В среду, 20 апреля, в Москве прошла расширенная коллегия министерства финансов. Помимо чиновников самого Минфина, на заседании присутствовали премьер-министр Дмитрий Медведев, председатель Банка России Эльвира Набиуллина, глава Счетной палаты Татьяна Голикова и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Медведев поблагодарил сотрудников министерства за службу, назвал их профессионалами и раздал награды. А корреспондент «Ленты.ру» следил, как чиновники искали дыры, в которые утекают бюджетные деньги.
Ключевым на коллегии финансового ведомства стало выступление главы правительства. Дела у России отнюдь не так плохи, как говорят злые языки. «Экономике России неоднократно предсказывали катастрофу и разрушение, или, как говорил один мой коллега, экономика будет порвана в клочья. Но мы с вами непосредственно занимаемся экономикой и прекрасно понимаем, что никаких клочьев нет, есть трудности», — подчеркнул премьер-министр. Таким образом Дмитрий Медведев намекнул, что слова президента США Барака Обамы, сказанные Конгрессу в январе прошлого года, были преувеличением.
«Состояние российской экономики гораздо лучше, чем в прошлые исторические периоды, — продолжал глава правительства. — Мы не дали разогнаться инфляции и стабилизировали ситуацию на рынке труда». Премьер указал, что в текущем году на фоне масштабного пересмотра кредитных рейтингов всех сырьевых стран оценки России остались без изменений, но пожурил рейтинговые агентства за «крайне негативный настрой» в отношении нашей страны, предположив, что здесь «не обошлось и без политической составляющей».
Глава правительства с удовлетворением констатировал, что, несмотря на новый «провал на рынке нефти», удалось избежать корректировки бюджета, хотя в январе такой сценарий казался кабинету министров неизбежным.
Отметив слаженные действия Минфина и Центробанка, Медведев подчеркнул, что в период кризиса «министерство в целом проявило себя в очередной раз эффективным и глубоко профессиональным коллективом». Основные достижения Антона Силуанова, по версии Дмитрия Медведева, — низкий уровень госдолга (13,6 процента ВВП) и привлечение 800 миллиардов рублей заимствований на внутреннем рынке (внешние рынки для России, увы, закрыты в связи с санкциями).
Из выступления Медведева было понятно, что российская экономика чувствует себя гораздо лучше, чем пророчили «наши западные партнеры». Тем не менее дефицит бюджета есть, покрывать его как-то надо, причем сделать это за счет зарубежных кредитов проблематично. Говорить о повышении налогов правительство не хочет, справедливо опасаясь, что и без того напуганный бизнес может окончательно уйти в тень. Поэтому остальные выступающие говорили в основном о повышении эффективности во всех сферах, из которых утекают деньги.
Министр финансов Антон Силуанов первым делом заверил собравшихся, что его ведомству важен экономический рост. Представители бизнеса и коллеги из Минэкономразвития нередко упрекали Минфин в том, что ведомство, подобно бухгалтеру, печется исключительно о том, чтобы сошелся дебет с кредитом, забывая при этом об увеличении ВВП. Министр отверг все упреки, выдвинув тезис о том, что состояние бюджета и уровень инфляции критически важны именно для роста экономики.
Среди сфер, где эффективность расходования денег налогоплательщиков оставляет желать лучшего, чиновник первым делом назвал систему госпрограмм, которая, по его словам, «нуждается в перезагрузке». Кроме того, он предложил постепенно отменять льготы для компаний, предоставляемые за счет бюджета. О неэффективности льготной системы, по мнению министра, говорит то, что некоторые предприятия, зарегистрированные в особых экономических зонах, все же сменили регистрацию. При необходимости, считает он, можно предоставлять субсидии. «Задача на этот год — провести работу по оценке эффективности льгот и их влияния на экономический рост. По результатам этой работы мы представим предложения по отмене этих преференций», — заявил Силуанов. Эта идея напоминает планы по монетизации льгот, которые пытались реализовать для россиян в 2005 году, но — применительно к корпорациям.
Также министр предложил разобраться с недобросовестными производителями алкоголя, поставив задачу резко снизить нелегальный оборот алкогольной продукции.
Силуанов решил взяться и за серый бизнес, который еще присутствует в сегменте азартных игр, где «под видом лотерей ставят "одноруких бандитов"». Глава Минфина напомнил, что ведомство уже подготовило законопроект, позволяющий «опрозрачить этот вид деятельности и привлекать в казну доходы, которые сегодня скрываются», и выразил надежду, что эту все еще криминальную сферу удастся упорядочить. Документ уже внесен в Госдуму.
Не обошлось и без многострадальной пенсионной темы. Фундаментом новой системы, по словам министра, должна стать ответственность каждого российского гражданина за собственную старость. Поэтому Минфин и Центробанк готовят предложения по стимулированию создания добровольной накопительной системы, в ближайшем будущем они будут представлены в правительство. Это означает, что все обязательные страховые отчисления от зарплаты граждан пойдут на выплаты текущим пенсионерам, а бюджету придется тратить гораздо меньше на покрытие дефицита Пенсионного фонда России. Если все же гражданин не удовлетворится пенсионными баллами и захочет накапливать на своем индивидуальном счету живые деньги, ему придется самому производить дополнительные отчисления.
При этом, по словам министра, формирование пенсионных накоплений могло бы происходить не только в негосударственных пенсионных фондах, но и через банки и страховые компании.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина в очередной раз повторила кредо мегарегулятора: контроль за инфляцией. Она назвала оптимальным целевой уровень роста цен на текущий год — 4 процента, и выразила беспокойство тем, что инфляция может «застрять» на уровне 6-7 процентов. Такой уровень роста цен, по словам Набиуллиной, абсолютно неприемлем, так как он выше премии инвесторам за риск, а значит — помешает росту экономики.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, которая сама работала в Минфине в должности замминистра при Алексее Кудрине, добавила самую большую ложку дегтя в изначально оптимистичный тон заседания коллегии: призвала принять дисциплинарные меры к федеральным органам, допускающим нецелевые расходы.
Глава контрольного ведомства подробно остановилась на долгах российских регионов. По ее словам, меры, принятые в 2014-2015 годах для снижения долговой нагрузки субъектов Федерации, эффекта не дали. Долг регионов не только не снизился, а напротив — вырос на 1,5 процента и составляет сегодня 2 триллиона 352 миллиарда рублей. Помимо государственного долга, который растет с 2011 года, 36 регионов имеют коммерческий долг, причем у 19 этот вид задолженности составляет более половины долговой нагрузки. Первый квартал текущего года закончили с дефицитом 50 регионов, в прошлом году таких было 28.
Голикова отметила, что неэффективность наблюдается не только в региональных заимствованиях, но и в системе межбюджетных трансфертов. «Никто не отслеживает, что происходит с бюджетами субъектов Федерации», — посетовала Голикова и предложила вообще отказаться от категории «иные межбюджетные трансферты», поскольку именно по этой статье у ее ведомства больше всего вопросов к местным властям.
Когда премьер раздавал награды особо отличившимся чиновникам, критически настроенная Татьяна Голикова получила медаль Столыпина первой степени. Медведев обратил внимание коллегии на то, что в самом начале итогового доклада Минфина прописаны его миссия и ценности. «Когда министерство возглавлял Алексей Леонидович [Кудрин], о миссии не говорили», — заметил премьер.
Пока Медведев вспоминал о Кудрине, тот сообщил, что собирается стать председателем совета Центра стратегических разработок (ЦСР). «Мне сделали предложение, я уже дал согласие. Сейчас идет процедура согласования. В ближайшие дни соберется совет ЦСР. Определено, что я прихожу председателем совета ЦСР. Соответственно, президентом [Центра] будет другой человек, о чем в ближайшее время будет объявлено», — пояснил бывший министр финансов.
Так вот, при преемнике Кудрина — Антоне Силуанове — министерство наконец получило миссию и ценности. Задача Минфина — «способствовать развитию экономики, повышению качества занятости, справедливому распределению национального дохода, обеспечению финансовой стабильности и национальной безопасности через эффективное и бережное управление государственными финансами, развитие и повышение надежности финансовой системы Российской Федерации». Ценности министерства формулируются проще: «Верное служение государству и обществу, профессионализм, открытость, результативность».
Высокая миссия и правильные ценности, безусловно, вселяют веру в успех. Недаром премьер-министр заявил, что текущее состояние отечественной экономики гораздо лучше, чем в прошлые исторические периоды.