Несмотря на рост финансовых показателей, продажи гаджетов Apple снижаются. Впервые за девять лет компания вынуждена уменьшить прогноз по выручке на следующий квартал. Тим Кук винит во всем экономический кризис, хотя многое указывает на проблемы в самой компании. «Лента.ру» выяснила, почему Apple пора пересмотреть свою политику и какие из новых проектов могут потерпеть фиаско.
Главной причиной негативных прогнозов в Apple назвали медленный рост продаж iPhone. Корпорация смогла реализовать 74,78 миллиона устройств, что лишь на 280 тысяч больше, чем в прошлом году. Для сравнения: в 2015 году Apple превысила прошлогодние показатели на 23,5 миллиона гаджетов.
Тим Кук уже обвинил в этом мировой экономический кризис, сделав акцент на колебаниях валютных курсов в России, Бразилии, Канаде и Мексике. По его мнению, именно это снизило выручку Apple на 15 процентов.
На самом деле проблемы в мировой экономике — лишь косвенная причина падения спроса на iPhone. Еще в конце 2015 года компания Gartner в своем отчете отмечала, что в развитых странах продажи смартфонов выросли всего на 8,2 процента, а в развивающихся — на 18,4 процента. При этом большинство покупателей ориентируются на доступные гаджеты, что подтверждается рекордным ростом продаж Huawei. Премиальные смартфоны Apple очевидно проигрывают борьбу более дешевым гаджетам.
Тревожной новостью для компании стало первое в истории снижение продаж смартфонов в Китае. Для Apple в последние годы именно Китай стал основным источником дохода от продаж iPhone. Во втором квартале 2015 года продажи всех смартфонов упали сразу на 4 процента. Аналитики Gartner утверждают, что в этой стране слишком большой выбор гаджетов, население постепенно заменяет старые модели новыми, и спрос на смартфоны неизбежно восстановится.
Скорее всего, экономические проблемы приведут к тому, что полюбившие транжирить деньги на гаджеты китайцы начнут экономить — а это неизбежно приведет к снижению спроса на премиальные смартфоны. С января по март 2015 года компания заработала в Китае 16,8 миллиарда долларов, превысив показатели 2014 года на 72 процента.
Для сравнения: за последние три месяца 2015 года продажи iPhone в Китае выросли всего на 14 процентов, а Тим Кук был вынужден признать снижение интереса китайцев к смартфонам компании. В 2016 году эта ситуация лишь ухудшится: Apple, по прогнозам Morgan Stanley, столкнется с общемировым снижением продаж iPhone. Компания реализует 224 миллиона устройств, что на 2,9 процента меньше чем в прошлом году.
Производители комплектующих для Apple уже готовятся затянуть пояса. Выпускающая камеры для смартфонов Lagran Precision ожидает «довольно слабого первого квартала», а Catcher Technology — производитель корпусов для iPhone 6s и iPhone 6s Plus — прогнозирует отсутствие роста выручки. На 11 процентов уменьшатся и доходы процессорной компании Taiwan Semiconductor Manufacturing.
Apple попытается переломить ситуацию и уже в апреле выпустит на рынок iPhone 5se, ориентированный на бюджетный сегмент рынка и тех, кто ностальгирует по небольшим устройствам с четырехдюймовым экраном. Однако цена его по-прежнему неизвестна, а обилие недорогих конкурентов может заставить новинку Apple повторить судьбу своего бюджетного предшественника iPhone 5c, не снискавшего популярности среди пользователей.
На итоговых результатах Apple негативно сказался и провал единственных двух новинок, представленных при Тиме Куке, — iPad Pro и Apple Watch. Компания до сих пор не раскрывает показатели продаж умных часов, предпочитая скрывать их в разделе «другие продукты». Там все выглядит весьма неплохо: доходы за последние три месяца выросли на 62 процента — до 4,3 миллиардов долларов, а Тим Кук неоднократно хвастался «рекордными» продажами часов.
Однако вместе с Apple Watch компания подсчитывает выручку от Apple TV и других продуктов, а аналитики совсем не уверены в успехе умных устройств компании. По данным IDC, в первом квартале 2015 года компания реализовала 3,6 миллиона часов, не сумев обогнать конкурента Fitbit. Пользователи же ругали гаджет за не слишком удобный интерфейс и необходимость в частой подзарядке. Саму идею умных устройств успели подхватить практически все конкуренты компании и обычные производители часов и аксессуаров — от Fossil и Swatch до Casio.
Не задались у Apple и продажи iPad Pro. Анонсированный в сентябре 2015 года 12,9-дюймовый планшет-переросток задумывался компанией как замена ноутбука для дизайнеров и художников с эксклюзивным софтом от Adobe. Тим Кук со сцены гордо утверждал, что по мощности устройство может тягаться с последними версиями Macbook, а люди творческих профессий будут от него просто в восторге. Конечно, если докупят к планшету специальное графическое перо Apple Pencil и клавиатуру-чехол.
В итоге потенциальных покупателей отпугнула высокая цена устройства — в России она начиналась с 65 тысяч рублей — при обилии фирменных приложений Adobe, нисколько не облегчавших работу в графических редакторах. Пользователи также успели пожаловаться на выключение устройства после первой подзарядки аккумулятора. Учитывая тот факт, что общие продажи iPad только за последний квартал сократились на 21 процент — до 16,1 миллиона планшетов, компании стоит серьезно задуматься о целесообразности выпуска устройств подобного типа.
Однако главной проблемой Apple по-прежнему остается отсутствие действительно инновационных продуктов, способных убедить инвесторов в наличии у компании долгосрочной рыночной перспективы.
В то время как конкуренты из Google уже тестируют технологии раздачи интернета с помощью воздушных шаров Loon и уделяют повышенное внимание развитию виртуальной реальности, Apple пока не может предложить схожих по уровню разработок ни в одном из этих сегментов.
Более того, у Google существует целое подразделение инновационных разработок Google X, возглавляемое сооснователем компании Сергеем Брином. Именно там проходят вполне успешную обкатку беспилотные автомобили и испытываются нейросети, уже способные к написанию картин и диалогу с живым человеком.
При этом широко разрекламированное в СМИ автомобильное подразделение Apple, в течение всего прошлого года активно переманивавшее сотрудников из Tesla, Ford и GMC, по слухам, недавно лишилось руководителя, а потом и вовсе было распущено.
Глава проекта «Титан» (именно так Apple, по информации СМИ, назвала свои электрокары) якобы ушел со своего поста из-за постоянных требований руководства как можно скорее представить публике работающий прототип.
А буквально на днях за отсутствие прогресса в разработке электрокара поплатились и все его сотрудники. После визита главного дизайнера Apple Джонатана Айва почти тысяча человек отправились в неоплачиваемый отпуск. Учитывая потерю главы проекта, перспектива серийного выпуска «Титана» в ближайшие пять-семь лет, как того хочет Apple, теперь выглядит как минимум туманной.