У человека есть одна черта, отличающая его от всех животных: это не большой мозг и не прямохождение, а подбородок. Выдающегося вперед валика на нижней челюсти нет у обезьян, и даже у неандертальцев — ближайших родственников Homo sapiens — была лишь массивная нижняя челюсть без выступа. Зачем людям подбородок и почему он возник? Для повышения сексуальной привлекательности или для защиты от кулаков? Об этом среди ученых кипят жаркие споры. Американский антрополог Джеймс Пампуш (James Pampush) решил собрать все известные гипотезы и отделить фантастические от разумных.
Подбородки имеются у всех людей, за исключением тех, кто страдает от редких наследственных заболеваний: у кого-то они более массивные и объемные за счет крупной нижней челюсти или обилия плоти. Эта часть тела образовалась только после отделения предков человека от других приматов. Хотя многие ученые считали формирование подбородка примером дрейфа генов (ненаправленного изменения аллелей генов, обусловленного случайными причинами), эволюция тут проходила в 77 раз быстрее среднего уровня дрейфа генов. Это означает, что подбородок возник не случайно.
Подбородок — не большой палец и не фаллос, его функция не очевидна. Ученые не скупятся на эффектные гипотезы.
Одни считают, что подбородок помогал предкам человека пережевывать злаки, коренья и другую грубую растительную пищу за счет уменьшения механической нагрузки на челюсть. Однако Пампуш выяснил, что подбородок на самом деле затрудняет жевание. Нижняя челюсть состоит из двух половинок, соединенных ровно посередине (подбородочный симфиз или шов). Пережевывая пищу, люди сжимают кость на внешней стороне (около губ) и тянут ее на внутренней стороне (около языка). Поскольку кость гораздо прочнее при сжатии, чем при растяжении, логично было бы усилить именно внутреннюю часть — иными словам, необходим не подбородок, а нечто противоположное ему.
Другие ученые считают, что подбородок помогает людям разговаривать: недаром он образовался одновременно с формированием языка и речи — также уникальных черт человека. Пампуш сомневается, что движение языка создает такую механическую нагрузку, чтобы нижнюю челюсть понадобилось укреплять массивной костью.
«Любое млекопитающее, которое общается с помощью звуков или жует пищу с использованием языка, испытывает такие же нагрузки, — однако подбородков у них нет», — отмечает ученый.
Наконец, ряд ученых связывает появление подбородка с сексом. Мужской подбородок массивнее женского, а резко очерченный волевой подбородок считается привлекательным для прекрасного пола. Подобно рогам оленя или хвосту павлина, этот выступ притягивает самок. Он сигнализирует о повышенном уровне тестостерона и хорошей наследственности у мужчин. Слабое место этой теории в том, что подбородки есть и у женщин — а яркие признаки мужественности (или женственности) по определению должны принадлежать только одному из полов. Форма подбородка может быть связана с сексуальностью, но ею нельзя объяснить наличие выступа у всех особей.
Некоторые ученые доводят идею естественного отбора до абсурда, объявляя подбородки эволюционным приспособлением для отражения ударов кулаком по лицу. Пампуш не согласен с ними, потому что подбородки очень плохо защищают: они не рассеивают силу удара, и драки частенько заканчиваются сломанными челюстями. Даже если бы древние люди неустанно били друг друга по лицу, им следовало бы укрепить всю челюстную кость сплошняком, а не выпячивать ее нижний край.
Джеймс Пампуш оспаривает саму идею естественного отбора применительно к подбородкам. Скорее всего, они представляют собой «пазухи сводов». Этим архитектурным термином биологи Стивен Джей Гулд и Ричард Левонтин обозначили те характеристики организма, которые являются неизбежным побочным эффектом других его свойств. «Пазухи сводов» не были сами по себе подвержены воздействию отбора в ходе эволюции.
Например, в ходе эволюции лица людей уменьшались (по сравнению с неандертальцами — на 15 процентов). Этот процесс объясняют снижением концентрации «гормона агрессии» тестостерона примерно 80 тысяч лет назад, когда в человеческом обществе стали формироваться прочные коллективы: люди научились чаще договариваться, чем драться. Уменьшение лиц привело к «перенаселенности» области рта. Чтобы дать больше места языку и мягким тканям, но не давить на дыхательные пути, нижняя челюсть приобрела передний скат — подбородок. Однако его очень плотная и массивная кость крайне далека от принципов экономии места, замечает Пампуш.
Есть и другой вариант «пазухи свода». Возник он в интервале от шести миллионов до 200 тысяч лет назад, скорее всего — около двух миллионов лет назад. В то время предки человека начали готовить пищу (варить мясо и злаки). Нагрузка на зубы и челюсти, привычные к обработке грубой пищи, уменьшалась, как и сами зубы, только держащая их кость делала это чуть медленнее. Так и образовался подбородок.
«Но почему же нижняя часть челюсти не ужалась? Что случилось? Почему остался торчащий выступ? Это общая проблема "пазух свода" — гипотезы о побочном эффекте очень сложно проверять», — пишет ученый.