Россия
21:01, 25 февраля 2016

Союз или междометие О чем Путин и Лукашенко говорили в Минске

Татьяна Меликян
Александр Лукашенко и Владимир Путин
Фото: Сергей Гриц / AP

В Минске состоялось заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии. Событие, возможно, запомнится тем, что президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал президента России Дмитрием Анатольевичем, развеселив российского премьера Медведева. Других поводов для позитива было мало. Двадцатилетие мечты о союзном государстве отметили подписанием незначительных документов. Реальные договоренности, вероятно, будут озвучены позже.

Прежде чем встретиться в Минске, Владимир Путин и Александр Лукашенко трижды обсуждали детали по телефону и дважды лично. В итоге договорились провести заседание Госсовета «солидно», как выразился Лукашенко. В начале февраля он гостил в союзной здравнице — Сочи. Компанию на горно-лыжных склонах ему составил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Увидев его во дворце, Лукашенко широко распахнул объятия. Он так обрадовался Медведеву, что через минуту назвал президента России Дмитрием Анатольевичем. «Правильно-правильно, деньги-то все у него», — мгновенно отреагировал Путин.

Эта оплошность не вернула Лукашенко к официозу. Он продолжал активно жестикулировать, приветствуя гостей в «не чужой им Белоруссии». «Мы долго говорили сейчас о рецептах, я вам потом непублично расскажу», — пообещал он, видимо, все тому же Медведеву. Путин держался строже. Отметил, что, несмотря на нестабильность в экономике последнего времени, все, что задумывалось ровно 20 лет назад, то есть проект Союзного государства, сохранилось. «Александр Григорьевич, вот вы как раз были в самом начале этого процесса с Борисом Николаевичем Ельциным», — напомнил Путин. И действительно, Лукашенко был при начале, при продолжении, но не намерен быть при конце союза. Потому что союз двух стран, уверен он, выдержит все.

Деньги всему голова

За эти двадцать лет российско-белорусский союз пережил немало сложностей. Да и личные отношения двух лидеров не назовешь простыми. На данном этапе проблемы, в основном экономические, испытывают оба государства. И еще вопрос, кому хуже. «Ситуация в экономике Белоруссии крайне тяжелая. Сказывается разный курс двух валют (единая так и не была введена — прим. «Ленты.ру»). Это приводит к тому, что российские товары начинают доминировать на внутреннем белорусском рынке. Россия не только может, но и обязана прийти на помощь», — уверен Александр Фадеев, заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ.

На его взгляд, хотя процесс формирования союзного государства был заморожен (нет общего парламента, высшего суда и прочего), для граждан России и Белоруссии союз вполне комфортен. Абсолютно все белорусы, например, имеют право получить в России бесплатную экстренную помощь. Так же как и россияне в Белоруссии.

Лукашенко называют очень циничным, но блестящим тактиком. Заняв нейтральную позицию в украинском вопросе, он добился того, что Минск стал международной переговорной площадкой. Российское продуктовое эмбарго позволило белорусским производителям нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции в Россию. Любопытно, что объемы некоторых видов фруктов, поставляемых из соседней страны, за год увеличились более чем в 20 раз. На российском рынке появились, например, белорусские манго и папайя. Россельхоз, к слову, выражал по этому поводу недоумение. Эксперты говорят о налаженном потоке европейских продуктов с белорусскими этикетками.

«Белоруссия пыталась и пытается на эмбарго заработать. Но могу сказать, что эти поставки не оказали значительного влияния на улучшение состояния бюджета. Государству все равно придется прибегать к внешним заимствованиям, в том числе и российским. Поэтому Белоруссия будет вести себя аккуратно в "продуктовых" вопросах», — считает Фадеев.

Путин неспроста пошутил про деньги, которые есть у Медведева. Лукашенко давно и целенаправленно просит очередной российский кредит. Москва не прекращала выделять Минску деньги и в прошлом году, отмечает Фадеев. Но объемы финансовой помощи уменьшились примерно в три раза. Белоруссия, конечно, хотела бы вернуться к былым объемам (и желательно в долларах), но и Россия сейчас не в том финансовом положении. Поэтому, полагает эксперт, Москва могла бы помочь союзнику по-другому. Например, снизить пошлины на белорусские товары.

Союзная картошка и топинамбур

Повестка дня Высшего госсовета Союзного государства включала более десятка вопросов по всему спектру деятельности организации. Но документов подписали немного: восемь постановлений, три резолюции и два декрета. Один из главных — утверждение бюджета на 2016 год. Его объем по сравнению с прошлым годом вырос с пяти до шести миллиардов российских рублей (это официальная валюта союза). Россия формирует казну на 65 процентов, Белоруссия — на 35. Правда, на это нет ни одного нормативного акта. Но так уж повелось.

Куда уходят деньги? В 2013 году 1,5 миллиарда союзных рублей было выделено под программу «Картофель и топинамбур». Из-за бюрократических проволочек в течение первых двух лет реализация программы задерживалась. Но со сменой команды дело сдвинулось с мертвой точки. Предполагается, что в результате рынки России и Белоруссии получат собственный высококачественный семенной и продовольственный картофель, топинамбур, а также продукты питания из них, корма, топливные добавки и даже инсулин.

Другой, может быть, более важный, чем деньги на топинамбур, вопрос — новая военная доктрина организации. Предыдущая была принята в 2001 году. За это время Россия дважды обновила собственную доктрину. В Белоруссии тоже готовится новая версия документа. Не угрожающая, оборонительная, объясняют в Минске. Лукашенко подчеркивает, что безопасность и стабильность — высшие ценности белорусского народа. Россия и Белоруссия входят в военный союз Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. На прошедшем 16 октября 2015 года саммите СНГ страны-участницы организации приняли программу сотрудничества в части укрепления пограничной безопасности на внешних границах СНГ на 2016-2020 годы. Понятно, что особую тревогу вызывает ситуация на границе между Таджикистаном и Афганистаном. Но и белорусская граница неспокойна — рядом Прибалтика и НАТО. Правда, в итоге на госсовете приняли лишь постановление «О планировании применения региональной группировки войск Республики Беларусь и Российской Федерации».

На заявлении для прессы по итогам переговоров Лукашенко заверил, что состоявшееся заседание в очередной раз подтвердило значимость союза. «Время, история все расставляет на места», — заметил он. И подчеркнул, что между двумя странами нет недопонимания и недоговоренностей. Истинно союзнический характер отношений отметил и Путин. Он, как и на публичной части переговоров, волю эмоциям не давал, ограничившись протокольными фразами и цифрами. Вопрос о кредите остался открытым.

< Назад в рубрику