Наказать рублем за скорость

Власти нашли один способ спасти жизни людей на дорогах

Заседание «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации»
Заседание «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации»
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Президиум Госсовета по безопасности дорожного движения, не собиравшийся десять лет, состоялся 14 марта в Ярославле. Осталось неясным, является ли этот город примером безопасных или, наоборот, чрезвычайно опасных дорог, но с первых слов стало очевидно: проблема по-прежнему остается одной из самых острых. Погибшими за это десятилетие в ДТП людьми можно заселить небольшой город, пострадавшими — целое государство. Корреспондент «Ленты.ру» выслушал все доклады на Госсовете и пришел к выводу: главным инструментом в борьбе за безопасность на дорогах государство считает ужесточение наказания.

Статистика по дорожно-транспортным нарушениям, улучшившаяся в 2015 году, не добавила оптимизма участникам долгожданного Госсовета. Присутствующие неоднократно подчеркивали, что улучшение произошло за счет ужесточения некоторых статей КоАП, введения уголовной ответственности за повторную езду в нетрезвом виде и увеличения штрафов. Иными словами, чем жестче наказание — тем аккуратнее водители. Дальнейшие выводы напрашивались сами собой.

По данным Госавтоинспекции, в 2015 году в России произошли 184 тысячи крупных аварий. На дорогах России погибли более 23 тысяч человек — население поселка городского типа. Выжили, но получили ранения 231 тысяча — город масштаба областного центра. Всего за десять последних лет дороги России унесли жизни 350 тысяч человек. Средние данные по количеству погибших на тысячу населения в России — 19 человек, а в странах Запада, для сравнения, — 5-7 человек.

Открывая заседание, Владимир Путин подвел итог десятилетия: количество ДТП сократилось на 12 процентов, а уровень автомобилизации в стране возрос в 1,5 раза. Сейчас на тысячу жителей приходится более 300 автомобилей. Казалось бы, отличный результат: машин больше, происшествий меньше. Но за эти же десять лет по мере роста числа автомобилей росло и количество ранений на дорогах: пострадали более трех миллионов человек. «Страшные, бессмысленные жертвы. И большинство по вине водителей», — резюмировал Путин. Примечательно, что из общего количества погибших на дорогах треть — автолюбители, треть — пассажиры и еще треть — пешеходы.

Печальная статистика этими цифрами не ограничилась. За прошлый год на пешеходных переходах погибли 1233 человека, привел данные Путин. Именно на «зебре» количество ДТП продолжает увеличиваться. 20 человек погибли в зонах ремонта дорог. «Я уже не говорю о качестве дорог — это отдельная огромная задача, связанная с финансированием. Но вопросы, связанные с организацией работы на дорогах, можно решить», — удивлялся президент. К слову, о качестве: треть ДТП связана с плохим состоянием дорог, и это не только ямы, но и отсутствие разметки — знаков и пешеходных переходов, лед на дорогах. Ограждения отсутствуют, дети выбегают на дорогу там, где их не ожидает водитель.

В качестве мер по улучшению ситуации на дорогах глава государства предложил «шире использовать механизм страхования» (ограничив наконец практику распространения фальшивых полисов ОСАГО) и активнее исключать сотрудников полиции из процесса оформления ДТП. Но по сути главную задачу на Госсовете он определил как воспитание культуры водителей и пешеходов. Поскольку процесс это длительный, основным инструментом было и остается ужесточение наказаний за нарушения: на заседании часто звучала фраза «наказать рублем за скорость».

Расторопней надо быть и правительству, указал президент. Глава государства напомнил, что в мае 2015 года дал поручение Кабмину принять дополнительные меры по снижению смертности от ДТП. В Госдуму должны были внести 13 законопроектов, но попал туда лишь один. Остальные все еще проходят согласования в правительстве. «Под личную ответственность министров» Путин потребовал подготовить и внести в нижнюю палату парламента оставшуюся дюжину и принять эти законопроекты в весеннюю сессию.

Основным докладчиком на Госсовете выступила губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Она говорила о том, что сейчас на дорогах все плохо, но десять лет назад все было еще хуже. Многие автошколы готовят «некачественных» водителей, указывала Орлова, и только 20 процентов удерживающих устройств для детей соответствует международным стандартам.

Детскую тему подхватил уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, предложивший внести в правила дорожного движения прямой запрет оставлять в припаркованных машинах детей дошкольного возраста. За последние три года, доложил он, собралась печальная статистика. Астахов привел лишь несколько примеров: в Ульяновске оставленный в машине ребенок прижал себе шею стеклоподъемником, а в Улан-Удэ задохнулся, запутавшись в ремнях. Однако реакции президента на предложение Астахова не последовало.

Оперативно на Госсовете было принято лишь одно решение. Министр транспорта Максим Соколов предложил закрепить норму, согласно которой регионы в обязательном порядке будут зачислять доход от штрафов в дорожный фонд и тратить эти деньги исключительно на дороги. «А сейчас, — поддержал его помощник президента Андрей Белоусов, — в 30 регионах деньги из дорожных фондов используются нецелевым образом». Из 700 миллионов штрафных рублей, собранных в прошлом году в Ярославской области, до реальной программы профилактики дошли только 65 миллионов, привел конкретные цифры глава МВД Колокольцев. В итоге Путин с предложением согласился.

«Складывается впечатление, что мы очень легко относимся к этой тяжелейшей проблеме — поверхностно, как к какой-то, извините, бытовухе», — резюмировал президент, выслушав все доклады. Он с упреком отметил, что такую ситуацию нужно было своевременно оценить и отреагировать на нее. «Но мы этого не сделали, поэтому такие огромные потери: 30-35 тысяч погибших на дорогах, кошмар», — заключил глава государства.

Обсудить
Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Цель — premium
«Дочка» Hyundai — Genesis — презентовала новую модель
Мясо по-бразильски
Чем для российского рынка обернется скандал с некачественной южноамериканской говядиной
Диалектика «Платона»
Как система взимания платы становится инструментом борьбы с поборами на дорогах
Небо Индокитая
Что принесет России LIMA 2017
Как оформлялась сталь
Какие новшества готовит Росгвардия для российских владельцев стволов
Не уберегли
Как в изоляторах погибают ключевые свидетели по антикоррупционным процессам
Срисовали
Как разоблачили банду, охотившуюся на картины знаменитых художников
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
Фарту масти
Как простые русские парни становятся легендами киберспорта
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
«Клетка»Приятного аппетита
Как балерины Большого театра убили и съели всех мужчин труппы
Глубины глубинки
Редкие картины русского авангарда на выставке «До востребования. Часть II»
Неиллюзорная красота
Как постичь тайны мироздания через женские формы
Михаил Айзенберг: Вне образа и подобия
Культура как способ существования
«Митинги обсуждают покруче, чем Диану Шурыгину»
Администратор «Двача» о нравах и протестных настроениях современных подростков
Поставщик мемов
Как психованный актер сражается с могущественной армией интернет-троллей
«Белые не хотят, чтобы мы размножались»
Почему чернокожие националисты хотят вернуть себе технологии пришельцев
Катя Клэп«Ты же девушка, сиди дома и вари борщи»
Как самые популярные женщины Рунета противостоят ненавидящим их школьникам
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги
Как выглядят штаб-квартиры известнейших автомобильных компаний
Невспаханная «Нива»
12 модификаций легендарного внедорожника, о которых вы не знали
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше