Понятие «исламская феминистка» может показаться странным. Но кое-что встает на свои места, если познакомиться с блогом Thoughts of an Angry Hijabi — живущей в штате Мичиган юной пакистанки, которая считает, что можно носить хиджаб и одновременно бороться за права женщин.
«Я шиитка, родилась в пакистанском Карачи, выросла в Саудовской Аравии. Потом жила в Канаде, а теперь — в США. Ношу хиджаб с девяти лет, с 18 — постоянно. Мой блог — о культуре, взаимоотношениях рас, полов и других аспектах социальной справедливости», — рассказывает «злая хиджаби» (свое имя девушка не раскрывает).
Angry Hijabi характеризует себя как антикапиталистку и интерсекциональную феминистку. На ее страницу в Facebook подписаны около 20 тысяч человек.
Thoughts of an Angry Hijabi полностью оправдывает свое название. Это молодежный ироничный блог с кучей картинок-демотиваторов и перепостов из соцсетей. Но строго по заданным темам.
В Пакистане половина женщин считает: бьет — значит любит
Хотя «злая хиджаби» живет в другом полушарии, она следит за социальными трендами в родной стране. Например, написала о том, что самый популярный пакистанский телеканал Hum TV пропагандирует семейное насилие.
«Посмотрите любой сериал на Hum TV и вы увидите, как популяризируется образ "хорошей девочки", которая подчиняется воле мужчины, прощая измену, терпя физическое насилие и не давая сдачи, и в итоге приходит к якобы хэппи-энду. "Плохая девочка", наоборот, напористая и самостоятельная. В итоге она получает в прямом смысле оплеуху», — говорит Angry Hijabi.
Она приводит результаты опроса: около половины женщин в Пакистане считают насилие со стороны мужчины в свой адрес приемлемым. Более 15 процентов полагают, что заслуживают побоев, если приготовленная ими еда подгорела, почти 30 процентов готовы к тумакам за несанкционированный мужем выход из дома. «Злая хиджаби» считает, что именно местное телевидение убеждает пакистанок в том, что домашнее насилие — норма.
В Эр-Рияде нельзя пойти в Starbucks без мужа
В другой записи девушка рассказывает, как в саудовском Эр-Рияде в кофейне Starbucks отказались обслужить посетительницу. Ей предложили удалиться и прислать за кофе кого-нибудь из своих мужчин. Та пожаловалась в Twitter, вызвав активное обсуждение проблемы в местном сегменте соцсети. Пользователи отмечали, что Starbucks должна была озаботиться созданием так называемой «семейной зоны», то есть отгороженной секции, куда могут приходить женщины в сопровождении мужчин.
«Для тех из вас, кто не знаком с законами и обычаями Саудовской Аравии: все магазины обязаны сегрегировать покупателей. Мужчины могут заходить в зону и для мужчин, и для семей (если пришли с женщиной, детьми). В большинстве ресторанов и кафе нет зон только для женщин. Если в заведении есть "гендерная стена", то женщинам достается самое маленькое темное место с кучей народу. Если женщина случайно зайдет в секцию для мужчин, ее немедленно выведут», — объяснила Angry Hijabi.
По ее мнению, открытием франшизы в СА американская компания Starbucks, которой девятый год подряд присуждают звание самого этичного бизнеса страны, фактически поддерживает режим гендерного апартеида. «Как можно приходить на рынок страны с таким репрессивным законодательством?» — вопрошает «Злая хиджаби».
США не нужен оранжевый президент
По понятным причинам Angry Hijabi точно нельзя отнести к числу сторонников кандидата в президенты США Дональда Трампа. Само собой, свой блог девушка использует как платформу для выражения недовольства предвыборными тезисами политика (в том числе и в юмористической форме).
«Америка настолько прогрессивна, что через восемь лет после избрания черного президента собирается голосовать за оранжевого», — сообщает подпись к демотиватору, намекая на любовь миллиардера к автозагару.
Мусульманки могут носить три хиджаба одновременно
У Angry Hijabi имеется также YouTube-канал. В своих роликах она рассказывает об исламе. В частности, в одном из видео она показала, как правильно носить… три хиджаба одновременно. Зачем? Красиво.
Чтение блога Angry Hijabi позволяет узнать некоторые детали из жизни свободомыслящей носительницы религиозной одежды. Но, конечно, это не дает полного представления о том, что такое исламский феминизм. Само это словосочетание для западного человека звучит как оксюморон. Тем не менее религиозные эмансипе считают, что идеи равных прав можно окантовать в рамку ислама.
По их мнению, многие положения шариата, которые берутся за непреложную истину, на самом деле представляют собой неправильную, слишком патриархальную интерпретацию воли Аллаха и пророка Мухаммеда. То есть священное слово в течение веков как следует «отредактировали» мужчины.
Исламские феминистки хотят всего того, что в той или иной степени давно есть у женщин в западных странах: право на образование и работу, право избирать и быть избранной, выходить замуж и разводиться по собственному желанию, возможность водить автомобиль, путешествовать и посещать публичные места без сопровождения мужчины. Важное место занимает борьба с домашним насилием и так называемыми убийствами чести.
Далеко не все исламские феминистки считают, что религиозная одежда (в частности головные уборы) обязательна. В хиджабе они видят примерно то же самое, что и среднестатистический западный человек: архаичный аксессуар, угнетающий женщину. Например, французский политик Фадела Амара упрекает исламских феминисток, называющих хиджаб верностью традициям, в том, что они совершенно запутались и их идеи противоречат друг другу.
Самая крупная и известная ассоциация исламских феминисток (и феминистов) — Muslim Reform Movement, основанная в 2015 году группой мусульманских активистов, политиков и журналистов из США, Канады и Европы. Они подписали декларацию о реформах, потребовав равных социальных прав для мужчин и женщин. Организация борется с сексизмом и ненавистью по половому признаку (мизогинию), отрицает джихад, терроризм и религиозные войны.