижимости, самолетов и судов, на заседании предпочли не обсуждать. Если такой закон будет принят, то доступ к персональным данным из реестра недвижимости получат «компетентные органы», но не гражданские активисты. А роль гражданского общества в борьбе с коррупцией сведется к минимуму.

< Назад в рубрику