Россия
00:19, 25 апреля 2016

«Я паровозом в Карелии без малого четыре года» Александр Худилайнен рассказал, как будет решать проблему ветхого жилья

Беседовала Наталья Рожкова
Александр Худилайнен
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Какова жизнь при самом низком уровне газификации в стране, где взять недостающие деньги на ветхое жилье и зачем туристам ехать в Карелию, рассказал в интервью «Ленте.ру» глава республики Александр Худилайнен, пообещавший пойти в следующем году на новый срок, если результаты его работы одобрят население и президент.

Вы анонсировали 18 февраля перезапуск власти, перезагрузку. Были предприняты кадровые перестановки в кабинете министров, инициированы поправки в конституцию республики. Это вся перезагрузка, или есть еще что-то?

Худилайнен: Безусловно, основная часть работы уже выполнена. На последнем заседании правительства я озвучил большинство кадровых назначений, поэтому сегодня остались небольшие кадровые замены, которые необходимо сделать, потому что подбор кадров вызывает необходимость собеседования, просмотра. Сегодня количество моих заместителей сократилось почти в три раза, в два с лишним раза уменьшилось число структур в самом правительстве, будет значительное сокращение численности чиновников. Введена должность премьер-министра — моего первого заместителя.

Про аварийное жилье

Тема расселения ветхого и аварийного жилья в Карелии поднималась даже на уровне президента. Почему республика Карелия не выполнила программу переселения?

Да, Карелия один из немногих регионов России, кто сегодня отстает значительно от графика, от той программы, которая согласована с федеральным фондом реформирования ЖКХ, с Константином Георгиевичем Цициным. Сегодня мы приняли исчерпывающие меры, дважды в неделю проводятся штабы, сформированы группы в районах, на каждой точке ведется контроль со стороны и общественности, и жителей, и нас. Сегодня мы догоняем наше отставание, а самое главное, мы позволили нашим жителям воочию посмотреть в круглосуточном режиме, что делается на этих стройках. У нас есть веб-камеры на большинстве строящихся домов — пожалуйста, в круглосуточном режиме можно подключиться и посмотреть, что на какой стадии.

А что делать, если включил веб-трансляцию и видишь, что строительство не идет?

Сигнализировать. Есть горячая линия, есть штаб в каждом районе республики. Мы тут же принимаем исчерпывающие меры. Более того, жители нам просигнализировали, увидев, что в вечернее время воруют стройматериалы.

На совещании, где шла речь про аварийное жилье, президент несколько раз переспрашивал: а куда же делись деньги? В республике Карелия, исходя из того, что вы сейчас говорите, вопрос был не в деньгах, а в сроках. То есть просто медленно строили?

И в деньгах тоже. Для расселения 117 тысяч квадратных метров жилья необходимо порядка 4 миллиардов 600 миллионов рублей. Из них 2,6 миллиарда федеральный фонд дает, 2 миллиарда с небольшим — это наши республиканские деньги.

Они все выделены?

Из федерального фонда выделены, у нас есть небольшое отставание по сумме, мы эти средства сегодня изыскиваем вместе с Минфином, потому что, к сожалению, мы пока дотационный регион. Думаю, что мы справимся и необходимую сумму для решения всей проблемы по всем 117 тысячам квадратных метров обязательно соберем. К концу апреля уже порядка 200 квартир мы отдадим жильцам аварийного фонда, вручат ключи.

А вы заглядываете в эти веб-камеры? Может, по утрам за кофе проверяете обстановку?

А как же, безусловно. Я если нахожусь на рабочем месте, то обязательно провожу сам рабочие штабы, если меня нет, то это делает мой первый заместитель. Если я в поездке по районам, то в обязательном порядке, помимо встреч с населением, заглядываю на строительную площадку. Был не так давно в городе Кемь — это Белое море, уже заселившиеся жители высказали пожелание на будущее: поставить краны у каждой батареи, потому что, когда переизбыток тепла, очень жарко в квартирах, приходится открывать окна. В следующих проектах это было сделано.

А у нас в Карелии газ

Уровень газификации в республике к началу 2015 года — всего 5 процентов при среднем по России 65 процентов. Что делать?

Газифицировать. Четыре года назад, когда я начинал работать в Карелии, уровень газификации был 3,8 процента — такого уровня газификации нет ни в одном субъекте центральной части России. Поэтому мы активно занимаемся газификацией, нас поддержал президент, нас услышал Алексей Борисович Миллер (глава «Газпрома» — прим. «Ленты.ру»).

Газификация идет достаточно неплохими темпами. Были годы, когда мы получали инвестиции по 7-9 миллиардов, сейчас несколько сократились объемы. Тем не менее уже построено 47 котельных, 16 газовых котельных — в стадии завершения строительства. Но самое главное, принято второе стратегическое решение о газификации центральной части Карелии. Это строительство газопровода уже от Петрозаводска на север. Сначала в центр, а потом на север. То есть в перспективе 5-7 лет мы получим вполне приличный процент и, думаю, выйдем уже на 50 процентов.

А каков прогноз на конец 2016 года?

Полагаю, порядка 7 процентов.

В Олонецком районе были жалобы от жителей на тарифы по теплу, даже отмечался рост социальной напряженности.

Когда приходит газ ― а до этого недотапливали, в квартирах становится избыточно тепло, люди открывают форточки. За этим надо было следить управляющим компаниям и органам местного самоуправления, не было необходимости в таких режимах топить с современными котельными. Конечно, это вызвало возмущение, поэтому я дал команду, и наша Государственная жилищная инспекция подала в суд заявление. Сейчас в суде будем разбираться о бездеятельности и преступной халатности наших управляющих компаний. Будем понуждать их сделать пересчет за переизбыточное количество тепла и за переизбыточное начисление. Ну и самое главное, со второго полугодия мы заморозим тарифы как минимум по этому городу, а возможно, не только.

То есть там с непривычки к новому оборудованию перетопили, а людям потом пришлось платить?

Да, это перед самым Новым годом подключили котельные. Мы помним, что в январе в Карелии были экстремально низкие температуры. В районе рядом с этим Олонцом в одну из ночей было минус 46 градусов.

Во сколько в среднем вылилась для семьи такая обкатка оборудования в непростых погодных условиях?

Двукратное увеличение оплаты за январь, потому что были экстремально низкие температуры плюс избыточное количество тепла. Поэтому, конечно, все это вылилось в очень крупные суммы. Людей я прекрасно понимаю, я разделяю их возмущение, поэтому дал команду всем, чтобы и судебные решения были приняты, и технические организационные вещи в кратчайшие сроки были сделаны.

Петрозаводск вместо Египта

В Карелии развивается туристический кластер. Не делали оценок на этот год: закрытие Египта, Турции для наших соотечественников как-то отразится на турпотоке к вам?

Мы сегодня по востребованности туристического продукта находимся на третьем месте в России. И самое главное, на это очень быстро отреагировал бизнес. Бизнес начинает строить инфраструктуру.

Мы запустили авиаперевозки между Москвой и Петрозаводском и надеемся, что привлечем большую транспортную компанию, чтобы не небольшими, а большими самолетами летать. Ведь Карелия — это не только Кижи, не только Валаам, это 4,5 тысячи уникальных мест, которые потрясают воображение. Это петроглифы — наскальные рисунки в нескольких местах Карелии, на севере, в центре, которым 6-8 тысяч лет, где изображены сцены быта, охоты, культуры того древнего человека, той древней цивилизации, которая жила в этих местах. Поэтому туристическое направление — одно из главных.

А какова доля туризма в экономике республики?

Пока небольшая, порядка 8-9 процентов в валовом региональном продукте, но эта цифра растет так же, как и газификация.

«Надежнее избрать людей понятных»

Из Карелии вышла новая лидер партии «Яблоко» Эмилия Слабунова и вообще партия «Яблоко» там сильно поднялась, от нее была избрана мэр Петрозаводска Галина Ширшина. Но ее досрочно отправили в отставку. Скажите, в конфликте между мэром Петрозаводска и администрацией какая у вас была позиция?

Конфликт был не с администрацией, а с депутатским корпусом, который выражает мнение жителей. Насколько я помню, в конце 2015 года порядка 30 тысяч подписей было собрано за очень короткий период времени за досрочную отставку мэра, и депутаты принимали решение. Менее чем за сутки до голосования я действительно поддержал [решение об отставке], потому что почитал претензии к мэру со стороны депутатов. Это был очень объемный документ, часть претензий спорные, но часть — действительно очень серьезные.

А почему было решение отойти от процедуры всенародных выборов и выбирать главу города на конкурсной основе?

Это решали депутаты законодательного собрания республики Карелия. Это было взвешенное решение, на мой взгляд. Я тоже убежденный сторонник того, что нужно доверять не случаю, когда в силу тех или иных причин избирается человек, далекий от знания проблем и от умения их решать, а квалифицированному человеку, который завоевал авторитет.

Про волю случая не очень понятно применительно к выборам. Все-таки у нас выборы открытые, легитимные, все избирательные процедуры гласные в стране. Тут не воля случая, тут избиратели решают.

Решают избиратели, просто мы же понимаем, что иногда иные факторы влияют на выбор наших жителей, наших граждан. Сегодня, на мой взгляд, гораздо надежнее избрать людей понятных, которые сегодня зарекомендовали себя на этой территории, кого люди знают.

Рейтинги от политологов и президента

Вас как главу республику не звали на федеральные выборы? В качестве паровоза? Принять участие в праймериз, возглавить список...

Знаете, я паровозом в Карелии без малого четыре года. Я появился в мае 2012 года, у меня под 400 встреч с жителями, причем выезжаю не только в районные центры, но и в отдаленные населенные пункты, где жители никогда не видели не только главу республики, но и представителей республиканской власти.

Образ хороший, но речь шла все-таки про федеральные выборы. Если бы вам предложили возглавить список «Единой России» в республике Карелия, то...

Я член партии, поэтому, безусловно, выполню, если такое решение будет принято на федеральном уровне. Я обязан подчиниться.

Существуют рейтинги эффективности губернаторов, в частности, ФоРГО. И вы там хронически находитесь на последних местах, а после февральских событий вообще, прямо скажем, на последнем. Каково знать, что вы неэффективный губернатор в России и как после этого продолжать спокойно работать?

Это же политика. Самый главный рейтинг — это доверие жителей. Доверие тех, ради кого ты работаешь. Когда будут выборы главы республики, тогда и посмотрим, каков настоящий рейтинг. Полтора года назад Владимир Владимирович Путин сказал, что и рейтинги составляют люди, и это не главный критерий оценки. Если бы действительно все было так, как уважаемые наши политологи расставляют, наверное, мне бы был не выговор, а, так сказать, были бы другие выводы по мне сделаны. Но поскольку я выдержал экзамен, то, наверное, у нашего президента другие рейтинги и оценки. Будем работать.

Вы уже приняли решение выдвигаться на новый срок в 2017 году?

До следующего года еще надо дожить. Потом это не только мое решение, это решение в первую очередь президента. Если президент доверит, то, безусловно, пойду.

< Назад в рубрику