Путешествия
00:17, 28 апреля 2016

Место под солнцем Летом 2016 года не все европейские курорты ждут русских

Елена Бывалая
Фото: David Ramos / Getty Images

Туроператоры с осторожностью прогнозируют наступающим летом рост российского выездного турпотока на зарубежные курорты. В пользу этого говорят относительная стабилизация курса валют, отложенный спрос, а также растущее число тех, кто успел разочароваться в отечественных курортах. Закрытие Турции и Египта заставило россиян внимательнее присмотреться к европейским морским курортам. «Лента.ру» выясняла, ждут ли там наших соотечественников.

Спрос рождает предложение

Возвращение российского туриста на европейские пляжи может оказаться не столь радужным. Не исключено, что россиянам элементарно не хватит мест в отелях тех же Испании, Кипра, Хорватии или даже Болгарии. Точнее — мест в самых популярных отелях, расположенных на побережье, с приличным питанием и сервисом, заслуживших доверие и туристов, и туроператоров.

Причина возможного дефицита отельного фонда проста: россияне не едут в Турцию и Египет из-за официального запрета, а европейцы не спешат туда (и в Тунис), потому что там небезопасно. Расстрел британских туристов на курорте Сус в Тунисе в июне 2015 года, теракт на борту российского лайнера в октябре 2015 года, гибель туристов из ФРГ в центре Стамбула от бомбы террориста-смертника в январе 2016 года — все эти трагедии, а главное, продолжающиеся нападения и теракты отвратили от этих курортов очень многих. Немцы, британцы, скандинавы (если называть только самые крупные европейские выездные рынки), как и россияне, ищут места под солнцем на безопасных пляжах Средиземноморья и Адриатики. Речь прежде всего об Испании, Португалии, Кипре, Болгарии, Италии, Мальте, Хорватии и Черногории.

Проблема в том, что мест в отелях из года в год сильно не прибавляется. И если хотя бы один из двух миллионов британцев, ежегодно отдыхавших в Египте, или два из почти шести миллионов немцев, проводивших отпуск в Турции, или миллион из четырех миллионов россиян, посетивших все ту же Турцию в 2015 году, вдруг решат отправиться на отдых в Европу, то им придется ждать очереди в отеле, причем, скорее всего, номер обойдется дороже, чем в прошлом сезоне. Ведь, как известно, спрос рождает предложение.

Вера и верность

К тому же есть еще такое важное в турбизнесе понятие, как «контрактинг» и «номера на гарантии». Речь о квоте номеров в отеле, которую владелец готов отдать конкретному туроператору: британскому, немецкому или российскому. Русские туристы — реально самые любимые и уважаемые клиенты в отелях по всему миру, в отличие от рачительных немцев или прижимистых британцев. Однако за последние два года российский выездной турпоток упал, и на гостей из России больше особо не рассчитывают. По тем же объективным причинам ухудшилось и финансовое состояние российских туроператоров: у них уже нет былых возможностей ставить столько чартеров, как в 2012-2013 годы, и выкупать под свои гарантии номера в отелях.

Все это привело к тому, что русских квот в пляжных отелях Европы стало существенно меньше. Возможно, в этом сезоне российскому рынку и удалось бы наверстать упущенное, но неблагоприятная геополитическая ситуация лишь усиливает конкуренцию. Российский рынок не может сегодня на равных тягаться с более состоятельным немецким или британским: европейские операторы предлагают средиземноморским отельерам больше денег. А российские туристы по-прежнему стремятся сэкономить, сокращая как продолжительность тура, так и выбирая более бюджетные отели.

На российском рынке сохраняется нестабильность, курс рубля подвержен непредсказуемым колебаниям. Все это учитывают и средиземноморские отельеры, предпочитающие более надежные и богатые рынки.

У отечественных туркомпаний те же самые риски. Оттого сократилось и число отелей, предлагаемых российскими туроператорами, и количество номеров, которые в этих отелях у них на гарантии.

Теперь немного о том, с какими перспективами пляжные страны Европы встречают летний сезон.

Испания

По всем прогнозам, Испания будет летним направлением номер один. Именно на эту страну переориентировались немецкие туристы и туроператоры. Пять ведущих туроператоров Германии — Tui Group, Thomas Cook, DER Touristik, FTI и Alltours — объявили о расширении программ на этом направлении и о наращивании на 20-40 процентов своего контрактинга в испанских отелях. В первую очередь речь идет о Канарских островах, а также об островах Балеарского архипелага — Майорке и Ибице. Кроме того, выросло немецкое присутствие в отелях Коста-Дорада и Коста-дель-Соль, а также Малаги. По данным исследовательской компании GFK, испанские направления «отхватили» порядка 60 процентов немецкого летнего выездного потока.

Аналогичным образом складывается ситуация и в Великобритании, где также наблюдается настоящий бум спроса на испанские курорты. Крупнейший туроператор в Британии Tui Group в условиях падения спроса на Турцию и Египет сосредоточился на Испании: ее материковой части, Балеарских и Канарских островах. Причем еще в марте Ассоциация британских турагентов (АВТА) предупреждала, что «букинг» по Испании закроется в апреле.

Наверное, самый показательный пиар Испании как туристическому направлению сделали Дэвид Кэмерон и Ангела Меркель, которые провели свои пасхальные каникулы именно в этой стране, а точнее, на Канарах.

Что касается русского рынка, то наши туроператоры оценивают рост спроса по направлению на 20-25 процентов и аккуратно говорят вслед за европейскими коллегами, что неплохо бы российским туристам поторопиться с бронированием Испании, иначе мест на любимых курортах в нужное время может и не оказаться.

Португалия

Это направление, очень популярное у британцев и туристов из Северной Европы, на российском рынке не слишком раскручено по причине высокой стоимости авиабилетов и малого количества прямых рейсов из России. Для европейцев же эта страна одна из самых дешевых. Туристов привлекает отдых на океанском побережье, широкие песчаные пляжи, отмеченные «Голубым флагом» за чистоту, мягкий климат, наличие большой отельной базы и множество апартаментов разных категорий. В целом рост спроса на Португалию в Европе оценивается в 25-35 процентов.

Греция

Эллада традиционно числится в любимицах многих европейцев: немцев, британцев, а еще голландцев, австрийцев, итальянцев, чехов, поляков и многих других. В прошлом году Греция приняла рекордные для себя 26 миллионов иностранных туристов. Рекорд может и не устоять: рост спроса на отдых в Греции составляет в Европе от 15 до 30 процентов. Россия находится в европейском тренде: отечественные туроператоры говорят о росте в 30-35 процентов. Правда, российские туристы больше едут на материковую Грецию и ограниченное число островов, включая Крит и Родос. Отдыхающие из Европы, наоборот, предпочитают островную Грецию — Северные и Южные Эгейские острова. Однако по последним данным, в марте-апреле бронирования на немецком рынке по Греции упали: бюргеры опасаются и там встретить мигрантов, которых они в избытке наблюдают у себя на родине.

Кипр

Остров Афродиты не зря называют средиземноморской дачей для россиян: некоторые из наших соотечественников еще с 90-х годов прошлого века имеют здесь недвижимость и приезжают сюда регулярно на отдых. Долгое время именно россияне задавали тон на Кипре, однако в последние два года уступили лидерство как по тратам, так и по числу прибытий. В этом году Кипр принял уже на 40 процентов больше иностранных туристов, причем лидируют англичане (59,3 тысячи человек — плюс 44,1 процента к марту 2015 года), и немцев (12,9 тысячи человек — плюс 73,5 процента).

Болгария

По данным минтуризма страны, серьезный интерес к летнему отдыху в Болгарии отмечается со стороны всех европейцев, а больше всего из Польши, Чехии, Венгрии, Австрии, Италии, Франции и Израиля. В целом в Болгарии говорят о 40-процентном росте иностранного турпотока, в том числе по России динамика оценивалась в 30 процентов. Российские туроператоры еще в феврале сообщали, что многие популярные отели в Болгарии уже приостановили продажи номеров, отдавшись западным туристам.

Хорватия

Считается, что сюда едут те, кто не хочет отдыхать по соседству с «массовым туристом». Хорватия — маленькая страна, и отелей здесь немного. В этих условиях рост спроса на 30-35 процентов означает почти максимальную загрузку местных отелей. Кстати, в прошлом сезоне российский рынок остался без номеров в Хорватии уже в конце июля.

Иными словами, всем россиянам, желающим хорошо отдохнуть на европейских пляжах, стоит поторопиться, чтобы забронировать номер — в приличном отеле на первой линии, с хорошим обслуживанием и питанием. Иначе не исключено, что места под европейским солнцем при нынешнем общеевропейском спросе придется ждать до следующего лета.

< Назад в рубрику