Наказать рублем за скорость

Власти нашли один способ спасти жизни людей на дорогах

Заседание «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации»
Заседание «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации»
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Президиум Госсовета по безопасности дорожного движения, не собиравшийся десять лет, состоялся 14 марта в Ярославле. Осталось неясным, является ли этот город примером безопасных или, наоборот, чрезвычайно опасных дорог, но с первых слов стало очевидно: проблема по-прежнему остается одной из самых острых. Погибшими за это десятилетие в ДТП людьми можно заселить небольшой город, пострадавшими — целое государство. Корреспондент «Ленты.ру» выслушал все доклады на Госсовете и пришел к выводу: главным инструментом в борьбе за безопасность на дорогах государство считает ужесточение наказания.

Статистика по дорожно-транспортным нарушениям, улучшившаяся в 2015 году, не добавила оптимизма участникам долгожданного Госсовета. Присутствующие неоднократно подчеркивали, что улучшение произошло за счет ужесточения некоторых статей КоАП, введения уголовной ответственности за повторную езду в нетрезвом виде и увеличения штрафов. Иными словами, чем жестче наказание — тем аккуратнее водители. Дальнейшие выводы напрашивались сами собой.

По данным Госавтоинспекции, в 2015 году в России произошли 184 тысячи крупных аварий. На дорогах России погибли более 23 тысяч человек — население поселка городского типа. Выжили, но получили ранения 231 тысяча — город масштаба областного центра. Всего за десять последних лет дороги России унесли жизни 350 тысяч человек. Средние данные по количеству погибших на тысячу населения в России — 19 человек, а в странах Запада, для сравнения, — 5-7 человек.

Открывая заседание, Владимир Путин подвел итог десятилетия: количество ДТП сократилось на 12 процентов, а уровень автомобилизации в стране возрос в 1,5 раза. Сейчас на тысячу жителей приходится более 300 автомобилей. Казалось бы, отличный результат: машин больше, происшествий меньше. Но за эти же десять лет по мере роста числа автомобилей росло и количество ранений на дорогах: пострадали более трех миллионов человек. «Страшные, бессмысленные жертвы. И большинство по вине водителей», — резюмировал Путин. Примечательно, что из общего количества погибших на дорогах треть — автолюбители, треть — пассажиры и еще треть — пешеходы.

Печальная статистика этими цифрами не ограничилась. За прошлый год на пешеходных переходах погибли 1233 человека, привел данные Путин. Именно на «зебре» количество ДТП продолжает увеличиваться. 20 человек погибли в зонах ремонта дорог. «Я уже не говорю о качестве дорог — это отдельная огромная задача, связанная с финансированием. Но вопросы, связанные с организацией работы на дорогах, можно решить», — удивлялся президент. К слову, о качестве: треть ДТП связана с плохим состоянием дорог, и это не только ямы, но и отсутствие разметки — знаков и пешеходных переходов, лед на дорогах. Ограждения отсутствуют, дети выбегают на дорогу там, где их не ожидает водитель.

В качестве мер по улучшению ситуации на дорогах глава государства предложил «шире использовать механизм страхования» (ограничив наконец практику распространения фальшивых полисов ОСАГО) и активнее исключать сотрудников полиции из процесса оформления ДТП. Но по сути главную задачу на Госсовете он определил как воспитание культуры водителей и пешеходов. Поскольку процесс это длительный, основным инструментом было и остается ужесточение наказаний за нарушения: на заседании часто звучала фраза «наказать рублем за скорость».

Расторопней надо быть и правительству, указал президент. Глава государства напомнил, что в мае 2015 года дал поручение Кабмину принять дополнительные меры по снижению смертности от ДТП. В Госдуму должны были внести 13 законопроектов, но попал туда лишь один. Остальные все еще проходят согласования в правительстве. «Под личную ответственность министров» Путин потребовал подготовить и внести в нижнюю палату парламента оставшуюся дюжину и принять эти законопроекты в весеннюю сессию.

Основным докладчиком на Госсовете выступила губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Она говорила о том, что сейчас на дорогах все плохо, но десять лет назад все было еще хуже. Многие автошколы готовят «некачественных» водителей, указывала Орлова, и только 20 процентов удерживающих устройств для детей соответствует международным стандартам.

Детскую тему подхватил уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, предложивший внести в правила дорожного движения прямой запрет оставлять в припаркованных машинах детей дошкольного возраста. За последние три года, доложил он, собралась печальная статистика. Астахов привел лишь несколько примеров: в Ульяновске оставленный в машине ребенок прижал себе шею стеклоподъемником, а в Улан-Удэ задохнулся, запутавшись в ремнях. Однако реакции президента на предложение Астахова не последовало.

Оперативно на Госсовете было принято лишь одно решение. Министр транспорта Максим Соколов предложил закрепить норму, согласно которой регионы в обязательном порядке будут зачислять доход от штрафов в дорожный фонд и тратить эти деньги исключительно на дороги. «А сейчас, — поддержал его помощник президента Андрей Белоусов, — в 30 регионах деньги из дорожных фондов используются нецелевым образом». Из 700 миллионов штрафных рублей, собранных в прошлом году в Ярославской области, до реальной программы профилактики дошли только 65 миллионов, привел конкретные цифры глава МВД Колокольцев. В итоге Путин с предложением согласился.

«Складывается впечатление, что мы очень легко относимся к этой тяжелейшей проблеме — поверхностно, как к какой-то, извините, бытовухе», — резюмировал президент, выслушав все доклады. Он с упреком отметил, что такую ситуацию нужно было своевременно оценить и отреагировать на нее. «Но мы этого не сделали, поэтому такие огромные потери: 30-35 тысяч погибших на дорогах, кошмар», — заключил глава государства.

Обсудить
Языческая сила
Картинка с викингом рассорила общину и довела до уголовного дела
«Кто нибудь раньше уже катался на самокате?» — «Это секретная информация»Дети дождя
Репортаж из летнего лагеря для подростков с аутизмом Центра «Антон тут рядом»
Фото: пресс-служба ресторана «Экспедиция»Фестиваль органов
Где в Москве вкусно готовят рожки да ножки
Наталья ПоклонскаяПлавающий график
Суровая рыбалка и охота за бабочками — как отдыхают депутаты и чиновники
Александр Евстифеев«Радоваться нечему. Но и ступор ни к чему»
И. о. главы Марий Эл Александр Евстифеев о том, как выжить республике-банкроту
Президент Польши Анджей Дуда с супругойСудный день
Из-за планов судебной реформы поляки перессорились между собой и с Брюсселем
Клан Хаккано
Что общего у афганской террористической группировки и героев фильма про мафию
Former Utah Gov. Jon Huntsman walks on a platform Tuesday, June 21, 2011, at Liberty State Park in Jersey City, N.J., after announcing his bid for the Republican presidential nomination, (AP Photo/Mel Evans)Многодетный мормон в Спасо-хаусе
Почему Трамп хочет назначить послом в России китаиста без знания русского языка
Древность и молодость современного Ирана
Республика через 38 лет после Исламской революции
Таиландские раболовы
Гигантские флоты с экипажами из рабов губят индонезийскую экономику
Автобус TEBНаживка для инвестора
Как технический прогресс и научные открытия рождают аферы века
Не лезь в бутылку
Помогут ли безалкогольные выходные в борьбе с пьянством
Не фондом единым
Власти решили защитить дольщиков от долгостроя
Перемена слагаемых
Как «АвтоВАЗ» планирует избавиться от лишних рук
Зато мы делаем ракеты
Почему не состоялось импортозамещение на рынке гражданского оружия
Возьмут под крыло
Для чего Росгвардии нужна собственная авиация
Похищение в особо крупном размере
Зачем неизвестные выкрали министра строительства Дагестана
Александр Шарапов и Андрей ПылевКрепкие ореховские
Убийца знаменитого киллера Саши Македонского дал признательные показания
Сверкая пятками
Как побег англичан от нацистов превратился в народный подвиг
Красная угроза
Почему в 1917 году американцев испугал пароход, полный большевиков
Пуск ракеты «Союз-2» с ВосточногоСтоп машина!
Россия откажется от «Ангары» и Восточного ради Байконура и «Союза-5»
Какие видами спорта можно заняться прямо в машине
Керлинг, Pacman и футбол за рулем автомобиля
Тест: угадай первые машины автодизайнеров
Знаете ли вы, с чего начинали главные автомобильные художники современности?
Кто рисует машины, которые мы видим каждый день
Шеф-дизайнеры крупнейших автокомпаний, которых почти никто не знает
Заряд боди-позитива
Три причины стать владельцем электрического Smart Fortwo без крыши
«Я ничего не делаю, и мне это нравится»
Откровения москвички, которая сдает жилье и принципиально не работает
Зарыться в песок
Купить квартиру на море теперь можно за миллион рублей и дешевле
Входят и выходят
Самые известные, необычные и дорогие бордели мира
У вас упало
Что на самом деле происходит с ценами на квартиры в Москве