Мир
21:50, 10 марта 2016

НАТО балансировать Президент Сербии разъяснил Владимиру Путину свою позицию по альянсу

Татьяна Меликян
Президент России Владимир Путин и президент Сербии Томислав Николич
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

В четверг, 10 марта, президент России Владимир Путин встретился с главами двух союзнических и даже братских государств, находящихся в очень сложном географическом и политическом положении. Президент Сербии Томислав Николич говорил о том, как важно маленькому балканскому государству сохранить политический и военный нейтралитет. В итоге, заверил он, Путин с пониманием отнесся к сотрудничеству Сербии и НАТО. А президент Армении Серж Саргсян благодарил за усилия по разрешению нагорнокарабахского конфликта; о своих претензиях и обидах он традиционно умолчал.

Баланс сил, столь важный во внешней политике Сербии и Армении, был соблюден и в Кремле. Перед встречей с Николичем и Саргсяном Путин наградил Орденом Дружбы Ягуба Эюбова, первого заместителя премьер-министра Азербайджана (получая награду, он назвал президента России «достойнейшим сыном народа и выдающимся политиком современности»). А через несколько минут точно такой же знак отличия получил глава «Ювелирной компании Армении» Гагик Абраамян.

Томислав Николич, по официальной версии, тоже приехал в Москву за наградой: Фонд единства православных народов вручил ее президенту Сербии в благодарность за то, что он многое делает «для защиты и популяризации восточно-христианских традиций и ценностей». «Я знаю это лично, мы с вами многократно в закрытом режиме доверительно говорили обо всем этом», — заметил Путин, принимая Николича в Кремле.

В ответной речи президент Сербии решил отблагодарить за все сразу: и за награду, и за «два поступка». В июле прошлого года в Совбезе ООН Москва наложила вето на британский проект резолюции о признании геноцидом массового убийства мусульман в Сребренице. «Это была попытка указать, что все преступления совершили сербы, сербский народ, и подтвердить существующие стереотипы», — заметил Николич. Вторым поступком, по мнению сербского лидера, стал вклад России в то, что «несуществующее государство» Косово не смогло вступить в ЮНЕСКО.

«Все это у меня накопилось на душе, и я просто ждал момента. Я хочу поблагодарить за поддержку, которая оказывается Сербии в попытках встать на ноги, за понимание поведения Сербии в международных отношениях», — говорил Николич. В сердцах он даже сравнил Путина с императором Николаем Вторым, а действия российского президента — с «жестом русского царя». В 1915 году во время Первой мировой войны Николай заявил, что Россия выйдет из Антанты, если не будут приняты решительные меры для сохранения жизней тысяч сербских солдат и беженцев. После этого французские и итальянские корабли эвакуировали сербов на остров Корфу.

Возможно, это сравнение не пришлось российскому лидеру по душе. Он вернул коллегу в день сегодняшний и предложил «пойти по современной, позитивной повестке». Она заняла у президентов чуть больше часа, после чего Николич вышел к прессе один. Он рассказал о главном — сотрудничестве с НАТО. По словам сербского лидера, соглашение с альянсом излишне драматизируется, а Владимир Путин «понимает, что и когда было подписано». Этот шаг был необходим для совместной работы по очистке территории Сербии от боеприпасов и мин, оставшихся после воздушно-наступательной операции альянса, пояснил Николич, но не стал упоминать, что российских военных тогда не пригласили.

«Надо балансировать», — вывел свое политическое кредо сербский лидер. Он старается балансировать не только в военной, но и в политической сфере. Это дается с трудом. Перед визитом в Москву Николич дал несколько больших интервью российским СМИ. Он признался, что ощущает по отношению к Путину «дружбу до такой степени, что мог бы ему открыть свои тайны». Тем не менее ему «неудобно» часто обращаться к России за политической поддержкой. С одной стороны, без этой поддержки Сербия не сохранила бы территориальную целостность и суверенитет. С другой — она окружена Евросоюзом и, конечно, стремится стать его частью. Статус страны-кандидата в члены ЕС был предоставлен республике в марте 2012 года, ожидаемым сроком вступления называют 2020-й.

Вот только «ЕС — кому-то мать, а кому-то мачеха», подчеркнул в разговоре с российскими журналистами Николич. Европейский рынок для сербов открыт, но предложить им нечего, в то время как торговля с Россией ведется на особых беспошлинных условиях. Товарооборот двух стран в 2015 году составил 1,6 миллиарда долларов. Сербия закупает в России нефть, природный газ, алюминий, продукцию черной и цветной металлургии, а поставляет товары текстильной промышленности, стройматериалы и лекарства. Николич надеется, что дверь откроется и для военной промышленности, что сербские ремонтные заводы смогут ремонтировать российское оружие, а сербские строители займут «нишу, которую ранее занимали другие страны». Николич дипломатично не стал уточнять, что имеет в виду Турцию.

Анкара косвенно упоминалась и на встрече с президентом Армении Сержем Саргсяном. Произнося дежурные фразы о взаимопонимании и сотрудничестве, армянский лидер поблагодарил Путина за те «усилия, которые предпринимает Россия по решению нагорнокарабахского конфликта». Он твердо поддержал позицию России по сирийскому вопросу. К слову, Армения уже приняла более 20 тысяч сирийских беженцев (в республике много сирийских общин) — для такой страны, как Армения, это большое количество.

За кадром протокольной встречи остались обиды Еревана. «То, что Россия, один из крупнейших производителей оружия, продает его различным странам, — это естественно. Однако мы не можем быть в восторге от того, что Азербайджан закупает оружие и при этом чуть ли не ежедневно угрожает развязать новую войну», — заметил накануне визита глава МИД Армении Эдвард Налбандян. Россия действительно продает оружие обеим конфликтующим сторонам. В феврале в силу вступило соглашение о предоставлении Еревану государственного экспортного кредита в 200 миллионов долларов на приобретение вооружений. Министерство иностранных дел Азербайджана тут же направило в МИД России ноту протеста, притом что Баку уже много лет активно скупает российское оружие.

С недавних пор к конфликту подключилась и Турция. Анкара пообещала «приложить все усилия к тому, чтобы освободить оккупированные территории Азербайджана». В отличие от Сербии, называемой в России братской, Армения еще и союзническое государство, и в этом году она председательствует в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Саргсян не скрывал, что Карабах станет главной темой его председательства в организации и на этот раз соблюдать баланс сил придется Москве.

< Назад в рубрику