Антон тут рядом Французский Чехов, покушение на Гитлера и День матери в кинопремьерах недели

Кадр: фильм «Антон Чехов»

После вышедшего на прошлой неделе «Экипажа» в прокате наступило некоторое затишье — среди премьер уик-энда почти нет громких релизов. Но есть занятные: французский портрет русского классика «Антон Чехов», немецкая историческая драма «Взорвать Гитлера», Джулия Робертс и Дженнифер Энистон в образе «Несносных леди».

«Антон Чехов» (Anton Chekhov 1890)
Режиссер — Рене Фере

Антон Павлович (Николас Жиро) скромен и даже застенчив: свои рассказы он подписывает шутливым Чехонте, а когда из Петербурга приезжает пара видных литераторов, шутя выдает за себя более представительного старшего брата. Но талант не спрячешь — и скоро фамилию «Чехов» узнает вся Россия. Самого писателя, впрочем, придется еще убедить в правильности выбранного пути: медицинская практика, гордая бедность, большая семья и чахотка, подхваченная еще в детстве, кажутся куда более однозначными перспективами. Но постепенно талант, сначала робкий, обретает уверенность в себе, на глазах наливаясь амбициями.

Самому фильму Рене Фере (ветеран французского кино скончался в прошлом году; это его последняя картина) амбиций, впрочем, как раз немного недостает. Формально «Чехов» ограничен пятью ключевыми годами в жизни писателя, между 1885-м и 1890-м, между Чехонте и Сахалином. Но вместо яркого эпизода фильм все равно пытается вжать в полтора часа экранного времени стандартный биографический канон: отношения в семье, романы с девушками, борьбу с болезнью. Фере подробно пересказывает биографические факты, неизбежно их упрощая, а главное, будто не замечая, что они затрагивают стремящегося к отстранению главного героя по касательной. Поэтому частная жизнь Антона Павловича часто выглядит здесь несколько комичной — а то и даже карикатурной, например, в сценах знакомства с Львом Толстым или откровенных постельных сценах. Подлинной драмой наполнены только эпизоды, посвященные отношениям Чехова с литературой. Жаль, что сколько бы классик на экране ни рефлексировал и ни сомневался в своих способностях, передать всю мощь самого его литературного дарования это почтительное, аккуратное кино, конечно, не в силах. Как, честно говоря, и никакое другое.

«Взорвать Гитлера» (Elser)
Режиссер — Оливер Хиршбигель

Ноябрь 1939-го. Георг Эльзер (Кристиан Фридель), неприметный мужчина средних лет и интеллигентного вида, быстрым шагом движется к германо-швейцарской границе, прислушиваясь к доносящимся из радиоточек речам, то и дело посматривая на часы. Несколько дней назад он заложил бомбу под трибуну мюнхенской пивной — и по его замыслу, Адольфа Гитлера вот-вот разорвет на части. При попытке пересечь границу террориста арестуют — а после первого же кровавого допроса огорошат: от взрыва погибли восемь человек, но не фюрер.

Немецкий режиссер Оливер Хиршбигель в свое время в «Бункере» осмелился всерьез всмотреться в образ Адольфа Гитлера — за что удостоился не только славы, но и бесчисленных мемов. В своем новом, возвращающемся к теме нацистского прошлого Германии фильме Хиршбигель явно стремится не повторить ошибку — фюрера здесь показывают лишь на пару секунд, и то со спины. Что ж, новых мемов «Взорвать Гитлера», конечно, не породит — как, увы, не привлечет и такого же, как «Бункер», внимания. Увы — потому что Георг Эльзер подлинный, самый настоящий герой, который здесь, к сожалению, связан по рукам и ногам унылыми биографическими клише, скучной, построенной на флешбэках структурой сюжета и неотвратимостью трагичного (Эльзер погиб в Дахау в 1945-м) финала. Решиться в одиночку осуществить покушение на тирана — безрассудная, завораживающая смелость. Жаль, что автор этого фильма об Эльзере, в отличие от своего героя, ни на какие риски идти не готов и низводит невероятную судьбу, в сущности, до исторического курьеза, грустного, проникновенного, но анекдота.

«Несносные леди» (Mother's Day)
Режиссер — Гарри Маршалл

За несколько дней до Дня матери сразу несколько калифорнийских мамаш (и один папаша) вдруг оказываются на грани персонального апокалипсиса. Воспитывающая двоих сыновей Сэнди (Дженнифер Энистон) в шоке: бывший муж женился на фигуристой, молодой секс-бомбе. Джесси (Кейт Хадсон) пребывает в панике: родители, образцовые шовинисты из Техаса, только что с негодованием узнали, что она вышла замуж за индуса, более того — втайне от них успела родить. Миранда (Джулия Робертс) еще вчера была суперзвездой ювелирного магазина на диване, фамм-фаталь дневного телеэфира, независимой и гордой в своем одиночестве — а после появления взрослой дочери должна осознать себя не только матерью, но и бабушкой. Хуже всего, впрочем, Брэдли (Джейсон Судейкис) — его супруга-морпех погибла, и отцу-одиночке предстоит как-то пережить День матери вместе со своими дочерьми.

81-летний ветеран Голливуда Гарри Маршалл когда-то снял «Красотку», сделав звездой Джулию Робертс, но в последнюю пятилетку работает в формате даже не мелодрамы — открытки к празднику. Именно Маршалл снял такие опусы, как «День святого Валентина» и «Старый новый год». «Несносные леди», как нетрудно догадаться, продолжают тему — и в оригинале бесхитростно называются «Днем матери». Пересекающиеся, когда это угодно сценаристу, сюжетные линии, вкрадчивый закадровый голос, липкая, тягучая патока благих намерений и беззлобный (даже в отношении бытовых расистов из Техаса!) юмор — все это константы в маршалловских фильмах, и «Леди», то и дело заставляющие вспомнить «Мам» Сарика Андреасяна, не исключение. Понятно, что сколько бы клише ни наслаивалось в кадре и как несусветно бы ни сводились все маленькие драмы в большой хэппи-энд в финале, зритель все равно будет растроган — мама, в конце концов, есть почти у каждого. Непонятно, что Маршалл и его продюсеры будут снимать, когда праздники второго ряда иссякнут. День разведчика? День физкультурника? День десантника? Кстати, это могло бы быть поинтереснее того, что он делает сейчас.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше