Сложности, испытываемые отечественным бизнесом из-за западных санкций, падения цены на нефть и, как следствие, стремительного снижения курса рубля по отношению к доллару, безусловно, сказываются на предпринимательской деятельности. И, к сожалению, ситуация все хуже.
Тем не менее корпоративная жизнь продолжается. Более того, в некоторых компаниях понимают, что кризис надо использовать как шанс для обретения новых возможностей. «Лента.ру» попробовала разобраться в том, что происходило в деловом мире в первую неделю февраля.
«Газпром», как и положено крупнейшей отечественной компании, остается информационным локомотивом. На минувшей неделе поле битвы газового гиганта сместилось в Европу, где было сломано не одно копье по вопросу строительства второй ветки газопровода «Северный поток» («Северный поток-2»).
Для «Газпрома» этот проект — стратегический. Соглашение акционеров о расширении газопровода было подписано в сентябре 2015 года. В состав нового консорциума вошли «Газпром», E.ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV и Engie. Две новые нитки общей годовой мощностью 55 миллиардов кубометров, как и уже действующие, пройдут от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии. Пять иностранных партнеров получили по 10 процентов в совместном предприятии, «Газпром» оставил себе 50 процентов. В декабре в «Газпроме» сообщили, что ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» ожидается в четвертом квартале 2019 года. Если все пойдет по плану, газовому гиганту удастся, наконец, решить набивший оскомину вопрос с транзитом газа в Европу через территорию Украины, а также компенсировать потери из-за отказа от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток».
Однако, помимо экономики, тут немало политики, что не может не сказываться на информационном фоне проекта. На прошлой неделе голоса сторонников и противников проекта, кажется, зазвучали с удвоенной силой. Значит, «национальному достоянию» удалось затронуть жизненные интересы многих европейских политиков, и они теперь стремятся использовать проект российского газопровода в своей борьбе за место под солнцем. Как водится, мнения разделились.
Так, вице-канцлер Австрии Райнхольд Миттерленер заявил о том, что его страна весьма заинтересована в газотранспортном проекте «Северный поток-2». «Нам очень важна диверсификация поставок газа», — подчеркнул австрийский политик, отметив при этом важность участия в проекте австрийской компании OMV.
Однако в остальном Евросоюзе, включая главного европейского бенефициара проекта — Германию, куда должна дойти труба, столь однозначно позитивного отношения к проекту нет и в помине. В ФРГ говорят о том, что не дадут согласия на строительство газопровода, если поставки топлива не будут гарантированы странам Восточной Европы.
А здесь есть сложности. Яростным противником проекта выступает Польша. И в первую неделю февраля ей удалось осложнить жизнь «Газпрому», продлив еще на четыре месяца срок рассмотрения вопроса о создании совместного предприятия (СП) в рамках «Северного потока-2». И все это — на фоне заявлений польских политиков, открыто называющих газопровод геополитическим проектом России.
Совершенно неудивительно, что в унисон с поляками выступает Украина. Так, главный тролль «незалежной» Арсений Яценюк пугал российских газовиков тем, что Украина подала в Еврокомиссию официальную жалобу на строительство «Северного потока-2». Самая демократическая республика бывшего СССР настаивает на отмене проекта. В ЕК, правда, жалобу не обнаружили. Может, на почте затерялась?
Под конец недели о дальнейшей судьбе газопровода заговорили непосредственно в Еврокомиссии (ЕК). Брюссельские чиновники посчитали, что реализация «Северного потока-2» может столкнуться с трудностями, если не будет соответствовать требованиям законодательства Европейского союза и нормам Третьего энергопакета.
В ЕК отметили, что на морскую часть газопровода распространяется территориальная юрисдикция Финляндии, Швеции, Дании и Германии. «Исходя из посылки, что энергетические законы ЕС должны применяться к участкам "Северного потока-2", которые окажутся в территориальной юрисдикции ЕС, может быть сделан вывод, что требования о разделе прав собственности, регулировании тарифов и доступе третьих сторон не будут выполнены без внесения изменений в проект», — заявили юристы ЕК.
В самом «Газпроме» нешуточные европейские страсти воспринимают стоически и продолжают переговоры с партнерами по проекту, о чем свидетельствуют многочисленные пресс-релизы газового гиганта.
Кроме того, компания готовится к собранию акционеров. 4 февраля стало известно о некоторых кандидатурах в новый совет директоров компании. Из интересных — сын секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева Дмитрий, а также министр экономического развития Алексей Улюкаев. Последний, кстати, уже удаленно подключился к жизни компании, посоветовав «Газпрому» снижать издержки.
Многих удивила конфликтная ситуации, возникшая между Россией и ее вечным антагонистом Польшей по вопросу грузоперевозок. В ночь на 1 февраля движение грузовых автомобилей между Россией и Польшей прекратилось. Фуры остановились на польской границе в Калининградской области. Причина — закончился срок действия разрешений на перевозки, которыми страны обмениваются ежегодно. По новым условиям договориться не удалось. Разногласия возникли, в частности, по поводу количества разрешений.
По мнению гендиректора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрея Курушина, поляки недовольны ужесточением российских законов: иностранным перевозчикам теперь сложно ввозить незаконные грузы в Россию под прикрытием льготного двустороннего режима. По данным польской Ассоциации международных перевозчиков, ежедневно в Россию из Польши прибывало до 600 грузовиков, и каждый из них зарабатывал до 2500 евро ежесуточно. В 2015 году Польша заняла 11-е место среди внешнеторговых партнеров России.
Россия пообещала Польше в течение двух месяцев внести изменения в законодательство, регулирующее грузоперевозки между странами.
Надо сказать, что трения с Польшей возникли на фоне аналогичных проблем с Турцией, которая с 1 февраля запретила грузоперевозки российским транспортом по своей территории. Это, понятно, следствие обострения отношений двух стран после инцидента со сбитым над Сирией российским бомбардировщиком, повлекшим введение экономических санкций со стороны России.
Мировая закулиса на прошлой неделе коварно тяпнула одного из лидеров российского телекоммуникационного рынка — компанию Vimpelcom (владеет российским «Вымпелкомом», торговая марка «Билайн»). Согласно просочившейся в СМИ информации, в ближайшее время оператор связи может объявить о соглашении с министерством юстиции США, а также с властями Швейцарии и Голландии об антикоррупционном расследовании в Узбекистане. Решение конфликта с зарубежными регуляторами может стоить Vimpelcom миллиарда долларов, из которых 750 миллионов заплатят США, а 250 миллионов — европейским регуляторам.
История эта началась в 2015 году, когда Комиссия по ценным бумагам и Минюст США совместно с голландской государственной прокуратурой инициировали расследование о коррупции с участием менеджеров МТС, Vimpelcom и TeliaSonera. Операторов связи подозревают в том, что они давали взятки узбекским чиновникам для развития бизнеса в Узбекистане. Как полагает следствие, представители компаний направили миллионы долларов на счета компаний, контролируемых старшей дочерью президента Узбекистана Ислама Каримова — Гульнарой, чтобы гарантировать наличие радиочастот и иные проекты в стране. Поводом для расследования послужили публикации материалов суда Стокгольма, из которых следует, что Vimpelcom через зарегистрированную на Британских Виргинских островах Water Trail Industries перечислял средства компании Takilant, связанной с Гульнарой Каримовой.
Намерения у регуляторов очень серьезные, о чем может свидетельствовать арест в Осло бывшего главы Vimpelcom Джо Лудера. Поэтому решение данного вопроса, безусловно, хороший знак для компании, хотя и влетит в копеечку.
Ну и, наконец, начало февраля ознаменовалось печальным, но знаковым событием. Компания Stockmann объявила о закрытии сделки по продаже своих магазинов в России компании Reviva Holdings Limited, являющейся владельцем Debruss (российской франшизы сети международных универмагов Debenhams).
Еще в ноябре генеральный директор Stockmann Пер Телин пояснял, что такое решение было принято из-за хронической убыточности на российском рынке. Девальвация рубля только ухудшила финансовое положение торговой сети. Так, например, операционный убыток Stockmann в России в 2014 году вырос в 4,5 раза, а выручка упала на 20,5 процента.
Но совсем покинуть Россию Stockmann пока не отважился. Компания думает сосредоточиться на недвижимости. Как бы там ни было, но привычных с 1989 года витрин, мы больше не увидим. А это значит, что на один из мемов девяностых стало меньше.