Затерянные в Охотском море

Почему моряки, пропавшие у Курильских островов, не подали сигнал SOS

Фото: РИА Новости

Двое суток продолжается поисково-спасательная операция в Охотском море, где в понедельник, 8 февраля, у северной группы Курильских островов пропали два рыболовецких судна с российскими моряками. Транспортный рефрижератор «Норд» под флагом Сьерра-Леоне и шхуна «Вирт» с портом приписки в республике Того не подавали сигналов бедствия — сообщение о том, что суда терпят крушение, поступило автоматически. Сработали специальные маяки, установленные на плавсредствах. Эти аварийно-навигационные устройства включаются в момент опрокидывания кораблей и передают координаты спасателям. Приборы позиционировали место ЧП в 130 милях к западу от острова Парамушир.

Поискам обломков кораблей мешает стихия

Как сообщил «Ленте.ру» официальный представитель Дальневосточного регионального центра МЧС России Сергей Викторов, сигналы о бедствии поступили спасателям около 10 часов 45 минут. К месту предполагаемого крушения из Хабаровска вылетел самолет Ан-74 МЧС России, туда же направлено судно «Василий Полещук». Экипаж спасательного корабля обнаружил на месте осмотра два аварийных радиобуя различной маркировки и несколько гидрокостюмов.

— Самолет обследовал площадь около пяти тысяч квадратных километров, однако обломков судов не обнаружено, — сообщил «Ленте.ру» представитель ведомства вечером в понедельник, 8 февраля. — В 19 часов 30 минут по местному времени авиаразведка была временно прекращена, Ан-74 приземлился на Камчатке. Разрабатывается дальнейший план поисков. Продолжить спасательную операцию пока мешают погодные условия: в районе предполагаемого бедствия судов сильный шторм.

Прогнозы неутешительны: если шхуна и рефрижератор пошли ко дну, шансы экипажа на выживание близки к нулю. Глубина моря в этих широтах — несколько сотен метров.

Тайна потерянных кораблей

Ключевой вопрос, который стоит перед правоохранительными органами в свете разворачивающейся в Охотском море трагедии, — почему моряки не сообщили о том, что терпят бедствие. Необходимыми средствами связи оборудованы все суда без исключения. Специалисты выдвигают версию, что скорее всего экипажам «Норда» и «Вирта» было что скрывать.

— Увы, практика такова, что моряки до последнего пытаются бороться со стихией в том случае, когда на борту незаконный груз, — рассказал «Ленте.ру» руководитель патриотического движения «Морское братство — нерушимо» Арсений Крицкий. — Рыба и другие биоресурсы, выловленные в море, могли быть плохо закреплены, из-за этого во время шторма могло произойти опрокидывание.

По словам собеседника «Ленты.ру», приписка судов к африканским республикам также говорит о том, что вылов рыбы мог быть нелегальным. Часто суда «прописывают» в странах третьего мира, чтобы избежать различных налогов и сборов. Популярны те державы, с правительством и силовиками которых проще и дешевле договориться, и те, где более лояльное законодательство.

«Бермудский треугольник» Тихого океана

— Охотское море — одно из самых опасных мест вылова, — рассказывает опытный мореплаватель Арсений Крицкий. — Шторм в его водах — настоящее испытание. Моряки, выходящие туда на промысел, подвергают свою жизнь большой опасности. Таковы суровые реалии жизни этих людей: они сдают в аренду судовладельцам свои мозолистые руки, чтобы заработать на жизнь своей семье. Надо сказать, что Охотское море богато биоресурсами.

Примечательно, что в момент выхода судов на промысел было объявлено штормовое предупреждение, то есть экипажи были предупреждены об опасности, но все же вышли в открытое море.

Это не первый случай, когда рыбаки идут на необоснованный риск ради того, чтобы заработать. Весной прошлого года крушение траулера «Дальний Восток» унесло более 50 жизней. После расследования этой трагедии официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин во время эфира программы «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1» в качестве одной из причин бедствия назвал жадность судовладельца и капитана, которые нарушили все мыслимые правила мореплавания. «В том, что это преступление, в основе которого жадность хозяев-предпринимателей судна и коррумпированных чиновников, сомнений нет. Это не первый подобный случай», — сказал тогда Маркин.

Потеряли свой фарватер

На сайте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ со ссылкой на Службу наблюдения за флотом и Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району сообщается, что нахождение потерянных судов в координатах, указанных аварийными навигационными устройствами, не подтверждено.

«В настоящее время следствие проводит мероприятия по установлению судовладельцев, экипажей, родственников экипажей судов, а также иные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств произошедшего», — говорится в сообщении. По факту ЧП проводится процессуальная проверка по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). По предварительным данным, на судах находилось не менее 16 моряков.

В редакцию «Ленты.ру» поступило сообщение о том, что расследование причин аварии взяла на контроль Генпрокуратура России: «В связи с поступившей информацией о возможном происшествии с рыболовецкими судами в Охотском море по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дальневосточная транспортная прокуратура проводит проверку исполнения законодательства о безопасности мореплавания».

Обсудить
Россия00:02 6 декабря

Смеяться грешно

Кто надрывает животы на концертах Петросяна: беспощадный репортаж из преисподней
Дональд ТрампСвоих не бросаем
План Трампа: спасти богатых и сэкономить на бедных
Валентин Тимаков«Дальний Восток — дорога к рынку АТР»
Валентин Тимаков — о дефиците рабочих в ДФО и пользе «Дальневосточного гектара»
Эффективное решение
Эксперты посчитали, что Парижское соглашение можно выполнить с выгодой для РФ
«Мафия не только убивает. Она проникла в науку»
Перевернувший математику ученый уронил Запад, но успел потратить миллионы
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
Фабрика клонов
Лучшие смартфоны года: от Galaxy S8 до iPhone X
«Караваны русов доходили до Багдада»
Украинский историк про Русь с маленькой буквы
«Евреи забили гвоздь в голову русскому человеку»
Шпионы КГБ обвиняли советских рокеров в победе мирового сионизма
Есть почитать че?
Библиотека как мир, гуки и геи в беде, сразу два Линча: топовый артхаус на 2A17
«Все хорошо, но раздели-то их зачем?»
Голые европейцы и другие достоинства современного театра
Не считая Чубакки
«Последние джедаи» наконец вдохнули жизнь в возрожденные «Звездные войны»
Poloвинка
Поездка на передней части будущего седана VW Polo для России
Чудо-Judo
Вспоминаем молодежный трансформер Nissan Judo, о котором все забыли
8 лимузинов, появление на свет которых сложно оправдать
Большие, длинные и чрезвычайно бесполезные
Погружение в кирпич
Мы посидели в новом «Гелике» и не узнали его. А потом вылезли – и узнали
«Меня не убили, просто развели»
Россиянка влюбилась по уши и лишилась жилья
Что-то встало за окном
Строения, вызывающие самые пошлые ассоциации
Его ворсейшество
Бессмертные ковры возвращаются на стены российских квартир
С собой не увезешь
Как живут российские олигархи за границей