Тяжба между коммунистами разных мастей обострилась по мере приближения старта кампании по выборам в Госдуму. КПРФ через суд потребовала изменить название одного из своих конкурентов ― партии «Коммунисты России». 12 мая Московский арбитраж в очередной раз перенес рассмотрение дела, теперь ― на июнь. «Лента.ру» попыталась разобраться, какой оттенок красного правильнее.
Конкуренты КПРФ были зарегистрированы под названием «Коммунистическая партия "Коммунисты России"» ― именно в таком виде она фигурирует в бюллетенях. С точки зрения русского языка это сплошная стилистическая ошибка ― плеоназм (излишнее повторение одного и того же слова). Зато лингвистическая экспертиза подтвердила несходство названий, рассказал «Ленте.ру» глава «Коммунистов России» Максим Сурайкин.
Но в КПРФ придерживаются иного мнения. «Избиратели приходят на участок, ищут в бюллетене коммунистическую партию, находят "Коммунистов России" ― и ставят галочку, ― пояснил «Ленте.ру» депутат Госдумы, главный юрист КПРФ Вадим Соловьев. ― Это раскол и дезориентация нашего ядерного электората, который ориентирован голосовать именно за коммунистов». Ситуация усугубляется тем, что сейчас в бюллетенях не указывают имя лидера партийного списка, поэтому фамилия главы КПРФ Геннадия Зюганова не может сориентировать избирателей.
«Они подводят это под коммерческое использование бренда, ― говорит Сурайкин, имея в виду позицию КПРФ в суде. ― Как будто избиратели ― это потребители политических услуг!»
«Он или не читал исковое заявление, или читал невнимательно, ― заочно оппонирует Сурайкину юрист КПРФ Сергей Савченко. ― Статья 6 закона о партиях говорит, что название должно соответствовать законодательству Российской Федерации, и отсылает к части 4 Гражданского кодекса. А она действительно на практике защищает в основном предпринимателей (часть 4 ГК посвящена авторским и смежным правам, в том числе в коммерческой сфере ― прим. «Ленты.ру»). Если закон туда отсылает, значит, можно проводить аналогию».
Но, по сути, две компартии спорят между собой, какая из них имеет право представлять коммунистов России ― именно так, без кавычек и заглавных букв: всех граждан страны, симпатизирующих «красной» идеологии. Попробуем понять, в чем состоят сходства и различия между двумя конкурентами.
В уставе КПРФ прямо сказано, что она претендует на роль правопреемницы КПСС, «продолжает дело КПСС и КП РСФСР, являясь их идейным преемником». Слово «идейным» здесь важно ― прямых «наследников» КПСС формально не оставила.
«Коммунисты России» не только оспаривают само преемничество, но обращаются к самым истокам коммунистического движения. «Партия ведет свою идейную родословную от "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б) и КПСС», ― говорится в уставе.
У «Коммунистов России» партийной эмблемой стал хорошо узнаваемый серп и молот на фоне лучей восходящего солнца ― ни дать ни взять герб СССР, только колосьев по бокам не хватает. У КПРФ серп и молот дополнены контуром книги ― апелляция к образованию. У обеих партий одинаковые цвета: белый на красном.
Дележка советской символики ― непростое дело. Отказаться от серпа и молота никакие коммунисты не могут, однако и зарегистрировать эту эмблему на себя не получается. Гораздо лучше устроилась ЛДПР ― сделала желтые буквы (название партии) на синем поле товарным знаком и живет припеваючи, рекламируя себя как марку.
Но серп и молот встречаются на Знамени Победы, в символике ряда государств. Ни одна из партий не сможет приватизировать эту эмблему, а значит, спор будет вечным.
Ядерным электоратом КПРФ считаются пенсионеры ― убежденные ленинцы и сталинцы. Правда, социологи могли бы поспорить с тезисом о существовании этой группы. Сегодняшние пенсионеры ― это вовсе не архетипические бабушки, а, например, женщины 1961 года рождения. Если в их жизни и была комсомольская юность, то в период распада и упадка организации. А зрелость и карьера пришлись уже на 90-е годы. Серьезного социального удара, в отличие от старшего поколения, они не ощутили, напротив ― многие преуспели как раз благодаря произошедшим переменам. Однако и КПРФ, и «Коммунисты России» продолжают вести борьбу за полувиртуальных пенсионеров-сталинистов.
Вторая электоральная группа ― молодежь, вчерашние школьники, в глаза не видевшие СССР и, возможно, именно поэтому лояльные к советскому строю. Они воспринимают основателей коммунистического движения и советских вождей скорее как Че Гевару с портретов на футболке.
В свою очередь, «Коммунисты России» называют своим электоратом «всех лиц наемного труда, пенсионеров, женщин, студенческую молодежь, часть малых предпринимателей, сельских тружеников».
Отношение к Ленину, Сталину, Марксу и Энгельсу ― ключевой маркер «коммунистичности» для многих.
КПРФ, согласно уставу, основывается «на творческом развитии марксизма-ленинизма». Творческое развитие на протяжении истории партии не раз приводило к разнообразным идейным чисткам ― например, знаменитой череде исключений «за неотроцкизм». Покой Ленина КПРФ защищает всеми силами: 22 апреля коммунисты устроили возложение цветов к мавзолею, выступают резко против захоронения тела вождя.
У «Коммунистов России» в уставе записано почти так же: «Своим идейно-теоретическим базисом Партия считает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина и видит одной из главных своих задач пропаганду и дальнейшее развитие их теоретического наследия».
Ленин и Сталин встречают посетителя на главной странице партийного сайта. Выглядит немного кичево, но этого может оказаться вполне достаточно, чтобы по максимуму привлечь базовый электорат и получить 3 процента голосов на выборах вместе с правом на государственное финансирование.
«Коммунисты России» идут на выборы с платформой «Десять сталинских ударов по капитализму». Предлагается широкая национализация, запрет на повышение пенсионного возраста, введение твердых цен на ряд продуктов питания. Кроме того, партийцы планируют начать работу над восстановлением СССР, а заодно и вернуть смертную казнь за особо опасные преступления.
КПРФ также предлагает кардинальные меры, но более концептуального порядка. Только в программе-минимум значится 24 пункта, один другого обширнее. Среди прочего, партия считает необходимым: установить власть трудящихся, пресечь вымирание страны, обеспечить жильем молодые семьи, национализировать природные богатства и стратегические отрасли, срочно запустить программу по борьбе с бедностью и так далее. Срок полной реализации инициатив не уточняется.
Партия «Коммунисты России», чей список возглавит ее лидер Максим Сурайкин, рассчитывает на 12 процентов голосов избирателей. Оппоненты относятся к этому скептически, но Сурайкин уверен, что такой результат им вполне по силам. Он заявлял, что партия планирует выдвинуть 225 кандидатов в депутаты по спискам, а также принять участие в 38 кампаниях по выборам законодательных собраний в регионах.
Для КПРФ эксперты прогнозировали результат на уровне до 20-25 процентов голосов избирателей. Впрочем, на предыдущих выборах в 2011 году партия Зюганова не дотянула до этой планки.