В феврале пенсионерам Краснодарского края, чей доход не превышает 15 тысяч рублей, вернули льготные проездные на городской транспорт, отобранные в начале года. Непростому для кризисных времен решению предшествовали стихийные митинги в Краснодаре и Сочи. Этот протест, оставшийся без организаторов, неожиданно для себя возглавила и привела к успеху военный пенсионер Галина Сильман.
Галину Сильман легко узнать по огромной оранжевой сумке. В ней различные документы. В основном — строительные регламенты, землеустроительные паспорта, переписка с застройщиками и мэрией, а с недавних пор — бумаги из суда. Дело в том, что Сильман возглавляет ТСЖ на улице Парусной, что в Краснодаре, и третий год ведет войну с нерадивыми застройщиками.
С этой самой оранжевой сумкой 15 января Галина Сильман в компании юристов ТСЖ направлялась в краевой департамент строительства. Накануне в администрации проходило заседание по спорным стройкам краевого центра, вел его лично губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Сильман интересовало решение по Парусной.
«Подхожу я к зданию администрации, а вокруг него уже сотни людей собрались и еще подходят, — рассказывает Сильман. — Мы подошли, стали искать, кто организовал этот сход, чтобы как-то понять, что тут происходит. И мы никого не нашли. Организатор так и не появился».
А происходило на площади, по словам Сильман, «непонятно что — и людей подстрекали на непонятно какие действия». Какие? «Я же сама слышала позади себя разговоры: “Ну вот еще подождем и пойдем к ним", — говорит она. — Я испугалась возможного побоища, действий, которые могли бы сильно всем повредить. Вот мне и пришлось взять все в свои руки — возглавить и привести к конструктивному диалогу с администрацией».
55-летнюю Сильман в краевой прессе теперь называют не иначе как «стихийным лидером протеста». Командовать таким количеством людей на предыдущей работе ей не доводилось. Сильман — прапорщик в отставке, сама местная, но служила на Дальнем Востоке. Работала с документами в секретной части, где, по собственным словам, стала «дотошной, въедливой и крайне недоверчивой». На пенсию ушла с должности начальника химического склада по состоянию здоровья. Пенсия — 10 176 рублей. «Пусть я появилась на площади случайно, но я тоже пострадавшая от отмены льгот», — отмечает Галина Николаевна.
Льготы были отменены краевым Заксобранием единогласно в октябре прошлого года. В лучших номенклатурных традициях все было обставлено как продление краевого закона о льготах, принятого еще в середине нулевых, — но с поправками по категориям. В частности, в законе сохранились льготные проездные по 250 рублей, но только для тех, у кого пенсия меньше 7 772 рублей: таков краевой прожиточный минимум.
«Ориентировочная экономия — около 600 миллионов рублей в год, — подсчитывает Анна Минькова, вице-губернатор по социальной политике и СМИ. — Краснодарский край — регион, где живет больше всего пенсионеров: полтора миллиона человек. Наибольшая концентрация как раз в крупных городах, где есть общественный транспорт и льгота востребована. В 2015 году на субсидии потрачено 1,2 миллиона рублей».
План сэкономить на льготных проездных появился после того, как федеральные власти решили полностью перенести транспортные расходы на местные бюджеты. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, в 2016 году регионы будут обеспечивать бесперебойную перевозку пассажиров на автобусах, троллейбусах и трамваях без поддержки из федерального бюджета. На Кубани к этому оказались не готовы.
«Часть льгот, поскольку регион благополучный, мы платим сами, — объясняет вице-губернатор Минькова. — У нас есть выплаты за третьего ребенка, региональный материнский капитал — то, что мы не имеем права сократить. Тогда что? Мы долго взвешивали — и выбрали из нескольких зол, как нам тогда казалось, наименьшее».
По данным социального блока, льготой пользовались около 400 тысяч пенсионеров. А лишились ее 40 процентов, то есть 160 тысяч. Среди них и Галина Сильман, которая под Новый год попросила дочь взять ей льготный билет на месяц. «Она мне и говорит: “Мам, оказывается, депутаты отменили льготные проездные”. Я, честно говоря, сочла все это глупостью и провокацией со стороны депутатов, но вникать не стала. До тех пор, пока на сход не занесло».
Листовки с призывом прийти 15 января на митинг в защиту права на льготный проезд сообщали о месте (в Краснодаре и Сочи), времени и цели протестных акций. Не было в них только одного — имен организаторов. Кто-то говорил, что в деле замешаны местные НКО — «Дети войны», «Презумпция» или краевой Комитет солдатских матерей. Но их способность собрать тысячные акции Галина Сильман, общественница с пятнадцатилетним стажем, оценивает скептически — как, впрочем, и свою: «Я могла собрать на акцию по делам ТСЖ максимум сто человек. А тут гораздо больше. Чья работа?»
«У победы много отцов, поражение всегда сирота». Безупречная максима римского историка Тацита (I век н.э. — прим. «Ленты.ру»), похоже, дала сбой на Кубани. Ответственность за успех местных пенсионеров кубанские партийцы и общественники брать не торопятся. Для местной власти этот протест стал крайне неприятным сюрпризом. А губернатору Кондратьеву в итоге пришлось извиняться перед людьми за необдуманное решение. «Мы официально участия не принимали, — ответил Геннадий Шабунин, секретарь по протестному движению крайкома КПРФ. — Возможно, кто-то из членов партии участвовал в акциях, но строго самостоятельно».
Флаги КПРФ у администрации действительно были, но красных парламентариев никто не видел. Оно и понятно, ведь за отмену льгот они проголосовали единогласно. И не только они: 84 из 84.
Поговаривали, что против отмены льгот выступил местный депутат, единоросс Иван Рыбалко — глава краевой ветеранской организации. Но Иван Афанасьевич в беседе с «Лентой.ру» обозначил ситуацию как «подставу, призванную вбить клин между председателем совета ветеранов, депутатами и руководителями края». По словам Рыбалко, в ходе обсуждения законопроекта у него были возражения, которые он высказал на заседании профильного комитета, но проголосовал за — в соответствии с мнением фракции. Галину Сильман депутат Рыбалко считает «элементом» и в целом ее деятельность не одобряет. В недобрых отношениях они давно, еще с тех пор, как Галина Николаевна была председателем союза женщин Прикубанского района.
Это, однако, не помешало депутату Рыбалко появиться на митинге. Видимо, потому, что отмена льгот ударила по руководителям районных ветеранских организаций. «В поликлинику съездить, в магазин или на рынок, где подешевле, — перечисляет депутат. — Внука в секцию отвезти и из секции. С билетом по двадцать рублей это уже минимум сто рублей в день. Какая тут общественная работа? Человек сто раз подумает, ехать ли в первичку, тратить ли деньги на автобус или трамвай».
«Я в курс дела входила уже по ходу, — признается Галина Сильман. — Уже когда листы с подписями стали передавать. Кто написал петицию — опять же неизвестно. Главное было удержать людей, что оказалось нелегко».
На площади собралось более двух тысяч человек. Петиция с просьбой об отмене краевого закона собрала 1200 подписей.
«Уважаемые сограждане, — обратилась к митингующим Галина, — давайте вместе требовать встречи с губернатором. В то, что нам обещают, мы уже давно не верим. И если Кондратьев скажет, что с завтрашнего дня вернут все льготы, тогда мы скажем: да, наш губернатор держит слово».
Сильман также напомнила собравшимся, что в сентябре состоятся очередные выборы депутатов Заксобрания, и среди кандидатов наверняка будут те, кто принимал этот закон. «Нужны ли нам такие депутаты, которые отбирают последнее? — вопрошала Галина. — У нас и так на коммуналку много уходит денег, а теперь еще и на проезд».
Губернатор в тот день отсутствовал: был в Москве. К митингующим вышли трое его заместителей, пообещали встречу с Вениамином Кондратьевым на следующий день. К тому моменту толпа успела перекрыть улицу Красную. Затем, с подачи Сильман и других активистов, выдвинули несколько десятков делегатов на встречу с первым лицом.
«Женщина, вы сюда пришли разговор делать или кричать? — первым делом обратился губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев к одной из пенсионерок у микрофона. — Давайте четко договоримся, что здесь вы одна — не народ, который в крае живет. А которые горланят, они совсем не народ. Давайте сопереживать и любить друг друга! Не надо кричать». Тему льгот губернатор назвал проблематичной и не совсем простой, признав, однако, что те, кто отвечает за эту сферу, недооценили ситуацию: «Просто не почувствовали тех, кто сидит сейчас в этом зале».
«Решение вернуть льготу хотя бы тем, кто получает два прожиточных минимума — около 15 тысяч, и тем, кому больше 80 лет, устроило многих, — признает Сильман. — Обещание подумать над тем, чтобы вернуть дешевый проездной остальным льготникам, запомнили все». Дело за краевыми финансистами, ответственными за секвестр. 600 миллионов — около полупроцента краевого бюджета, но и эти деньги надо где-то брать.
«Общегосударственные расходы, — предлагает источник для поиска резервов депутат Госдумы от Краснодарского края, коммунист Сергей Обухов. — Содержание администрации, поездки и перелеты, служебный автопарк». Он признает, что с нынешним краевым руководством «работа идет более конструктивно, чем с предыдущим». Депутату есть с чем сравнивать. При Александре Ткачеве, когда в 2011 году у администрации собрались несогласные с итогами выборов, Обухова вместе с единомышленникам без разговоров поволокли в автозак невзирая на депутатскую неприкосновенность.
Галина Сильман не вполне понимает, что с ее непосредственным участием создан федеральный прецедент: пенсионерам вернули отмененную льготу. «Не дай бог таких прецедентов коллегам», — говорит вице-губернатор Анна Минькова. Она называет условия, способные, по ее мнению, уберечь от нежелательных последствий всех, кому приходится экономить бюджетные средства. Во-первых, широкое общественное обсуждение. Во-вторых, разъяснение сути решения, если оно все же принято. Но если люди собрались на площади — встреча с губернатором.
«Вениамин Иванович искренне извинился за то, что мы натворили, — это мы убеждали его, это мы его сподвигли на инициацию закона, — признается Минькова. — Мы допустили ошибку, а он, получается, ответил за нее перед людьми. У них и так не очень много денег, а мы не учли этот момент, о чем я лично глубоко сожалею».
Больше всех, похоже, сожалела министр социальной политики Надежда Губриева, написавшая заявление об увольнении по собственному желанию. Сам же Кондратьев пригласил в губернаторский совет по гражданскому обществу и правам человека четверых наиболее активных пенсионеров, включая Сильман.
В ближайших планах у нее — работа с городскими транспортниками. С краевыми нефтяниками и газовиками, которые, по мнению Сильман, пользуются неоправданно большими налоговыми льготами. С курортными предприятиями, которые недостаточно откровенны с контрольными органами. И любимая тема — чересчур добрые отношения управляющих компаний с жилищными инспекциями.