Россия
19:02, 5 февраля 2016

Папа может Зачем понтифик встречается с патриархом Кириллом на Острове свободы

Александра Федотова
Анастасия Чеповская
Папа Римский Франциск
Фото: Carlos Barria / Reuters

На Кубе 12 февраля впервые в истории состоится встреча патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского. Патриарх Кирилл и Папа Франциск пообщаются в аэропорту, после чего подпишут совместную декларацию о будущих отношениях между Ватиканом и РПЦ. Предполагается, что центральной темой разговора станут гонения на христиан. «Лента.ру» узнала, почему встреча состоится именно сейчас и как она повлияет на отношения между католической и православной церковью.

Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России:

Встреча патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска прежде всего связана с острой необходимостью защиты христиан. Дело в том, что факт преследования христиан и их геноцида в XXI веке — это скандальная ситуация, которую мир должен исправить. Надеемся, что встреча Папы с патриархом позволит обратить внимание мирового сообщества на проблему христиан в различных регионах земного шара. Прежде всего — это Ближний Восток, однако христиане подвергаются преследованию не только там, но и во многих африканских странах.

Высшее руководство РФ неоднократно встречалось с понтификом, и отношения России со святым престолом достаточно хорошие. Встреча же Папы и патриарха имеет, в первую очередь, религиозный аспект. Это крайне важно для межхристианского диалога. Папа Римский неоднократно встречался с представителями православных церквей, но встреча с предстоятелем РПЦ происходит впервые. Поэтому мы преисполнены радости и надежды на то, что это событие поможет углубить межконфессиональный диалог. Встреча будет проходить на Кубе. Это страна выбрана не случайно: и Папа, и патриарх в ближайшее время планируют визит в этот регион. Должен также отметить, что Папа Франциск сыграл важную роль в нормализации отношений Кубы и США.

Отношения между Русской православной и Римской католической церковью заметно улучшились в последнее время. Я бы не назвал эти отношения очень сложными. За последние годы мы сумели найти точки соприкосновения по очень многим вопросам. Прежде всего — это совместная позиция по защите христианских ценностей: свободы совести, защиты христиан и семейных ценностей.

Владимир Вигилянский, протоиерей:

Любая встреча, которая могла бы помочь остановить гонения на христиан, перевешивает другие разногласия. Возможно, на переговорах будет звучать тема, связанная с украинскими событиями, которые идут на протяжении последних двух десятилетий. Изгнание православных из храмов, насильственный отбор храмов — это все было. В последнее время к этому прибавился только целенаправленный ракетно-минометный обстрел храмов.

Так или иначе, на разных уровнях встречи с католиками всегда происходили. Было много рабочих встреч на личном уровне, кардиналы и архиепископы бывали у нас. Когда я работал в патриархии, они приезжали каждый год, были встречи с патриархами. То же самое бывало и в Ватикане. Между католиками и православными не было огромной стены.

Эта встреча планировалась на протяжении многих десятилетий. Подготовительная работа шла давно, чтобы мероприятие было результативным. В 1996 году, например, РПЦ и Ватикан обменялись вопросами, но в последний момент Папа Иоанн Павел II отказался обсуждать проблемы, предложенные РПЦ. Встреча не состоялась. А вопросы были связаны с насильственным отъемом православных храмов на Украине, который сопровождался убийствами священнослужителей.

Андрей Зубов, политолог, историк, профессор МГИМО:

Мы имеем дело с целым рядом очень важных моментов как в международной политике, так и чисто церковных, которые делают эту встречу исторически важной и поэтому происходит она именно сейчас. Замечу, что это первая встреча с Папой Римским в истории московского патриаршества с момента его учреждения в XVI веке при Борисе Годунове. Это само по себе уже говорит о многом. Константинопольский патриарх встречался с Папой не раз, а московский — ни разу.

Уже объявлено, что осенью будет созван Всеправославный собор на острове Кипр. Это будет первый за тысячелетие собор православных церквей. Последний Вселенский собор проходил в VIII веке. Хотя на нем и не будет официально представлена Римско-католическая церковь, все равно есть ряд тем, которые следует предварительно обсудить с Ватиканом. Не исключено, что эта встреча станет первой в ряду подобных: между Папой и главами православных церквей. Кроме того, важный момент, непосредственно касающийся РПЦ, — это события на Украине. Потому что там сейчас идет не только война, но и все более активный диалог между католической церковью с одной стороны и православными — с другой. Определить параметры будущего сотрудничества этих двух больших церквей крайне важно.

Ну и наконец, очень важная тема — это геноцид христиан всех конфессий, и православных, и католиков. В первую очередь, на Ближнем Востоке в зоне действия «Исламского государства» (организация запрещена в России — прим. «Ленты.ру»). Это ужасная трагедия. Ожидается совместное заявление Папы и патриарха с осуждением происходящего. Трудно поверить в то, что оно переломит ситуацию, но это не умаляет его значимости. Кроме всего прочего, для нас очень важно, что в момент довольно большого антагонизма между Россией и Западом церкви сумеют найти общий язык или хотя бы будут говорить друг с другом на нейтральной территории.

Зиновий Коган, раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин:

То, что эта долгожданная встреча наконец состоится, очень важно для всего мира, прежде всего — для православных христиан и католиков. Также это важно для России в непростое время, когда создается впечатление, что страна находится в международной изоляции, хотя это не так. Но встреча патриарха и Папы разрушит эту дурную иллюзию.

Я полагаю, что их встреча — это первый шаг, и христианский мир вздохнет облегченно в дни, когда идут гонения на христиан в Африке, на Ближнем Востоке. Это также будет содействовать улучшению отношений к исламскому миру со стороны христиан и иудеев. Мы эти встречи приветствуем. Это скажется благодатно на общемировой духовной жизни.

Сам Господь полагал, что аврамические религии должны жить в мире. Христианство, ислам, иудаизм — мы все один корень. Тора, или, как говорят другие, Ветхий Завет. Думаю, праотец Авраам был бы рад этой встрече.

Сергей Филатов, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» института востоковедения РАН:

Та конфликтная ситуация, которая сложилась между Русской православной и Римско-католической церковью в 90-е годы, делала невозможной эту встречу. Во-первых, это происходило из-за того, что у РПЦ были опасения по поводу широкой миссионерской деятельности католиков в России. В первые годы, когда российских католиков возглавлял Кондрусевич, он вел активную работу именно в этом направлении: публично отстаивал интересы католиков в России перед властями с точки зрения прав и свобод. Что, в свою очередь, вызывало некоторое раздражение в РПЦ. Ему на смену пришел дипломатичный Паоло Пецци из Италии, который все проблемы решает кулуарно, не вынося их на публику. В тех случаях, когда московская патриархия нажимает, он отступает и не доводит дело до скандалов. Постепенно раздражение РПЦ исчезло.

Разговоры про униатов на Украине — это больше пропагандистская сторона. Потому что в РПЦ прекрасно понимают, что Ватикан не имеет над ними достаточной власти, и они вытворяют что хотят. Влияние Папы довольно ограничено, и он не может им напрямую что-то запрещать, особенно что касается чисто политических вопросов. Это смягчение и сделало возможной встречу.

Резкое обострение внешнеполитической ситуацией между Россией и странами НАТО, с точки зрения светской власти, требует принять все возможные шаги, чтобы смягчить обстановку. Одним из таких решений может стать встреча патриарха с Папой и некоторое улучшение отношений с католиками в целом. Совершенно естественным выходом в таком случае выглядит нажим на патриархию со стороны власти.

Сама встреча — это уже событие. Потому церковь — место, где говорят, где служат. Когда ее глава где-то появляется, обнимается и целуется с кем-то — это уже некое политическое действие для десятков миллионов католиков и сотен тысяч православных. Это действие приводит к смягчению обстановки и повышению терпимости.

Центральная тема предстоящей встречи — гонения на христиан. Политкорректная позиция европейских политических лидеров не дает им в полный голос говорить о том, что христиане являются одной из групп, которые подвергаются истреблению в ряде регионов. Это большой стресс и для католиков, и для нас. Все это ведет к естественному союзу. Каждый проводил эту линию параллельно, но теперь нужна координация работы.

Наверняка они выбирали такое место, которое можно считать нейтральным. Чтобы не получилось, что Папа приехал к православным или патриарх к католикам. Это дополнительные сложности — ни тот, ни другой не хотел оказаться на чужой территории. Пусть Куба исторически католическая страна, но она принадлежит социалистическому лагерю, и там открываются православные церкви. Это все-таки не Испания и не Польша.

< Назад в рубрику