15:24В ДТП под Ханты-Мансийском погибли девять детей

Танки на восточном базаре

Будет ли Иран брать Т-90

Танк Т-90А
Танк Т-90А
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Тегеран то демонстрирует интерес к российским танкам Т-90, то говорит, что у него свои образцы не хуже. Торговля за технологии российского танкостроения ведется активно, но есть понимание того, что иранская промышленность далеко не готова восстановить у себя производство ключевых узлов и систем танка.

Чистая ярмарка

Иранские военные устроили вокруг Т-90 хороводы, достойные настоящего восточного базара.

В конце 2015 года командующий сухопутными войсками Ирана Ахмад-Реза Пурдастан заявил, что армия очень положительно относится к танкам Т-90 и готовится их закупить при первой возможности. Сравнивая Т-90 с хорошо известным иранцам Т-72С, Пурдастан заметил, что «танк Т-90 обладает более высокими боевыми возможностями и отвечает всем требованиям, которые мы предъявляем к современной бронетанковой технике».

Однако в первых числах февраля 2016 года Пурдастан внезапно изменил точку зрения. Теперь, по его новому мнению, «исходя из возможностей страны, в настоящее время приобретение танков Т-90 исключено, и мы хотим производить бронетехнику сами».

Тут уже не выдержал «Уралвагонзавод»: замглавы корпорации Алексей Жарич сообщил, что в случае снятия санкций (по ним Ирану до 2020 года не полагается поставок наступательных вооружений без специального разрешения Совбеза ООН) нет никаких проблем с разворачиванием лицензионного выпуска Т-90.

В ответ базар продолжился: министр обороны Ирана Хосейн Дехган рассказал о том, что в стране разрабатывается новейший танк «Карар», который «даже если по некоторым показателям не лучше» Т-90, то уж и никак не хуже его.

После этого заявления, которое, видимо, должно было поразить в пятку весь российский оборонно-промышленный комплекс, тут же прочувствовавший всю степень своей ничтожности, последовали конкретные предложения.

15 февраля 2016 года генерал Кьюмарз Хейдари, заместитель Пурдастана, заметил, что закупки Т-90 по-прежнему не сняты с повестки дня… но только в том случае, если Иран получит самые современные технологии. Хейдари сослался на распоряжение высшего политического руководства Ирана, запретившего покупать оружие без технологического трансфера.

Торговля идет настолько жесткая и неприкрытая, что вызывает даже определенное уважение, связанное в том числе и с активностью иранского оборонпрома, который за 15 лет существования в режиме сильного внешнего давления нарастил не только определенные технологические возможности, но и лоббистские ресурсы, а также аппетиты.

При этом хорошо видно, что в тех областях, где Иран трезво оценивает возможности своей промышленности, торговли как таковой не ведется. Это касается как скоропостижного перезаключения контракта на дальнобойные зенитные системы семейства С-300П (уже в версии С-300ПМУ-2 «Фаворит», а не С-300ПМУ-1, как предполагалось в 2007 году), так и интереса иранских ВВС к самолетам типа Су-30СМ.

А вот у производителей техники для сухопутных войск собственный взгляд на то, как надлежит комплектовать иранскую армию. И их мнение генералы учитывают.

Дубль один

Предыдущий контракт на поставку советских основных боевых танков в Иран был заключен 13 ноября 1991 года. Предварительные переговоры начались еще в 1985 году, до окончания ирано-иракской войны, и касались танков Т-72М1.

Однако в итоге, после прорыва на переговорах 1989 года, Тегерану досталась уже более совершенная модель Т-72С, оснащенная комплексом управляемого вооружения и отличающаяся более широким применением блоков динамической защиты. Контракт предусматривал поставку 1000 танков.

В 1993-1996 годах Иран получил 122 готовых танка из России, и до 2000 года собрал из машинокомплектов еще 300 танков. Исполнение контракта было остановлено на основании решений комиссии «Гор — Черномырдин», как и исполнение других сделок по поставкам российского оружия в Иран, в частности, аналогичного контракта на сборку 1,5 тысяч БМП-2, а также на постройку подводных лодок.

Теперь, возможно, стороны попробуют восстановить сборочное производство, но уже танка Т-90.

Возможности ограничены

В рамках исполнения контракта 1991 года специалисты «Уралвагонзавода» помогли развернуть в Иране несколько специализированных производственных цехов. В том числе в 1994-1995 годах были созданы литейные, механосборочные и кузнечные производства.

Оплаченный иранской стороной контракт на проектирование технологии выпуска превысил пять миллионов долларов — отмечалась решающая роль этих небольших по нынешним временам денег для сохранения конструкторских кадров в Тагиле. Было специально разработано или поставлено из России большое количество оборудования и оснастки.

Тем не менее, как пояснил «Ленте.ру» член экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский, участие иранской бронетанковой промышленности в «добавленной стоимости» Т-72С было сравнительно небольшим и в основном касалось отдельных узлов и элементов ходовой части: гусеничной ленты, катков, балансиров и механизмов натяжения. Также иранцы сами сваривали корпуса.

Все более сложные комплектующие: вооружение, элементы системы управления огнем, электрооборудование, современные боеприпасы, двигатели, бортовые коробки передач, а также башни поставлялись из России.

Т-90 технологически совершеннее Т-72С. Изменения коснулись практически всех элементов конструкции: значительно более сложный и эффективный комплекс управления огнем (для первых версий — перенесенный с Т-80У 1А45 «Иртыш», для Т-90СМ — принципиально новая разработка «Калина»), новая пушка, новые средства защиты.

За прошедшие 20 лет иранская промышленность, отягощенная санкциями, существенно шагнула вперед, однако возможностями самостоятельно выпускать подобную сложную технику по-прежнему не располагает. Участие иранцев в танке Т-90 вряд ли сильно выйдет за пределы предыдущего проекта с Т-72С. Если ходовую часть они еще сумеют «изобразить» самостоятельно, то двигатель и коробки передач останутся российскими, не говоря уже о системе управления огнем и пушке.

То же касается и боеприпасов. «Иранцы способны производить устаревшие фугасные и бронебойные снаряды. Делать же современные фугасы с программируемым подрывом, с готовыми поражающими элементами, современные бронебойные оперенные подкалиберные снаряды, танковые управляемые ракеты они не смогут», — считает Виктор Мураховский.

Возможен ли выход?

Иранцам явно интересна куда большая роль в добавленной стоимости нового танка, чем в случае с Т-72С. Вопрос в том, насколько амбиции иранской «оборонки» соответствуют технологическому уровню машины.

Как ни крути, но иранские военные пока не перешли к массовым закупкам бронетехники, производимой «у себя дома». Пресловутые «Зульфикары», созданные в середине 1990-х годов во многом благодаря знакомству с советскими технологиями, до сих пор не ставятся на вооружение по-настоящему массовыми партиями: из приблизительно 1,6 тысяч танков, имеющихся в иранских вооруженных силах, их не более 150. Это притом, что параллельно в боевом составе остаются до 900 старых танков типа Т-55 (включая китайские модели на их основе), Т-62 и американских M60 и M48.

Это иллюстрирует основную проблему так называемого нового танка «Карар». Чем бы он ни был, какие бы таинственные супертехнологии в него не заложили, но на фоне состояния бронетанкового парка сухопутных войск Ирана и темпов развертывания производства куда более простых и изученных «Зульфикаров» всерьез ожидать его появления в иранской армии в ближайшие пять-шесть лет, скажем так, несколько преждевременно — если это только не очередная модернизация Т-55, по типу «Сафиров-74», другой поделки иранской танковой промышленности. Причем чем выше коэффициент новизны танка, тем сложнее и болезненнее проходит развертывание серийного выпуска, внедрение в войска и доводка машины.

За этот же период, как показывает опыт работы «Уралвагонзавода» с Индией по Т-72М1 и Т-90С и с тем же Ираном по Т-72С, можно не только оснастить сборочное производство, но и (если бы на это было разрешение Совбеза ООН) развернуть ритмичный серийный выпуск новых танков в значительных количествах (сотнями).

Пауза, связанная с санкциями, играет на руку иранским промышленникам, которые будут до последнего утверждать, что смогут выкатить по-настоящему крутую машину в самое ближайшее время. Однако реалистичный взгляд на вещи показывает, что внятных альтернатив российской технике у Ирана нет. Тегеран и так въехал в XXI век верхом на танках технологического уровня 1960-х годов, слегка разбавленных началом 1980-х.

Региональной державе, столкнувшейся лбом с Саудовской Аравией (где в ходу американские M1A2 Abrams — другой вопрос, как их используют, скажем, в том же Йемене), такой танковый парк уже бесполезен с практической точки зрения и чем дальше, тем больше неприличен с политической.

Обсудить
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
«Это кот или кошка в мешке. Надо вживую на людей смотреть»
Как найти себе пару и не стать жертвой мошенников на сайтах знакомств
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
Дмитрий МедведевПо секретным каналам
Где раскрываются тайны российской политики
Не просто терминал
Самые красивые аэропорты мира
Дешево, но не сердито
Как выглядят лучшие хостелы России
Характер нордический
В Эстонию за салакой, немецкой стариной и наследием Российской империи
Вот так фокус
Победители народного выбора фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить