Марку Lexus не назовешь спортивной: изо всех сил стремясь в представительский класс, производитель добился того, что за 33 года существования бренд стал ассоциироваться исключительно с комфортом и роскошью. Подобная респектабельность нивелирует даже наличие «заряженных» моделей: кажется, будто биржевой брокер сменил пиджак на поло, чтобы посетить спортзал. Он может держать себя в хорошей форме, но все же бесконечно далек от настоящего спорта.
Такое положение дел не могло удовлетворить руководство Toyota, ведь европейские конкуренты задают тон как на парковках у бизнес-центров, так и на гоночных треках. Проведя работу над маркетинговыми ошибками, компания вывела на рынок новую линейку мощных автомобилей, и теперь рассчитывает на реванш: тест-драйв Lexus Live, прошедший на гоночной трассе «Формулы-1» в Сочи, тому подтверждение. Его слоган — «Неизведанная сторона Lexus» — и правда, такое количество азарта и драйва от японского премиального бренда, это что-то новое.
Двигатель торговли: Lexus LFA
Lexus предпринимал попытки влиться в ряды спортсменов еще в 90-е годы: модели SC400 (SC – «спорт купе») и седан GS300 были совсем неплохими, тем более что над их внешностью работал Джорджетто Джуджаро, основатель знаменитого кузовного ателье Italdesign. Но марке не хватало главного — настоящего гоночного автомобиля, который бы поражал воображение обывателей «космическими технологиями». Такой атлет появился совсем недавно: в 2009 году Lexus презентовал суперкар LFA, его разработка заняла у концерна десять лет. А обкатка стоила жизни профессиональному пилоту Хирому Нарусэ, ранее объездившему 800-сильную Toyota 7.
Lexus LFA, это одновременно имиджевый автомобиль и лаборатория на колесах. Скажем, для производства центрального монокока, Toyota, не желая связываться со сторонними поставщиками, использовала полимер собственной разработки. А двигатель V10, как гласит рекламный буклет, набирает обороты так быстро, что аналоговый спидометр пришлось заменить цифровым — стрелка не поспевала. Для того чтобы мотор выдерживал подобные нагрузки, его поршни выкованы из алюминия, а клапана выполнены из титана с кремниевым покрытием. Выхлоп автомобиля настраивал производитель музыкальных инструментов, компания Yamaha — чтобы он звучал в точности как у болидов «Формулы-1».
Здесь все «как в лучших домах» Ferrari и Lamborghini: сложный сплав гоночных технологий с требованиями, предъявляемыми к дорожному автомобилю. Например, могучий 4,8-литровый «атмосферник», разгоняющий LFA до 100 км/ч за 3,7 секунды, вписывается в Евро-5. А роскошный салон, отделанный карбоном и алюминием, преподносит сюрпризы в виде подушки безопасности, размещенной в ремне, так как в облегченном рулевом колесе для нее не нашлось места.
Будоражит воображение и лимитированный выпуск: всего 500 автомобилей. Очевидно, производство LFA, с большой долей ручного труда (так, каждый двигатель собирается одним мастером), убыточно для Toyota. Однако, прохватив на суперкаре по треку, приходишь к выводу, что деньги не выброшены на ветер. LFA, безусловно, улучшает породу Lexus: автопроизводитель, в чьем гараже есть подобные экземпляры, больше не может считаться скучным.
Наперегонки с модой: Lexus GS F и RC F
«Посмотрите на новый дизайн, Lexus изменился и стал другим», — эти слова, обращенные к журналистам, открыли тест-драйв, и с ними сложно не согласиться. Если раньше внешность автомобилей японского суббренда выражала чопорный консерватизм состоятельных покупателей, то нынешняя художественная философия L-finesse, предложенная дизайнером Хидэаки Иида, переводит в категорию «пенсионеров» большинство конкурентов. Многие находят новый дизайн чересчур смелым или даже безвкусным, но одно можно сказать точно — теперь Lexus смотрится действительно броско.
Купе RC F должно было бросить вызов BMW M4, но состязание можно завершить, не сверяясь с техническими характеристиками: ультрамодная Х-образная хромированная решетка и капот из углеволокна настолько притягивают взгляд, что отдать голос за «баварца» решатся только истинные фанаты марки. Тем более что и с характеристиками у «японца» все в порядке: 477-сильный двигатель разгоняет машину до 100 км/час за 4,7 секунды. Другое дело седан GS F — пускай он тоже спортивный, все же классический кузов намекает на некоторую сдержанность владельца. Мальчишеская «физиономия» большому премиальному седану вроде бы не к лицу. Однако это вопрос дискуссионный: в любом случае, конкурентов со «зрелым» дизайном полным-полно, и Lexus больше не хочет среди них толкаться.
Конечно, двух кругов по треку недостаточно, чтобы составить цельное представление о машине, возможно, именно поэтому впечатление от Lexus GS F осталось двоякое: с одной стороны, электроника допускает старт с места с пробуксовкой, скрип покрышек и рев пятилитрового двигателя заметно учащают пульс, а затылок встречается с подголовником помимо вашей воли. С другой — набрав первые 100 км/час, машина вроде как успокаивается. Это ощущение не проходит и когда стрелка спидометра подбирается ко второй сотне. Седан движется по треку, как карандаш по линейке, — кажется, нет никакой разницы, с какой скоростью вы едете. Ни в затяжном повороте, ни в торможении перед перестановкой, ни в других маневрах не чувствуется спортивной злости. Возможно, Lexus GS F просто слишком хорош, чтобы внушать водителю чувство опасности.
Из грязи в князи и обратно: Lexus LX 450 d
Стремясь окончательно сломить шаблоны, Lexus организовал для журналистов внедорожный заезд на новом LX 450 d по окрестным горам. В самом деле — часто ли вы видели большие внедорожники Lexus в таких неподобающих условиях? Кажется, с их помощью покоряют что угодно — столицу, сердца и волю несговорчивых партнеров, но только не дикую природу. И совершенно напрасно, поскольку дизельный LX 450 показал себя абсолютно нормальным, рабочим вездеходом.
Рама и неразрезной мост превосходны для ралли по усеянному камнями грунтовому серпантину. А гидропневматическая подвеска кажется совершенно непробиваемой. С шипением взрываются лужи, в стороны разлетаются ветки и с зловещим треском днище встречается с булыжником на краю ямы, а пассажиры LX 450 d лишь мерно покачиваются в разлапистых кожаных креслах, словно на надувном матрасе при легком ветерке. Словом, новый LX хоть и примерил модный костюм L-finesse, по-прежнему остался верным своему легендарному прародителю — Land Cruiser 200.
А вот на асфальте LX 450 d, напротив, производит довольно беспомощное впечатление: 272-сильного двигателя явно недостаточно, чтобы как следует тянуть почти трехтонную махину по шоссе. По крайней мере, с динамикой, достойной премиального внедорожника. С этой задачей не в пример лучше справлялся прежний 5,7-литровый бензиновый V8 — «родной» мотор LX. Однако преимущества дизеля на бездорожье хорошо известны, так что, если вы всерьез вознамерились произвести впечатление на фауну какого-нибудь дикого уголка, то LX 450 d, безусловно, будет лучшим выбором для поездки в пампасы.