Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. 16 апреля в Москве выбрали победительницу конкурса «Мисс Россия». Ею стала 18-летняя Яна Добровольская из Тюмени. Впрочем, вместе с короной первая красавица страны получила массу нелестных отзывов в свой адрес. Финалистки конкурса сталкиваются с критикой в соцсетях каждый год. Комментаторы высмеивают их внешность, рассуждают о связях с покровителями и продажности состязания. Победительницы «Мисс России» прошлых лет рассказали «Ленте.ру» о травле в интернете и о том, почему в обществе предвзято относятся к королевам красоты.
Когда прозвучало мое имя, мир для меня сначала рухнул, все перевернулось с ног на голову — я вообще не понимала, что происходит. В первый день я просто была счастлива, принимала поздравления, прокручивала в голове снова и снова момент триумфа над своей застенчивостью и комплексами. Иллюзии были разбиты вдребезги на следующий же день, когда я начала читать комментарии о себе в интернете. Конечно же, оказалось, что у меня очень богатая семья, у нас парк своих «мерседесов», а я имела интимные связи со всеми завидными и не очень мужчинами столицы. Узнала также, что я жутко уродлива, невыносимо страшна да и вообще не русская.
В глазах интернет-сообщества моя родинка над губой, которую я всегда считала своей изюминкой, превратилась в отвратительную бородавку, ноги стали жирными, голос мерзким, а нос кривым. У меня нашли и следы пластических операций, и серьезных косметических вмешательств. К сожалению, дело интернетом не ограничилось, бывшие одноклассники тоже пускали слухи. Что только ни выдумывали люди, чтоб оправдать свою лень, неумение работать, рисковать и действовать. Очернить пытались со всех сторон, и это было действительно больно. Я не могла понять, откуда в людях столько злости, желчи и зависти. Хотелось кричать на каждом шагу: «Все честно, мне просто повезло!» Был момент, когда я поверила во все эти отвратительные вещи и оправдывала свою победу одним лишь везением.
Самооценка пошатнулась очень сильно, но помогла поддержка близких. Я не меньше ста раз ответила на вопросы журналистов: «А корона тяжелая?», «А это правда, что конкурсантки подсыпают друг другу стекло в туфли?» Никто не интересовался по-настоящему важными вещами, которые могли бы что-то рассказать обо мне как о человеке. В итоге образ складывался исключительно из стереотипов, которые, увы, скорее отрицательные. Но я ни разу не опустила голову и несла титул с гордостью. Что интересно, в некоторых странах свою представительницу люди поддерживают так неистово, что даже страшно. И им совершенно неважно, как она выглядит. Особенно в странах Латинской Америки и в Азии. Про нас же про всех писали: «Как стыдно за страну!», «Какая страшная!», «Да я в метро видел девушек красивее!». Может быть, и видел, только они не пришли на конкурс, не выложились там на полную катушку на многочасовых репетициях и тренировках. После меня было уже пять новых красавиц, и за каждую мне больно, как за себя саму, когда я вижу или слышу глупые и жестокие слова в их адрес.
После победы в конкурсе мне начали много писать. Конечно, не всегда приятное. У меня был открыт профиль во «ВКонтакте», и в первый же день я получила около трех тысяч сообщений различного толка. В большинстве своем негатив. Свою роль сыграло и то, что у меня фамилия Абдразакова, так что национальный вопрос поднимался неоднократно и ярко. В тот момент я была поглощена приятными эмоциями от победы, хотя, безусловно, был осадок. Особенно мне запомнился демотиватор с не самой удачной моей фотографией и подписью «Я у мамы чуркой родилась». Вот это задело, было неприятно. На остальное я не так остро реагировала. Но это обратная сторона медали. Несмотря на это есть и положительный поток комментариев, и это всегда дает силы и заряд. Спустя время я уже поняла, что начинаю переживать, если обо мне не пишут гадостей в комментариях. Потому что пришло осознание: если о тебе говорят, значит, ты у людей вызываешь какие-то эмоции, значит, достойна, чтоб о тебе говорили. А как именно говорят — это уже вопрос другой. Теперь я воспринимаю такую критику скорее с юмором и иронией.
Весь негатив по отношению к победительницам возник не на пустом месте. Конкурсы появились в 1990-е, и тогда все было устроено несколько иначе. Поэтому люди относятся предвзято, есть стереотипы, что все покупается, а победа дается через постель. Людям не так просто принять на веру, что конкурс красоты может быть честным и дает девчонкам шанс себя показать безо всякой грязи. Всех не переубедишь. Когда конкурс перешел под патронат министерства культуры, образ начал светлеть, идет некая положительная динамика. У меня нет цели кому-то что-то доказать, не буду же я по улице ходить и кричать: «Я ни с кем не спала ради победы, и богатого папы у меня нет». Я рада уже тому, что есть люди, которые это знают, и со временем их число растет. Я оптимист, и мне хочется верить, что когда-нибудь это уйдет в ноль.
Истории с травлей начинаются каждый год. И в мое время это было. Все Мисс знают, что это такое. Просто это вопрос выбора — из пятидесяти красивых девушек нужно выбрать одну. У всех вкусы разные, отсюда и разная реакция на победительницу. Если бы можно было выбрать трех мисс — блондинку, брюнетку и рыжую — было бы проще угодить. Расстраиваться бесполезно — ты знала на что шла, понравиться всем не получится, таковы конкурсы красоты. Самые ярые критики — это родственники и знакомые тех девочек, которые не победили. Согласитесь, те, кто пишет гадости, вряд ли сами станут участвовать в конкурсах. Хорошо, что говорят, — а говорить будут всегда разное. Волна критики уляжется, и потом люди начинают уже совсем другие вещи говорить, и сама девушка меняется, расцветает. А потом всю жизнь приходится доказывать окружающим, что ты хорошая, не высокомерная и не самолюбивая. Только стоит ли? Если идешь на конкурс, нужно быть готовой к испытаниям. Даже если ты уверена в том, что самая лучшая из 50 девушек, — корона выберет одну.
Изначально обо мне отзывались скорее в положительном ключе, уже потом начала сталкиваться с тем, что люди писали: «Она вся такая ненатуральная, нос сделан, губы сделаны, соседка даже красивее, мисс пластика». Во время подготовки к конкурсу на сайте шло голосование, где были размещены наши фото. Там кто-то начал писать, что знает мою семью, что папа алкоголик и мы вообще не его дети. Писали, что наигранная, ненастоящая — с этим сталкиваюсь и по сей день. Но теперь уже научилась абстрагироваться. Когда я была на «Мисс Мира», много общалась с венесуэлками — у них совершенно другое отношение к конкурсам и к красоте. У нас понятие «конкурсантка» не воспринимается как что-то благородное. Бытуют стереотипы, что все идут туда в поисках спонсора. Мир, конечно, не идеален, есть и такие девушки. Кто-то совершит ошибку, и по ней судят всех. Я работала девять месяцев в Китае, и у меня часто спрашивали, почему у нас с таким негативом относятся к победительницам. Тех, кто оставляет такие комментарии, не зря называют диванными критиками — это люди заинтересованные, родители и друзья тех, кто не победил. Радует то, что когда год подходит к концу — мнение меняется, и с тобой не хотят расставаться. В любом случае это хорошая школа: волей-неволей прислушиваешься, народ и не подозревает, что таким образом только помогает тебе становиться лучше, усерднее. Все просто — ты либо катишь этот мир, либо смотришь.
В первые три дня после победы я не заходила в соцсети — потеряла телефон. Потом открыла это все — и сразу закрыла. Следить за этим глупо. В большинстве случаев сидит какая-нибудь прыщавая девочка лет 15 и анонимно комментирует. В реальной жизни никто не подойдет и не скажет подобного. Нужно несмотря на все эти сплетни двигаться вперед, нестись к своей цели сломя голову. Это не самая трезвая критика, которая может быть. Концентрироваться на ней не стоит. После того как добьешься успеха, пройдя через весь этот негатив, это только закаляет. Дает какой-то мощный стержень. Начинаешь по-другому на себя смотреть, выпрямлять спину, следить за своими ошибками. Если нам всегда будут говорить, какие мы красивые и хорошие, то останемся на том уровне, на котором были.
Конечно, читать про себя гадости неприятно. Когда я победила, мне было 18 лет, по сути — ребенок. Все это свалилось как снег на голову. Эмоции такие, что не передать, но вместе с ними вылезает туча негатива — и устно, и в соцсетях, даже ролики какие-то делали. Нужно понимать, что большинство людей, которые этим занимаются, — это определенный психотип. Они вообще всем в жизни недовольны, и в первую очередь самими собой. Ни один человек, который удовлетворен своей жизнью, не станет опускаться до оскорблений в адрес девушки, которую он в жизни-то ни разу не видел. Человек смотрит на фотографию — и по ней создает свое мнение о человеке. Но ведь фотография — это малая часть того, что девушка из себя представляет. В основном на форумах пишут подростки, которые думают одно, а говорят совершенно другое. Зависть тоже нельзя не учитывать. Вот кто-то смог, а тебе не хочется слезать с дивана, чтобы пойти в спортзал, выучить английский и вообще хоть что-то сделать.