Ценности
07:05, 25 марта 2016

Это гопники? Олимпийки на районе и на подиуме

Владислав Крылов
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум» / Каскад

Спортивные флисовые куртки на молнии, в просторечии именуемые олимпийками, пережили свои 15 минут славы в середине 1990-х, на волне популярности брит-попа — в них появлялись на сцене и на обложках журналов и Дэймон Элбарн из Blur, и братья Галлахеры из Oasis. В классической синей олимпийке Adidas щеголял и Рентон, герой знакового для десятилетия британского фильма «На игле», — роль, запустившая звездную кинокарьеру Юэна Макгрегора. Впрочем, истэндский шик довольно быстро ушел со сцены — вслед за истерией по поводу соперничества Blur и Oasis за первые места в хит-парадах. После этого спорный предмет гардероба благополучно переместился туда, откуда явился — в не самые благополучные районы, кварталы, места посиделок пригородной шпаны и провинциальную криминальную хронику о том, как «пацан к успеху шел».

В принципе, олимпийки, названные у нас так, потому что в советских магазинах их стали продавать в канун московской Олимпиады 1980 года, имеют вполне звездное происхождение. Первые спортивные костюмы с курткой на молнии были выпущены фирмой Adidas в 1967 году, а в разработке принимал участие легендарный немецкий футболист Франц Беккенбауэр.

Однако в середине 2010-х олимпийки вдруг вернулись — вместе с трендом на Athleisure и волной интереса к молодым дизайнерам из России. Двадцать лет назад роль знаменосцев уличной моды играли парни из рабочих кварталов Лондона, Манчестера и Эдинбурга; сегодня на их место, похоже, пришли (сильно идеализированные, впрочем) российские гопники.

Вероятно, самый известный сегодня за рубежами отечества российский модельер, бывший скейтер Гоша Рубчинский вовсю эксплуатирует в своих творениях образы неустроенной городской молодежи, при этом обильно украшая одежду узнаваемой для западного потребителя советской символикой. Немалую роль в успехе Рубчинского, одежда которого продается (согласно информации на его сайте) в 25 странах мира, сыграла и поддержка со стороны Commes des Garcons. Японская компания приобрела бренд Gosha Rubchinskiy, сам модельер занимает теперь пост его арт-директора. В этом году Рубчинский поедет в качестве приглашенного модельера на престижную выставку мужской моды Pitti Uomo во Флоренцию.

Рубчинский, впрочем, придерживается достаточно традиционного взгляда на способ ношения олимпийки и не пытается вырвать ее из привычного дворово-спортивного контекста. А вот французские и итальянские модные дома с историей, также выпустившие на подиумы моделей в спортивных куртках на молнии, явно решили попробовать перенести пригородный стиль на экстравагантные высоты haute couture. Например, у Lanvin куртку предлагалось носить с рубашкой и вязаным галстуком в тон — заправив ее в брюки с высокой талией и свисающим концом матерчатого пояса. С другой стороны, примерно такой look можно было увидеть лет 20-25 назад где-нибудь на платформе электрички в ближнем Подмосковье — кстати, заметим, что и клетка на брюках, прославившая некогда Люберцы и Казань, тоже потихоньку проникает в подиумные коллекции.

Отношение к процессу инфильтрации спорта в высокую моду остается неоднозначным. «Мода на олимпийки, как и на спортивную одежду в целом, — это следствие большого числа коллабораций. Да, интересных, но уже переставших быть чем-то уникальным. Спортивные гиганты объединяются с небольшими брендами, аудитория расширяется, граница между модной и чисто функциональной спортивной одеждой стирается — и вот уже трендсеттеры обсуждают джоггеры Дмитрия Анатольевича и достают из архивов фото Леонида Ильича в олимпийке.

Тот, как известно, умел выглядеть стильно. «То есть олимпийки — это такая модная и, что играет не последнюю роль, очень комфортная одежда. И все-таки давайте не забывать, что единственное место, где в ней стоит появляться — это спортзал», — считает фэшн-блогер Михаил Володин (behandsome.ru)

С ним не согласен стилист Саймон Чилверс. «Спортивные костюмы появились этой весной в самых разных коллекциях, от Astrid Andersen до Gucci. Но именно топ на молнии выглядит той деталью гардероба, которая готова выйти за пределы фэшн-кругов в реальную жизнь — и свидетельства этой готовности видны везде. — пишет он в британской The Guardian. — Главная новость: верх от спортивного костюма на молнии станет в этом сезоне основной деталью. Каждый, кто считает себя кем-то, должен срочно вливаться в тренд».

Как бы то ни было, олимпийки — вещь, неизбежно напоминающая о 1990-х, а именно это десятилетие сейчас служит поводом для ностальгии во всех областях жизни, от музыки до моды. Поэтому можно предположить, что некогда утилитарная и «деклассированная» спортивная куртка вновь займет почетное место в гардеробе модников — хотя бы ненадолго.

< Назад в рубрику