С трезубцем наголо

Как водить Maserati и почему это стоит делать именно сейчас

Фото: пресс-служба Maserati

Семья для итальянцев — понятие святое, поэтому неудивительно, что многие легендарные итальянские бренды начинались (а многие и продолжают существовать) как семейные предприятия. Не исключение и фирма Maserati, основанная более столетия назад четырьмя братьями.

На самом деле братьев было шесть — но шестой, Марио, не особо занимался техническими проблемами — он был художником и скульптором. Впрочем, именно благодаря ему капоты Maserati украшает знаменитый трезубец, позаимствованный им у фонтана Нептуна на болонской Пьяцца Маджоре. Зато Альфьери, Биндо, Карло, Этторе и Эрнесто Мазерати были настоящими энтузиастами карданных валов, запаха бензина и всего прочего, что в начале прошлого века связывалось со все еще экзотическим новшеством под названием «автомобиль». Старший, Карло, успев поработать на FIAT, умер в 1910-м совсем молодым, но остальные четверо в декабре 1914 года основали в Болонье собственную компанию по производству гоночных автомобилей. Вступление Италии в Первую мировую на время приостановило изыскания братьев в области автоспорта; в 1920-е они вошли, разрабатывая автомобили для другого семейного предприятия, Diatto. Но в 1926 году Джульельмо Диатто решил закрыть свой бизнес, и братья продолжили выпуск разработанного для него «Типа 26» уже под собственной маркой.

Скорые на подъем

Гоночные Maserati быстро завоевали славу исключительно быстроходных автомобилей — за рулем на соревнованиях часто сидел Альфьери; в 1926 году он победил в престижной гонке Targa Florio на Сицилии. В 1932-м Альфьери умер в результате осложнений после аварии, в которую он попал четырьмя годами раньше. Оставшиеся братья продолжали совершенствовать гоночные машины, а машины продолжали выигрывать соревнования — но в 1937-м Биндо, Этторе и Эрнесто продали свои доли в компании промышленнику Адольфо Орси, оставшись в фирме как ведущие инженеры. Под руководством семьи Орси (управляющим директором компании был назначен сын Альфредо Омар) фирма переехала в Модену, а заводская команда Maserati одержала еще ряд значимых побед — в частности, в 1940 году на модели 8CTF была выиграна (в первый и последний раз итальянским автомобилем) гонка «500 миль Индианаполиса».

Одновременно марка осторожно пробовала себя в «гражданском» автомобилестроении: Орси хотел представить Муссолини народный автомобиль, на манер разрабатывавшегося Фердинандом Порше «фольксвагена». Дуче, впрочем, не дождался ничего хорошего, а после капитуляции Италии и начала послевоенного экономического бума Maserati конвертировала познания в области спортивных авто в свой первый гранд-турер А6, почти сразу же после выхода в 1947 году ставший синонимом роскоши для знаменитостей новой Европы. Автомобиль в разных кузовах успешно производился до 1956 года, а гоночная одноместная версия A6GCM в 1953 году одержала победу на Гран-при Италии («Формула-2»).

Другим путем

После трагедии в Гуидиццоло в 1957 году, когда во время гонки Mille Miglia в толпу зрителей врезался потерявший управление Ferrari (погибло 12 человек, в том числе пятеро детей), руководство Maserati приняло решение прекратить участие в автосоревнованиях — по крайней мере в качестве заводской команды — и сосредоточиться на производстве люксовых спорткаров. Чем с успехом занимается и по сей день, невзирая на кризисы и периоды финансовой нестабильности.

В том же 1957-м фирма выпустила свою первую серийную машину (А6 еще собирались исключительно под заказ), разработанную специально для дорог общего пользования — Maserati 3500 GT. В 1959 вышла еще одна знаковая для компании модель — 5000 GT, один из самых дорогих и мощных автомобилей своего времени, разработанный по заказу шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви. Было собрано 34 машины, владельцами которых, помимо персидского монарха, стали глава FIAT Джанни Аньелли, лидер секты исмаилитов Карим Ага-Хан, президент Мексики Адольфо Лопес Матеос и другие сильные мира сего.

Молодые ветра

Выпущенная в 1963-м модель Mistral положила начало традиции именовать спорткары фирмы названиями ветров. Однако денежные дела компании шли ни шатко ни валко, и в 1968-м семья Орси продала свою долю французскому гиганту Citroën. Фирма разработала двигатель для флагманской модели французов, четырехместного переднеприводного купе SM, а сама успешно использовала «ситроеновский» опыт в области автогидравлики. В 1975 году нефтяной кризис принудил новых хозяев объявить о закрытии компании. В дело вмешались итальянские власти и мэрия Модены, желавшие сохранить рабочие места, и фирма была спасена: контрольный пакет в 88,75 процентов приобрела госкорпорация GEPI, а оставшиеся акции отошли возглавившему компанию аргентинскому бизнесмену и бывшему гонщику Алехандро де Томазо. Под руководством де Томазо была создана одна из самых успешных моделей в истории бренда, Biturbo (выпущено более 40 тысяч экземпляров). В конце 1980-х де Томазо выкупил контрольный пакет и вступил в альянс с FIAT; с 1993 года главный итальянский автопроизводитель — единственный собственник Maserati.

В XXI веке фирма вернула утраченные позиции на рынке люксовых авто: последние два года уровень продаж уверенно превышает 30 тысяч машин в год (для сравнения: в 1998 году дилерам по всему миру было поставлено всего 518 Maserati), а с этого года к портфолио бренда добавился еще и внедорожник Levante.

Автошкола жизни

Как управлять Maserati, чтобы получать еще больше удовольствия от вождения

У машин Maserati — будь то солидный Quattroporte, резвый Ghibli, дерзкий GranTurismo или пижонский GranCabrio — есть интересная особенность. Они могут не только ехать, но и взлетать. На прямой после отметки 180 км/ч авто словно воспаряет над измученным скоростями и тормозами треком. На повороте грохается на землю, взвизгивает, недовольно рычит и несется дальше. К очередной взлетной полосе. Если бы не результаты телеметрии, судя по которым мало кто в принципе умеет водить машину, — сплошное ощущение эйфории и гордости. Простые, но важные советы от тренеров курсов вождения Master Maserati.

Держать руль двумя руками

Эта очевидная необходимость на практике часто становится невероятной. Либо одна рука тянется куда-то не туда, либо обе лежат так, что при повороте приходится делать семь движений вместо одного. Руль у Maserati огромный, есть за что ухватиться. И не отпускать!

Тормозить резко и уверенно

Понятие «ударить по тормозам» при быстрой езде превращается из фигуры речи в единственный возможный вариант снизить скорость. При вхождении в поворот на треке и во время экстренного торможения где бы то ни было, надо лупить по педали со всей силы, а не легонько поддавливать ее каблучком. Так больше шансов, что все останутся целы.

Смотреть туда, где необходимо оказаться

Обычный водитель использует стекла автомобиля, как и собственный мозг, лишь на пять процентов. А ведь если не только таращиться в лобовое, но и поглядывать в боковые — машина будет вести себя понятнее, устойчивее и стабильнее. Направьте взгляд вбок на выход из поворота, и вы пройдете его гладко. Посмотрите на бетонный забор впереди, и шансы проверить его на прочность вашим автомобилем увеличатся.

Не делать резких движений

Если вы подруливаете, подтормаживаете, нервно нажимаете на разные педали и вообще всеми способами пытаетесь скорректировать свои маневры — значит, вы делаете что-то не так. Точнее — все. За рулем нужно быть уверенным в себе и в машине. И рассчитывать скорость входа в поворот. Это полезно как на треке, так и дорогах, где участников движения больше, чем один.

Ценности00:1620 ноября

«Моим любимым клиентом был Кобзон»

Портной Сэмми Котвани знает все о том, как должны одеваться знаменитости