Российские медики объявили о начале сезонной эпидемии гриппа. Опасения врачей связаны с очередной вспышкой так называемого свиного гриппа — А(H1N1). Уже известно о смерти 27 человек, заразившихся этим штаммом вируса. Несмотря на предостережения врачей, число заболевших неуклонно растет, а в регионах массово закрывают школы на карантин. Правда ли, что свиной грипп опаснее обычного? Пора ли бить тревогу? Как распознать и побороть заболевание? Почему россияне продолжают умирать от гриппа и чем опасна недолеченная болезнь, «Ленте.ру» рассказал врач-грипполог, главный научный сотрудник НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова РАМН Юрий Гендон.
«Лента.ру»: Некоторые эксперты говорят, что мы стоим на пороге масштабной эпидемии гриппа.
Юрий Гендон: Я абсолютно не согласен. Это будет самая обычная эпидемия гриппа. То же самое было у нас в прошлом и позапрошлом году, и в следующем году обязательно будет. Нужно не людей пугать, а ругать аптеку за то, что она своевременно не запаслась теми препаратами, которые помогают. Ругать людей, игнорирующих рекомендации о прививках. У нас 40 миллионов граждан вакцинировали, а по рекомендации Минздрава их должно быть не менее 70 миллионов. Если бы этот план был выполнен, тогда и эпидемия была бы меньше, и смертность. А те смертельные случаи, про которые мы теперь узнаем, — это закономерное следствие этого процесса. По данным ВОЗ, только в развивающихся странах после каждой эпидемии обычного гриппа умирают от 200 тысяч до полумиллиона человек. В США этот показатель от 20 до 40 тысяч человек. Мы с этим ничего не сможем сделать. Только в Канаде это каким-то образом получилось в отдельно взятой провинции Онтарио. Там взяли и вакцинировали 80 процентов жителей. В итоге там практически не было гриппа.
Почему так много шума вокруг свиного гриппа? Он заразнее или смертность при нем выше?
Это предрассудки СМИ, которые дают неправильную информацию о том, что пришла эпидемия свиного гриппа. С таким же успехом его можно называть и птичьим, и человеческим. Потому что у него гены и свиного, и птичьего, и человеческого. Сам по себе он ничего страшного не делает, потому что это не пандемический вирус — то есть не новый. Поначалу боялись, что там содержится такой ген вируса, который никогда у людей не циркулировал, и тогда действительно могла начаться пандемия. Но когда впервые в 2009 году был выявлен этот штамм, оказалось, что это не так. Заболеваемость действительно несколько выше, а смертность намного ниже, чем от других видов гриппа.
По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в сравнении с обычными эпидемиями эта не так страшна. Потом она повторилась в 2010-м, 2011-м и 2012 годах. Я уже не говорю о том, что люди, которые переболели этим вирусом в те годы, до сих пор имеют к нему иммунитет. Наша иммунная система до 50 лет сохраняет память о вирусах, попавших в организм.
Почему же такая смертность?
Это происходит из-за того, что болезнь диагностирована слишком поздно. Если бы человек сразу обратился, при первых же симптомах, тяжелых последствий можно было бы избежать. А у нас предпочитают в таких случаях геройствовать и идти на работу. Он и сам помереть может, и на работе половину коллег перезаразить. Первые три дня человек не чувствует никаких симптомов, а у него в носоглотке вирус уже начинает размножаться. Этому человеку, даже если он выглядит здоровым, достаточно поздороваться с вами за руку, чтобы поделиться этой инфекцией.
То есть распространение вируса остановить в принципе невозможно?
Без вакцинации — нет. Но можно этот процесс ограничить, соблюдая элементарные правила: сидите дома, если захворали. Смерть ведь наступает не от гриппа, а от осложнений. Если вы не отлежитесь и не обратитесь к врачу, будут осложнения, и не только в виде пневмонии. У детей, например, бывают отиты, которые позже могут превратиться в глухоту, а у пожилых грипп ударяет в первую очередь по хроническим заболеваниям. Все системы организма поражаются при гриппе, но благодаря иммунитету вы побеждаете вирус — если, опять же, обойдется без осложнений. Он бьет именно в ту систему, которая у вас и до него была не в порядке.
Как лечиться? В аптеках целые стеллажи средств от гриппа — насколько они эффективны?
У нас, к сожалению, очень мало нормальных препаратов. Несмотря на то что огромное число фирм пытается разработать новые лекарства, получается пока не очень. К примеру, раньше против гриппа широко применялся «Ремантадин». Очень хорошее средство, но затем появились мутации вируса, которые совершенно нечувствительны к этому лекарству. Теперь дошло до того, что практически все типы вируса к нему нечувствительны. У нас постоянно так выходит: лекарство получили — а через месяц вирус на него плюет.
Увы, мало препаратов, которые действительно работают. Те, что хорошо рекламируются, просто убирают некоторые симптомы — головную боль, например, — или сбивают температуру. Но на вирус как таковой они не действуют, и он продолжает свою грязную работу. На сегодняшний день из проверенных препаратов можно назвать только «Осельтамивир», широко известный под торговой маркой «Тамифлю», и «Интерферон». Первый останавливает вирус на выходе из клетки, второй усиливает иммунный ответ организма. По сути дела, больше у нас ничего и нет.
Врачи иногда назначают антибиотики при лечении гриппа.
Антибиотики — это ужасно, их можно назначать только спустя пять дней, когда сам грипп уже кончился. Если сразу больному их дать — это очень скверно. Они бьют по бактериям, которые работают на системы организма, нужные для того, чтобы бороться с заболеванием. Антибиотики нужны лишь тогда, когда начинаются бактериальные инфекции. Есть и народные средства, но, к сожалению, нужно помнить, что проверенных способов помешать вирусу размножаться очень мало. Поэтому в первую очередь нужно думать о том, что сделать, чтобы не заболеть.
И что же?
Нужно поддерживать в хорошем состоянии иммунную систему. Есть растительные препараты, которые этому способствуют. Лично я в период эпидемий пью «Иммунал». Это мягкое средство, которое немного повышает эффективность иммунной системы. Но если вы уже провакцинировались, вам это не надо. Активность иммунной системы уже и так повышена. В случае вакцинации ваша иммунная система активно работает — уже с первого часа действует так, чтобы не дать вирусу размножиться. А без прививки только на четвертый день появляются симптомы, и мы начинаем лечиться.
А как же противовирусные препараты, которые предлагают в аптеках? Все обман?
Обилие рекламы засоряет людям мозг. Лекарство должно проходить три стадии оценки: первое — на животных, потом на добровольцах, а затем — полевые исследования. Не менее тысячи человек принимают лекарство, и еще столько же их не принимает. Практически все средства, которые у нас рекламируются, не проходили таких испытаний, и заявлять об их эффективности могут только их изготовители. Так бывает. У нас, как и в других странах, есть люди, которых подкармливают конкурирующие фармацевтические компании.
Например, в Англии один очень известный специалист начал в своей статье рассуждать о том, что вакцинация против кори очень вредна. Фирма, которая занималась производством вакцины, выяснила, что он имеет тесные связи с компанией, которая выпускает лекарство от кори. Разумеется, у этой компании был свой интерес в том, чтобы люди не делали прививки. После этого журналу The Lancet, в котором он публиковался, пришлось выпустить статью с извинениями. Это не единичный случай.
В России много противников вакцинации?
У нас очень мало людей, которые активно заявляют, что вакцинация не нужна. Хотя у нас в 1980 году была одна дама, считавшаяся крупным специалистом по вакцинам, которая объявила, что нужно срочно прекратить прививки от дифтерии — якобы один из препаратов вызывает рак. Наш народ в то время еще верил газетам, и после публикации в «Комсомольской правде» матери перестали водить детей на прививки. В итоге, с 1981 года начался резкий рост заболевания дифтерией с большим количеством смертельных исходов. Вот вам пример.
Рак — весомый аргумент. Впечатлительных матерей можно понять. На родительских интернет-форумах масса доводов против прививок.
Конечно, если говорить, что вакцина вызывает рак, то никто не поведет ребенка на прививку. Но важно другое — откуда они эту информацию берут, из каких источников. На самом деле в вакцине такая концентрация этого вещества, что его пить можно. В одной из подмосковных школ мы проводили работу с родителями — писали, какие осложнения бывают при гриппе, а какие — при вакцине. После этого они начали приводить детей, потому что разница очевидна. Ну, поболит у него в месте укола, пару дней температура подержится, может быть...
В общественных местах часто можно встретить людей в масках. Они хоть немного помогают?
Немного. Их время действия — 15 минут. В Японии все поголовно ходят в масках, а заболеваемость такая же.
Если лежать дома и выполнять все рекомендации врача, болезнь пройдет без последствий?
Доказано, что воздействие вируса на системы организма — это не только осложнение, это нарушение их функций. За ту неделю, пока человек переносит заболевание, организм тратит так много сил на восстановление, что это стоит одного года жизни. Вот и подсчитайте, сколько раз вы болели гриппом и насколько укоротили свою жизнь. Об этом стоит задуматься, а вот пугать людей не надо.