Удаленная торговля — не новость для рынка ретейла: продажи по каталогам появились еще в XIX столетии. Но XXI век благодаря интернету вывел ее на новый уровень. За последние десять лет монобрендовые интернет-магазины с наивной навигацией и весьма скромным выбором товаров уступили место модным онлайн-универмагам.
Такой магазин нового поколения, объединивший под одной виртуальной крышей более 400 бутиков и более 150 тысяч брендов, — ресурс Farfetch. Это онлайн-платформа в формате market place: покупатель получает вещь прямо из конкретного бутика, расположенного, например, на озере Комо, в Кувейте или в маленьком шведском городе Гетеборге. К площадке «подключены» магазины разных стран мира, так что покупатель не ограничен выбором местных байеров.
Магазин, основанный предпринимателем Жозе Невешом в 2008 году, за восемь лет открыл свои интернет-филиалы в 32 странах, а в конце прошлого года пришел в Россию. С 1 марта в Farfetch открылся детский раздел. Покупателям предлагаются вещи в широком ценовом диапазоне — от добротных high street fashion брендов до дизайнерской одежды и аксессуаров лучших марок — Dolce & Gabbana, Gucci, Burberry, Ralph Lauren, Fendi, Moschino, Kenzo, Alexander Wang, Moncler, Rodarte. Постоянные покупатели этих брендов становятся почетными клиентами Farfetch и получают доступ в VIP-департамент с уникальными сервисами — услугами персонального стилиста и возможностью оформления предзаказа на свежайшие новинки прямо с дефиле лучших мировых дизайнеров на главных неделях моды мира.
Дамское счастье
Появление интернет-универмагов чрезвычайно облегчило жизнь поклонников моды: современные горожане не могут позволить себе часами блуждать по магазинам в рабочее время, а в выходные их ждут семейные заботы и развлечения, спорт и хобби, благотворительные и культурные мероприятия. А в универмаге на экране компьютера женщина может после работы, сидя на удобном диване, рассмотреть сотни сумок и выбрать именно ту, единственную в своем роде, которая, возможно, не продается в окрестных магазинах, но вполне способна, как говорили в доонлайновые времена, «составить ее счастие».
Фото: предоставлено Farfetch
В этом, кстати, одна из особенностей «женского» шопинга: практицизм в нем зачастую уступает место жертвам во имя красоты или азарту коллекционера. Подобно персонажам «Секса в большом городе», некоторые дамы способны собирать шпильки от любимого обувного дизайнера или годами мечтать о редкой сумке знаменитого модного дома. Другие клиентки универмагов, напротив, спокойно относятся к брендам и логотипам, но весьма придирчивы к вещам: им нужно не просто розовое платье с рукавом три четверти, а платье оттенка телесной пудры, а на рукавах должны быть пуговицы. Перламутровые, конечно же. Самая сложная категория клиенток — те, кто ищет «вещь вообще», что-то особенное, для чего нет особых критериев, что просто внезапно понравится и повысит настроение. Эти поклонницы спонтанной шопинг-терапии порой приходят на сайт интернет-магазина просто так, за приятными эмоциями, и сами не знают, что именно купят — платье, туфли, сумку или мужскую подвеску с черепом. Возможно все.
Фото: предоставлено Farfetch
Для каждой из таких клиенток у Farfetch продуман свой алгоритм покупок. Тем, кто предпочитает новинки своих любимых брендов, предлагается поиск по маркам. Тем, кто ищет единственное в своем роде платье, можно порекомендовать поиск по видам одежды: открыв раздел платьев, в котором представлены вещи сотен марок, даже самая придирчивая покупательница найдет именно те перламутровые пуговицы, которые покажутся ей совершенными. Наконец, тем, кто хочет просто насладиться спонтанными покупками и сделать себе приятный сюрприз, стоит обратиться к разделу новинок: там в первую очередь появляются новые сезонные коллекции и редкие капсульные линии, которые порой раскупаются за считаные часы. Кстати, и тут Farfetch на стороне клиенток: особая программа оповещает их о том, что тот или иной бестселлер практически полностью распродан.
Для сильных и элегантных
Мужчины отличаются от женщин в своих потребительских привычках: это заметили еще социологи, изучавшие поведение представителей разных полов в офлайновых магазинах. Ученые назвали покупательниц «собирательницами» (они чаще всего оглядывали весь ассортимент, брали для примерки множество разных вещей и нередко покупали совсем не то, за чем пришли, а нечто, показавшееся более заманчивым), а покупателей — «охотниками»: мужчины целенаправленно приобретали необходимое. В случае если клиенту мужского пола предстоит важная встреча, переговоры или долгожданная поездка на уик-энд в загородный отель, он приходит в магазин с четким пониманием того, что именно ему нужно.
Фото: предоставлено Farfetch
Ускорить процесс подбора костюма и аксессуаров для создания законченного образа джентльмена на Farfetch помогает программа, которая «рекомендует» покупателю джинсы к кожаной куртке или рубашку к костюму, опираясь на советы профессиональных стилистов и алгоритмы определения покупательского поведения. Еще одна сторона потребительского поведения, характерная для многих мужчин, — практичное стремление сэкономить на одежде без потери качества, чтобы потратить деньги на хобби или подарок жене или детям. Таких покупателей может заинтересовать раздел распродаж.
Фото: предоставлено Farfetch
Лучшее — детям
Детский раздел Farfetch стал доступен маленьким российским модникам и их родителям сравнительно недавно, но уже оценен ими по достоинству — прежде всего потому, что в нем представлены практически все детские линии самых известных модных марок: Stella McCartney Kids, Dolce & Gabbana Kids, Gucci Kids, Burberry Kids, Ralph Lauren Kids, Fendi Kids, Moschino Kids, DKNY Kids. Покупая в этом онлайн-магазине, родители получают самое для себя важное в шопинге — уверенность в том, что купленная ими вещь будет качественной и гарантированно безопасной для ребенка, поскольку Farfetch не продает подделок и контрафакта.
Фото: предоставлено Farfetch
Для удобства поиска детская «секция» онлайн-универмага разделена по возрастным категориям: очаровательные платьица, комбинезоны и пинетки для малышей 0-2 года могут выбирать родители, а в выборе нарядов для ребят постарше могут принять участие и сами маленькие модники и модницы. В разделе для девочек, помимо нарядных и повседневных платьев, брюк и юбок, традиционно много аксессуаров — ободки для волос, очки, сумочки, рюкзаки, шляпки и косынки. Мальчикам предлагают десятки видов обожаемых ими футболок с принтами — как абстрактными, так и в виде забавных персонажей комиксов и мультфильмов, а также практичную одежду для активных игр на свежем воздухе — толстовки, тренировочные брюки на кулиске, брюки, бейсболки и бомберы. Farfetch знает пристрастия современных юных fashionista и для особых случаев предлагает им не скучные пиджачки и белые сорочки, как у школьников прошлого века, а кожаные куртки, дизайнерские джинсы, лакированные оксфорды, как у отца или старшего брата, и даже детские галстуки-бабочки, созданные по всем канонам аксессуарного искусства.
Фото: предоставлено Farfetch
Подарочный набор
Аксессуары — как взрослые, так и детские — могут стать отличным подарком. Зная это, владельцы Farfetch во всех разделах выделили их в отдельные секции, которые, в свою очередь, дробятся на несколько подразделов — от бижутерии и ремней до галстуков и платков. Интернет-магазин изрядно облегчает выбор и покупку подарков: сюрпризы, конечно, вещь хорошая, но право самостоятельного решения одариваемого в наши дни никто не отменял. Покупатель может поинтересоваться содержимым вишлиста своего близкого человека, друга или возлюбленной, и выбрать что-то, что ему будет так же приятно подарить, как ему или ей получить в подарок.
Если речь идет о подарке знакомому или коллеге, которого клиент знает не слишком близко, можно пойти на хитрость: открыв раздел ремней или бумажников, попросить потенциального получателя подарка помочь выбрать самый интересный предмет, а потом подарить именно его.
Фото: предоставлено Farfetch
С женщинами проще: подглядев логотип ее сумочки или платка (что совсем несложно — популярные бренды логотипы отнюдь не прячут) просто забить название марки в поиске Farfetch и выбрать что-нибудь из новой коллекции: новинка скорее всего еще не появилась в коллекции объекта дарения, поскольку ассортимент онлайн-универмага обновляется очень оперативно, быстрее многих офлайновых торговых точек.
Фото: предоставлено Farfetch
Найдется подарок и для детей: симпатичное платье для празднования дня рождения, балетки той же марки, что носит старшая сестра или любимая тинейджерами певица, маленькая сумочка-кроссбоди для девчачьих мелочей или объемистый рюкзак для спортивной формы. Ну и, конечно, аксессуары: темные очки настоящего шпиона и сверкающая кристаллами диадема настоящей принцессы.
Фото: предоставлено Farfetch
Разумеется, лучшей оценкой работы любого магазина было и остается мнение покупателей. Судя по тому, что говорят об онлайн-торговле профессиональные модники и модницы, будущее фэшн-бизнеса действительно доступно уже сегодня — в интернете.
Дарья Шаповалова, креативный директор Mercedes-Benz Kiev Fashion Days:
Я не из тех людей, кто следует трендам, но есть трендовые вещи, которые мне нравятся, например балетки Miu Miu — на мой взгляд, они идеальные. Ношу одежду молодых дизайнеров, которые либо идут вне трендов, либо их создают. В этом сезоне на острие — бельевой стиль, я полюбила женственную одежду, такую, как делает Лоренцо Серафини для Philosophy. Другие любимые дизайнеры — J.W Anderson, Simone Rocha.
Я покупаю одежду в интернете, когда вижу в продаже результат интересной коллаборации или когда нет времени на традиционный шопинг. Сервис, когда вещь привозят домой, просто бесценен. Но я не думаю, что офлайновые магазины исчезнут, как не верю, что умрет печатный глянец. Просто они будут больше взаимодействовать со своими онлайн-версиями. Для меня преимущество онлайна в поиске интересных вещей, которые еще не поступили в продажу в офлайне. Помню, как-то я покупала онлайн свитер Balenciaga. Есть дизайнеры, которые мне нравятся, но не представлены в магазинах офлайн там, где я нахожусь в данный момент, — но их можно найти, скажем, в Farfetch, где собраны все интересные дизайнеры от разных ретейлеров.
Замечу, что шопинг для ребенка не стоит совмещать с шопингом для себя. Малышам быстро надоедает одно и тоже действие, покупки с ними стоит делать в ускоренном режиме. И после — идти в магазин игрушек, на горки. Важно выбрать сбалансированный набор красивых и практичных вещей: надевать первые туда, где они действительно придутся к месту, а вторые оставить для активного отдыха и развлечений.
В подарок я выбираю уникальные вещи, которые не подарит никто другой. Портрет у иллюстратора, путешествие, персонализированную вещь, которую сделают специально для адресата подарка или нанесут инициалы на украшение или аксессуар.
Наталья Османн, журналист и соавтор проекта #FollowMeTo:
Я очень люблю 70-е, стиль boho, деним, но сложно сказать, что следую каким-то трендам, одежда для меня — способ самовыражения, а не погоня за модными вещами. Для кадра #followmeto ищу традиционные наряды стран, где проходят съемки, для вечернего выхода — что-то элегантное и женственное, для работы - casual chic. Люблю Tom Ford, J.W.Anderson, Balmain, Rochas, Delpozo, Marni, Margiella, Zuhair Murad, Irakli, Anouki, Initial, Urban Outfitter, обувь Jimmy Choo и Stuart Weitzman. Стараюсь поддерживать и российских дизайнеров: MaYa, Graviteight, Ruban, Alena Akhmadullina, Yanina.
Я практически живу в самолетах, а когда возвращаюсь в Москву — это круговорот работы, встреч, монтажа новой программы. Онлайн-магазины экономят много часов и сил, но вызывают больше доверия, если уже имеют предысторию на Западе. Но если есть время, люблю выбирать вещи в традиционных магазинах: тактильные ощущения очень важны.
Не уверена, что онлайн-шопинг на сто процентов вытеснит традиционный. В России популярны походы по магазинам «вживую», женщинам хочется все перемерить, рассмотреть детально, сделать фото в примерочной, разглядывать витрины, потом выпить кофе. Для них это не только покупки, а способ провести время с семьей или подругами. Но через пару лет онлайн и у нас, как сейчас в США, станет лидером. Я за первенство интернета — все проекты, от магазина для путешественников до travel-редакции, запускаю онлайн. Но в онлайн-шопинге не хватает личностного подхода: вводишь свои индивидуальные мерки, и сайт пишет: «эта вещь сядет на вас идеально» или «советую выбрать эту модель в таком-то размере». Иногда не хватает фотографий деталей, как выглядит вещь со спины или сбоку, как смотрится не на модели, а на обычном человеке, как сделан шов и т.д. В общем, нужна персональная Siri. А пока очень помогает разнообразие фильтров поиска, по брендам, по цветам, по стилю, по сезонности.
Покупая подарок, ориентироваться нужно на свою память: люди говорят вслух, что они хотят, показывают что-то из своего вишлиста, а мы просто забываем. Я бы посоветовала мужчинам не бояться заказывать вещи для своих девушек: пытайтесь, экспериментируйте, запоминайте ее вкусы.
Анзор Канкулов, главный редактор журнала PORT:
В большинстве случаев мужчины меньше интересуются модой, чем женщины. Я как раз из того меньшинства, которому бренды и тренды небезразличны. И да, я ориентируюсь на тренды, поскольку это позволяет быстрее делать выбор. Что касается брендов, то я не совсем типовой потребитель, я профессионально интересуюсь и занимаюсь модой, поэтому те марки, которые мне нравятся, малоизвестны широкому кругу покупателей, но они определяют передовую повестку дня. Сейчас я увлекся французскими марками, такими как Christoph Lemaire, Sacai, Etudes, молодыми модернистскими марками. Больших брендов я обычно избегаю — они на то и большие, что обращаются к массовой аудитории, а я не из этой аудитории. Не то что бы я никогда и ни за что на свете не куплю их вещи, но все же это немного не моя история. Ну и массовые бренды класса люкс очень дороги.
В интернет-шопинге есть и плюсы, и минусы. Выгоднее тем, что сейчас есть много онлайн-магазинов, в которых можно найти вещи, которых нет в «физических» магазинах. Не обязательно эти вещи лучше, просто они другие. В интернете можно найти нужный предмет по поиску. Наконец, в онлайн-магазинах бывают скидки и спецпредложения. Я чаще всего покупаю там, именно когда есть спецпредложения.
Не думаю, что онлайн-шопинг полностью заменит офлайновые магазины. В удаленной торговле есть свои особенности. Так можно покупать только то, что ты уже хорошо знаешь, что примерял. Либо не знаешь, но готов рискнуть, потому что вещь продается с очень большой скидкой. Но если большой скидки нет, то лучше впервые покупать новую вещь незнакомой марки, сначала оценив ее «вживую». При покупке в интернете всегда есть риск, он даже служит определенным ограничителем в шопинге. Бывали ситуации, когда что-то мне приходилось возвращать. Проблемы индивидуальны у каждого магазина. Есть торговые площадки, у которых не заключен договор с российской таможней о растаможке. Мне как-то раз пришлось ехать в Домодедово растаможивать свои покупки. Это проблема магазина — просто нужно вовремя заключить контракт.
Говорить об экономии времени тоже не стоит. Вряд ли кто-то хочет побыстрее окончить шопинг в интернет-магазине. Многим очень нравится, наоборот, долго там лазить, кликать. В «живом» магазине можно купить вещи быстрее. Если говорить обо мне, то я прихожу в интернет за конкретными марками и не смотрю каждый раз, что там «вообще продается», поскольку давно понял, что меня интересует. Тут дело не в онлайн- или офлайн-магазинах: у человека, который понял, что ему нужно, понял все про свой стиль, шопинг всегда быстрее и приятнее. Если кто-то чем-то увлечен и что-то явно предпочитает, то любимых марок у него не может быть много. 3-5, редко больше.
Мужской шопинг отличается от женского. Мужчины по большей части вообще относятся к одежде традиционно, как к функциональным предметам, которые надо надеть и пойти. Они не задумываются над нюансами. Людей, совершающих покупки осознанно, выбирающих бренды, следующих трендам, больше среди женщин, чем среди мужчин.
Выбор подарков — крайне креативный момент. Я обычно подарки «коплю». В путешествиях или походах по магазинам я всегда наблюдаю, отслеживаю, нет ли там чего-то, что может понравиться кому-то из близких или друзей. Подмечаю, и если мне кажется, что что-то такое есть, то или сразу покупаю, или «мотаю на ус», чтобы потом вернуться. Если же нужно срочно купить подарок, скажем, к 8 марта, то я дарю то, что обычно дарю в таких ситуациях — интерьерные всякие штуки, предметы декора, посуду.