Яркий тому пример — чешская Skoda, входящая в состав автомобильной группы Volkswagen. Топ-менеджеры компании отмечают значительное проседание российского рынка, на который в свое время возлагались большие надежды. Тем не менее на автопредприятии не теряют веры в то, что в будущем ситуация исправится в лучшую сторону, фактически цитируя знаменитую тютчевскую фразу о том, что «в Россию можно только верить». И они верят.
Во вторник, 16 марта, в чешском городе Млада-Болеслав состоялась большая пресс-конференция, на которой руководство Skoda отчиталось о своей деятельности за прошедший год. В общем и целом — результаты должны прийтись по душе биржевым трейдерам. Выручка компании за 2015 год выросла на 6,2 процента с 11,76 миллиарда евро до 12,49 миллиарда, операционная прибыль прибавила 12 процентов (с 817 миллионов до 915 миллионов евро), чистая прибыль (profit after tax) подросла на 6,5 процента с 665 миллионов до 708 миллионов. При этом показатель ROI также не остался в стороне, увеличившись за год с 18,3 до 20,1 процента. Всего Skoda продала за год 1 миллион 56 тысяч автомобилей, улучшив свои результаты по сравнению с 2014 годом на 1,8 процента.
Надо отметить, что рост показателей происходил на фоне прибавления свободного денежного потока (cash flow), выросшего за год до 913 миллионов евро (плюс девять процентов). Однако по сравнению с предыдущими годами это выглядит достаточно скромно, поскольку в 2014-м данный показатель «сходил» вверх с 339 миллионов до 840 миллионов евро (около 248 процентов), равно как и годом ранее, когда ему пришлось подниматься от вообще отрицательного значения в 89 миллионов.
Уровень инвестиций в производство также понизился. Пик инвестиционной деятельности компании пришелся на 2012 год: тогда Skoda вложила в собственное развитие 832 миллиона евро. В 2014 году на это пустили уже 698 миллионов, а в отчетном 2015-м — 591 миллион (снижение в 15,3 процента). Однако, по словам члена правления Skoda по финансам Винфрида Краузе, компания продолжает инвестировать. В частности, в производство коробок передач. Это позволяет лучше реализовать продуктовую кампанию Skoda, начатую в 2010 году. В позитивных результатах которой не сомневаются.
Правда, уже сейчас понятно, что автопроизводителю, скорее всего, не удастся реализовать свою «Стратегию-2018», о которой было заявлено несколько лет назад, и выйти на продажи в 1,5 миллиона автомобилей в год. Председатель правления Skoda Бернхард Майер объясняет это тем, что вышеупомянутая стратегия во многом была завязана на российский рынок. Ситуация изменилась, и продажи на российском и украинском рынках за последние несколько лет упали на 50 процентов. Поэтому компании пришлось скорректировать свои таргеты и жить теперь в рамках «Стратегии-2025» (горизонт планирования автопроизводителя составляет 10 лет). Каковы эти рамки, глава Skoda не уточнил, сообщим, что менеджеры компании сохраняют «осторожный оптимизм» и верят в рост, в том числе и на российском рынке. Когда он начнется, господин Майер, к сожалению, не уточнил.
И все же 2015 год был самым успешным в 120-летней истории компании. Хотя, как заметил Бернхард Майер, внешние условия были не очень простыми — давление оказывали усилившаяся конкуренция на автомобильном рынке, политические кризисы и колебания на валютном рынке. А конец года омрачился «дизельгейтом», к которому оказалась причастна материнская компания — Volkswagen Group AG. В результате — многомиллиардный штраф, наложенный надзорными органами в США, а также череда расследований экологичности дизельных двигателей компании, затеянная в других странах. Безусловно, непростые условия.
Тем не менее, в Западной Европе продажи Skoda выросли на девять процентов, в Центральной — на 20 процентов, причем в основном за счет «домашнего» рынка в Чехии (плюс 21 процент). Даже на таких еще экзотических, по словам Майера, рынках, как Израиль, Австралия и Новая Зеландия, продажи росли.
Вот только в двух стратегически значимых для Skoda рыночных направлениях результаты не слишком утешительные. Отрицательную динамику показал рынок Восточной Европы, где продажи упали на 15 процентов. В основном за счет российского и украинского направлений. Для Skoda это тем печальнее, что в свое время именно на эти рынки была сделана ставка, вплоть до того, что компания открыла собственное производство автомобилей в Калуге и Нижнем Новгороде. Сейчас на этих предприятиях сокращают объемы производства.
Еще один не менее важный для компании рынок — китайский. Он хотя и не показал отрицательной динамики, но рост всего в 0,1 процента — тревожный сигнал.
Снижение продаж на проблемных территориях Skoda намерена компенсировать за счет выхода в новые регионы. По словам члена правления компании Вернера Айхорна, автопроизводитель намерен попробовать себя в Северной Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также раздумывает над возможностями рынка Ирана. Впрочем, полностью раскрыть свои планы компания пока не готова. Как заметил Айхорн, скорее всего, это будет сделано после Парижского автосалона осенью 2016 года.
Как в свою очередь отметил Бернхард Майер, негативные тренды 2015 года, вероятно, продолжат влиять на компанию и в текущем году, однако его начало, с продажами января-февраля на 4,5 процента больше соответствующего прошлогоднего периода, обнадеживают.
В компании подчеркивают, что Skoda должна быть готова к технологическим переменам, которые скоро начнут активно внедряться в отрасли. По мнению главы компании, автомобили будут «тихими, автономными и экологичными». Эти качества и станут определяющими при принятии решения о покупке.
В связи с этим, как спрогнозировал Майер, компания расширит модельный ряд, внедряя в него автомобили с меньшим количеством выбросов CO2 в атмосферу, в том числе за счет выпуска гибридов и полностью электрических автомобилей. Отдельное внимание предполагается уделить интеллектуальным системам.