Новости партнеров

Хроника крупнейших авиакатастроф

Самые большие происшествия в истории авиации за последние 15 лет

Фото: Reuters

Летевший из Дубая самолет авиакомпании FlyDubai разбился под Ростовом-на-Дону при заходе на посадку. Лайнер приземлялся в условиях плохой видимости и упал в 50-100 метрах от взлетно-посадочной полосы. На борту «Боинга», по последним данным, находилось 62 человека. Все они погибли. «Лента.ру», используя информацию открытых источников, вспомнила самые крупные катастрофы.

31 октября 2015 года. Самолет Airbus A321 компании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился через несколько минут после взлета. Все 224 человека (в основном россияне), находившиеся на борту, погибли. Причиной катастрофы стал теракт. Ответственность за катастрофу взяли на себя боевики группировки «Вилайят Синай», присягнувшей на верность запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».

24 марта 2015 года. Airbus А-320 лоукостера Germanwings, дочерней компании Lufthansa, выполнявший рейс из Барселоны в Дюссельдорф, разбился во французских Альпах. На борту лайнера находились 150 человек, в том числе шесть членов экипажа. Все они погибли. Как потом выяснилось, во время полета пилот Андреас Любиц заблокировал дверь в кабине пилота, когда командир экипажа вышел, и, как считает следствие, намеренно направил лайнер вниз. В ходе расследования выяснилось, что Любиц, гражданин Германии, в прошлом страдал от депрессии и лечился из-за склонности к суициду. В его квартире в Дюссельдорфе следователи нашли психотропные препараты. Также было установлено, что 24 марта, в день выполнения рейса, летчик должен был находиться на больничном. Кроме того, стало известно, что незадолго до катастрофы он расстался со своей девушкой.

17 июля 2014 года. В районе деревни Грабово (неподалеку от города Торез Донецкой области Украины) упал лайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines. Самолет выполнял рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, на борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Поскольку самолет летел над зоной активных боевых действий между Вооруженными силами Украины и донбасскими ополченцами, то обе стороны обвиняют друг друга в намеренном уничтожении самолета ракетной атакой с земли или с воздуха.

8 марта 2014 года. Над Южно-Китайским морем была потеряна связь с самолетом Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, следовавшим по маршруту из Куала-Лумпура (Малайзия) в Пекин. Предположительно, на борту были намеренно отключены системы связи. На борту находились 239 человек. В дальнейшем самолет фиксировался радарами в Малаккском проливе, почти на 500 километров западнее последней точки, в которой он давал о себе знать. После выключения систем опознавания самолет еще минимум 7 часов держался в воздухе, после чего исчез. Несмотря на масштабную поисковую операцию, обнаружить место падения самолета так и не удалось. Причины, по которым исчез самолет, не установлены до сих пор. Основной версией происшедшего является угон неизвестными лицами, возможно, с целью совершения теракта.

17 ноября 2013 года. Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», вылетевший из Домодедово, разбился при заходе на посадку в Казани. В результате крушения погибли все 50 человек, находившихся на борту. Среди них оказались сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава управления ФСБ по региону Александр Антонов. Расследование показало, что из-за неверных действий экипажа, при заходе на второй круг, самолет начал набор высоты с большим углом атаки и потерял скорость. Затем пилот резко отдал штурвал от себя, в результате чего Boeing перешел в вертикальное пикирование и врезался в землю.

2 апреля 2012 года. Самолет ATR-72 авиакомпании UTair разбился при взлете в тюменском аэропорту Рощино. На борту были 43 человека. В результате крушения погибли 33 человека, в том числе весь экипаж. Причиной аварии стало обледенение самолета и ошибка экипажа.

7 сентября 2011 года. Авиалайнер Як-42 потерпел катастрофу при взлете под Ярославлем. Из 45 человек, находившихся на борту, погибли 44, в том числе — игроки ярославского хоккейного клуба «Локомотив». В живых остался только инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Непосредственной причиной катастрофы названы нажатия на тормозные педали во время разбега самолета.

20 июня 2011 года. Под Петрозаводском потерпел крушение самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр». Согласно выводам экспертов, причиной падения послужили неслаженные действия экипажа и сложные метеорологические условия. Погибли 47 человек, в том числе восемь членов экипажа. Всего на борту самолета находились 52 человека.

10 апреля 2010 года. Под Смоленском разбился Ту-154 польских ВВС. Тогда погибли 96 человек. На борту лайнера находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти все армейское командование страны, политики, видные общественные и религиозные деятели. Самолет летел в условиях сильного тумана, о чем был извещен экипаж. Пилотам было предложено садиться на запасной аэродром, однако они отказались. Самолет зацепил деревья, развернулся и начал разваливаться в воздухе. По официальной версии, причиной аварии стали ошибки экипажа. Польские власти утверждают, что пилотов вынудили садиться в таких условиях российские диспетчеры.

1 июня 2009 года. В Атлантике упал лайнер A330-203 авиакомпании Air France, летевший из Рио-де-Жанейро в Париж. На борту находились 12 членов экипажа и 216 пассажиров. Событие стало самой крупной катастрофой в истории авиакомпании. При полете на эшелоне самопроизвольно отключился автопилот из-за отказа обмерзших трубок Пито (датчиков скорости). Экипаж растерялся и не сумел включиться в управление, результатом чего стало сваливание машины.

14 сентября 2008 года. «Боинг 737» российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд», летевший из Москвы в Пермь, рухнул на землю при заходе на посадку. Самолет не долетел до аэропорта примерно 11 километров. От удара самолет полностью разрушился. Находившиеся на борту 88 человек погибли. По официальным данным, самолет упал из-за ошибки пилота при посадке лайнера в ручном режиме.

18 июля 2007 года. В аэропорту Сан-Паулу разбился A320-233 авиакомпании бразильской авиакомпании TAM, прибывший из Порту-Аллегри. Самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу, соскользнул с нее и врезался в здание аэропорта. В результате погиб 181 пассажир, 6 членов экипажа и 12 человек на земле. Точная причина катастрофы до сих пор не установлена, наиболее вероятным считается ошибка экипажа в управлении режимами двигателей в сочетании с мокрой полосой.

22 августа 2006 года. Ту-154 компании «Пулковские авиалинии», выполнявший рейс Анапа — Санкт-Петербург, разбился под Донецком. Авиакатастрофа унесла жизни 170 человек. Причиной аварии стала ошибка экипажа и тяжелые метеоусловия.

9 июля 2006 года. В Иркутске разбился Airbus А310-324 авиакомпании S7 Airlines. Самолет не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе аэропорта, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. В результате катастрофы из 203 человек, находившихся на борту, погибли 125. После окончания расследования было объявлено, что причиной авиапроисшествия явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа.

24 августа 2004 года. Сразу два российских лайнера Ту-134 и Ту-154 взорвались в воздухе с интервалом в одну минуту. Вылетевшие из московского аэропорта Домодедово самолеты были взорваны террористками-смертницами. В результате катастрофы погибли 89 человек. Ответственность за взрывы взяла на себя террористическая организация «Бригады Исламбули», однако позднее чеченский террорист Шамиль Басаев заявил, что подготовкой терактов занимался он.

19 февраля 2003 года. Под Керманом (Иран) врезался в гору военно-транспортный самолет Ил-76МД, принадлежавший авиации Корпуса стражей исламской революции. На борту находились 254 человека (в основном из состава 11-й бригады ) и 11 членов экипажа. Причиной падения стал перегруз самолета и ошибки пилотирования в сложных метеоусловиях.

1 июля 2002 года. В Германии, в районе Боденского озера, в воздухе столкнулись Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой авиалайнер Boeing 757, принадлежащий компании DHL. В результате катастрофы погибли все, кто был на борту обоих самолетов — 71 человек, в том числе 52 ребенка. Причиной случившегося стала ошибка авиадиспетчера.

25 мая 2002 года. Над Тайваньским проливом оторвалась хвостовая часть у самолета Boeing 747-209B авиакомпании China Airways. На борту находились 206 пассажиров и 19 членов экипажа. Причиной катастрофы стали усталостные изменения в металле, вызванные в том числе нештатной посадкой 1980-го года, когда лайнер «стукнули» хвостом о полосу аэропорта Гонконга.

12 ноября 2001 года. Самолет A300B4-605R авиакомпании American Airlines, направлявшийся в Санто-Доминго, упал через 106 секунд после взлета из аэропорта имени Джона Кеннеди. Лайнер рухнул на нью-йоркский район Куинс. В катастрофе погиб 251 пассажир, 9 членов экипажа и 5 человек на земле. Начавшаяся осенью 2001 года после обрушения башен-близнецов война с терроризмом длительное время заставляла искать террористический след в катастрофе, но впоследствии выяснилось, что причиной стала сверхчувствительность рулей высоты, которыми пилоты попытались компенсировать возмущения от спутного следа взлетавшего перед ним японского авиалайнера.

4 октября 2001 года. Самолет авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск, взорвался на высоте 11 километров и рухнул в Черное море недалеко от Новороссийска. Находившиеся на борту 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, лайнер был сбит украинской зенитной ракетой в ходе учений, проходивших на Крымском полуострове.

11 сентября 2001 года. Самый известный теракт в воздухе, унесший почти 3 тысячи жизней, произошел 11 сентября 2001 года. Утром того дня группа из 19 террористов захватила сразу четыре самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного торгового центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет врезался в здание Пентагона под Вашингтоном, а четвертый упал около города Шенксвилл в Пенсильвании.

4 июля 2001 года. Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа», летевший рейсом Екатеринбург — Иркутск — Владивосток, разбился при ночном заходе на посадку в аэропорту Иркутска. В результате катастрофы погибли находившиеся на борту 145 человек. Причиной происшествия были названы ошибочные действия экипажа.

20 января 2000 года. Из-за ошибочных действий экипажа при ложном срабатывании сигнала о сваливании в Гвинейский залив рухнул кенийский A310, вылетевший из Абиджана (Кот-д'Ивуар) в Найроби (Кения). На борту находились 179 человек, включая 10 членов экипажа. Машина упала на мелководье (40-50 метров) и рыбацкие лодки успели вытащить 12 человек, но двое впоследствии скончались от травм и ожогов.