Минфин России рекомендует возобновить поддержку рубля — практику, частично возвращающую нас в 2000-е годы. По сути, это последний способ рыночными методами установить более или менее стабильный курс. Однако сработает он, только если цены на нефть все-таки поднимутся до 50 долларов за баррель. Что в ближайшее время вряд ли возможно.
Министерство, по сути, хочет ввести новую форму бюджетного правила, которое уже действовало десять лет назад. Нефтегазовые доходы тогда изымались при определенных ценах (сначала 20, потом 27 долларов). Одновременно Центробанк проводил интервенции на рынке, сдерживая укрепление курса рубля.
Сейчас смысл немного в другом. Игроком становится сам Минфин, изымающий из бюджета «лишние» доходы при высоких ценах и покупающий на них иностранные активы, номинированные, естественно, в валюте. Как считают в ведомстве, это не влечет за собой инфляцию, поскольку объем денег в экономике не растет (как при скупке валюты непосредственно Центробанком).
Неудивительно, что такое предложение возникло сейчас, когда в стране усиливается недовольство проводимой экономической политикой. Так, в последнем опросе ВЦИОМ 65 процентов граждан выразили готовность потребовать от правительства сменить курс. Нестабильность курса рубля — один из главных раздражителей. Сейчас доллар и евро колеблются на несколько процентов в день, а за месяц амплитуда может достигать 20 процентов. Для граждан это серьезная головная боль. Даже просчитывать стоимость иностранных товаров на внутреннем рынке — немалая проблема, что уж говорить о планировании выезда за границу. Многие предпочли бы, быть может, и не слишком сильный, но стабильный, устойчивый рубль.
Однако политика полностью конвертируемой, свободно плавающей национальной валюты постоянно подается как одно из главных достижений финансовых властей страны. Удивительно, но наиболее активное продвижение в этом направлении совершилось в разгар финансового кризиса. С конца позапрошлого года ЦБ, по крайней мере в теории, никак не регулирует рубль, отменив валютный коридор.
Судя по всем заявлениям последних месяцев, ясно, что отступать в Банке России не намерены. Тем более не будут приниматься какие-либо нерыночные шаги, к примеру, требование обязательной сдачи выручки экспортеров или иные методы валютного контроля. Их полезность можно обсуждать долго (есть вполне внятные аргументы за и против), но бессмысленно. Чтобы подобные шаги были предприняты, должно произойти нечто апокалиптическое.
Предложенный Минфином вариант, предусматривающий обязательное пополнение суверенных фондов из бюджета при условии роста цен на нефть выше 50 долларов, — фактически последнее рыночное средство стабилизации рубля. Проблема в том, что для успеха такой политики необходимо соблюдение слишком многих условий, причем некоторые из них от российских властей практически никак не зависят.
Прежде всего вряд ли приходится рассчитывать на то, что цена на нефть может надолго установиться выше 50 долларов за баррель. Шансы на это на данный момент не очень высоки, хотя министр энергетики Александр Новак считает, что этот уровень выгоден всем производителям. Как показывает практика, большинство производителей (в том числе и Россия) не готовы идти на уступки, теряя рыночную долю. Строить государственную экономическую политику на основе столь высокой цены на нефть — неоправданный риск.
Если же большую часть времени нефть будет дешевле 50 долларов за баррель, политика не сработает, так как Минфин просто не получит достаточного количества долларов для поддержания курса. Тогда на сцену придется выходить опять-таки Банку России, резервы которого сейчас неприкосновенны. Если этого не произойдет, новое правило не сработает.
Непонятно также, что будет с дефицитом. Одна из идей, стоящих за предложением Минфина, заключается в том, чтобы положить дополнительное ограничение расходам. Однако сомнительно, чтобы этого хотели граждане, желающие «нового курса» правительства. И со временем критика сокращения социальных расходов будет только нарастать.
Наконец, идея Минфина означает, что ЦБ фактически самоустраняется от проведения внятной валютной политики, уступая эту функцию Минфину. Выглядит это довольно странно. Совершенно непонятно, зачем идти на такие ухищрения.
«Действительно, ответственные госчиновники начали задумываться о наведении порядка на валютном рынке, нарушенного действиями Банка России», — заявил в интервью «Ленте.ру» бывший директор департамента международных операций ЦБ Андрей Черепанов. По его словам, введение плавающего курса привело к хаосу на рынке, с чем и связаны резкие колебания рубля к основным валютам.
При этом Черепанов отметил, что действия Минфина по скупке иностранных активов в случае превышения нефтегазовыми доходами определенного уровня окажутся «кривыми», поскольку «проведение интервенций на рынке — прямая обязанность ЦБ по Конституции». Он также счел ошибочными предположения, что подобные шаги регулятора приведут к раздутию рублевой массы в российской экономике.
«Если люди готовы продавать доллары и покупать напечатанные ЦБ рубли, значит, у них есть потребность в том, чтобы инвестировать эти рубли в экономику. Таким образом, об излишке рублевой массы говорить нельзя. С другой стороны, когда есть потребность в долларах, ЦБ обязан продавать их участникам рынка, чтобы насытить спрос», — считает эксперт.
Идея пока находится в самой первой стадии и не получила поддержки в правительстве. Тем не менее можно легко допустить, что по мере продолжения рецессии подобного рода «креативные» способы улучшить ситуацию на финансовых рынках и в экономике в целом будут множиться. Однако вряд ли стоит ожидать от них какой-то значительной отдачи.