Наказать рублем за скорость

Власти нашли один способ спасти жизни людей на дорогах

Заседание «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации»
Заседание «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации»
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Президиум Госсовета по безопасности дорожного движения, не собиравшийся десять лет, состоялся 14 марта в Ярославле. Осталось неясным, является ли этот город примером безопасных или, наоборот, чрезвычайно опасных дорог, но с первых слов стало очевидно: проблема по-прежнему остается одной из самых острых. Погибшими за это десятилетие в ДТП людьми можно заселить небольшой город, пострадавшими — целое государство. Корреспондент «Ленты.ру» выслушал все доклады на Госсовете и пришел к выводу: главным инструментом в борьбе за безопасность на дорогах государство считает ужесточение наказания.

Статистика по дорожно-транспортным нарушениям, улучшившаяся в 2015 году, не добавила оптимизма участникам долгожданного Госсовета. Присутствующие неоднократно подчеркивали, что улучшение произошло за счет ужесточения некоторых статей КоАП, введения уголовной ответственности за повторную езду в нетрезвом виде и увеличения штрафов. Иными словами, чем жестче наказание — тем аккуратнее водители. Дальнейшие выводы напрашивались сами собой.

По данным Госавтоинспекции, в 2015 году в России произошли 184 тысячи крупных аварий. На дорогах России погибли более 23 тысяч человек — население поселка городского типа. Выжили, но получили ранения 231 тысяча — город масштаба областного центра. Всего за десять последних лет дороги России унесли жизни 350 тысяч человек. Средние данные по количеству погибших на тысячу населения в России — 19 человек, а в странах Запада, для сравнения, — 5-7 человек.

Открывая заседание, Владимир Путин подвел итог десятилетия: количество ДТП сократилось на 12 процентов, а уровень автомобилизации в стране возрос в 1,5 раза. Сейчас на тысячу жителей приходится более 300 автомобилей. Казалось бы, отличный результат: машин больше, происшествий меньше. Но за эти же десять лет по мере роста числа автомобилей росло и количество ранений на дорогах: пострадали более трех миллионов человек. «Страшные, бессмысленные жертвы. И большинство по вине водителей», — резюмировал Путин. Примечательно, что из общего количества погибших на дорогах треть — автолюбители, треть — пассажиры и еще треть — пешеходы.

Печальная статистика этими цифрами не ограничилась. За прошлый год на пешеходных переходах погибли 1233 человека, привел данные Путин. Именно на «зебре» количество ДТП продолжает увеличиваться. 20 человек погибли в зонах ремонта дорог. «Я уже не говорю о качестве дорог — это отдельная огромная задача, связанная с финансированием. Но вопросы, связанные с организацией работы на дорогах, можно решить», — удивлялся президент. К слову, о качестве: треть ДТП связана с плохим состоянием дорог, и это не только ямы, но и отсутствие разметки — знаков и пешеходных переходов, лед на дорогах. Ограждения отсутствуют, дети выбегают на дорогу там, где их не ожидает водитель.

В качестве мер по улучшению ситуации на дорогах глава государства предложил «шире использовать механизм страхования» (ограничив наконец практику распространения фальшивых полисов ОСАГО) и активнее исключать сотрудников полиции из процесса оформления ДТП. Но по сути главную задачу на Госсовете он определил как воспитание культуры водителей и пешеходов. Поскольку процесс это длительный, основным инструментом было и остается ужесточение наказаний за нарушения: на заседании часто звучала фраза «наказать рублем за скорость».

Расторопней надо быть и правительству, указал президент. Глава государства напомнил, что в мае 2015 года дал поручение Кабмину принять дополнительные меры по снижению смертности от ДТП. В Госдуму должны были внести 13 законопроектов, но попал туда лишь один. Остальные все еще проходят согласования в правительстве. «Под личную ответственность министров» Путин потребовал подготовить и внести в нижнюю палату парламента оставшуюся дюжину и принять эти законопроекты в весеннюю сессию.

Основным докладчиком на Госсовете выступила губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Она говорила о том, что сейчас на дорогах все плохо, но десять лет назад все было еще хуже. Многие автошколы готовят «некачественных» водителей, указывала Орлова, и только 20 процентов удерживающих устройств для детей соответствует международным стандартам.

Детскую тему подхватил уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, предложивший внести в правила дорожного движения прямой запрет оставлять в припаркованных машинах детей дошкольного возраста. За последние три года, доложил он, собралась печальная статистика. Астахов привел лишь несколько примеров: в Ульяновске оставленный в машине ребенок прижал себе шею стеклоподъемником, а в Улан-Удэ задохнулся, запутавшись в ремнях. Однако реакции президента на предложение Астахова не последовало.

Оперативно на Госсовете было принято лишь одно решение. Министр транспорта Максим Соколов предложил закрепить норму, согласно которой регионы в обязательном порядке будут зачислять доход от штрафов в дорожный фонд и тратить эти деньги исключительно на дороги. «А сейчас, — поддержал его помощник президента Андрей Белоусов, — в 30 регионах деньги из дорожных фондов используются нецелевым образом». Из 700 миллионов штрафных рублей, собранных в прошлом году в Ярославской области, до реальной программы профилактики дошли только 65 миллионов, привел конкретные цифры глава МВД Колокольцев. В итоге Путин с предложением согласился.

«Складывается впечатление, что мы очень легко относимся к этой тяжелейшей проблеме — поверхностно, как к какой-то, извините, бытовухе», — резюмировал президент, выслушав все доклады. Он с упреком отметил, что такую ситуацию нужно было своевременно оценить и отреагировать на нее. «Но мы этого не сделали, поэтому такие огромные потери: 30-35 тысяч погибших на дорогах, кошмар», — заключил глава государства.

Обсудить
Накрыло: на Урале произошел мощный выброс радиации
Уровень загрязнения в Челябинске превышен в сотни раз
Дошел до Берлина
Школьник пожалел солдата вермахта, а его затравили всей Россией
«Для них история — игрушка с лозунгом "Вперед! На Берлин!"»
Почему школьник из Нового Уренгоя был прав, пожалев солдат вермахта
Из плоти и стали
Что мы не знаем о ветеранах Афгана и Чечни
Абсолютное возмездие
Россия, США и Китай готовятся к третьей мировой войне
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
«Это восприняли как наказание»
Неизвестная история борьбы России и Запада
Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921-1922 гг.«Обезумевшие родители отбирали еду у детей»
Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы
«Девочку из России тут никто не ждет»
История сибирячки, перебравшейся в Нидерланды
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
«Не надо меня спасать»
Звездный путешественник нашел тайное племя головорезов, ввязался в войну и выжил
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
Самые большие шины в мире
Огромные покрышки, которые подойдут даже машине Годзиллы
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
Это чисто Питер
Сколько стоят квартиры в воспетом Шнуром городе на Неве
Белый друг
Самые необычные туалеты мира
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей