Экономика
00:27, 28 мая 2016

«Мы не можем вернуться в Крым» Герман Греф об экономических ямах прошлого и цифровом мире будущего

Герман Греф
Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

27 мая в Москве состоялось годовое собрание акционеров Сбербанка — пожалуй, ключевое событие в финансовой жизни страны с начала 2016 года. Президент Сбербанка Герман Греф оценил трудности двух лет экономического кризиса в России, рассказал о цифровом будущем мира с роботами и 3D-принтерами и о трудностях работы в Крыму. «Лента.ру» приводит ключевые тезисы выступления Грефа.

О новой экономической реальности

Экономический ландшафт всего мира меняется, формируется новая реальность. Европа столкнулась с крупнейшим миграционным кризисом со времен Второй мировой войны, а производство уходит из Китая и возвращается в Соединенные Штаты. Рост в развивающихся странах замедляется — из них в прошлом году утекли 735 миллиардов долларов.

Россия тоже ощущает на себе последствия глобальных сдвигов. «Мы прожили очередной очень непростой год. Второй год экономического кризиса в стране», — отметил президент Сбербанка, оценивая итоги 2015 года. Стоимость сырья резко упала, но это не кризис, а новая возможность для развития. Впрочем, для России это все еще остается вызовом.

Греф напомнил, что экономика страны в 2015-м упала на 3,7 процента, реальные доходы населения — более чем на четыре процента, реальные зарплаты — более чем на девять. Цены при этом выросли на 12,9 процента. За два последних года каждый четвертый банк закрылся, на финансовое оздоровление остальных было затрачено около триллиона рублей, а Агентство по страхованию вкладов исчерпало свои фонды.

ВВП России в 2016 году сократится на 0,7 процента при нефти за 40 долларов, прогнозирует Греф. «В следующем году при тех же параметрах цены на нефть мы увидим уже небольшой рост экономики», — сказал он и добавил, что этот год будет спокойным, «если ничего сверхъестественного не произойдет».

Греф подчеркнул, что 2014 год был тяжелейшим, а 2015 год — просто тяжелым. Но Россия проскочила глубокую экономическую яму.

О возвращении в Крым

«Мы не можем вернуться в Крым, потому что сразу же против нас включатся санкции. Это будет настолько болезненным и для страны в целом, и для Сбербанка, что делать это сейчас нецелесообразно», — ответил Герман Греф на вопрос о восстановлении работы на полуострове.

Украинская «дочка» Сбербанка прекратила работать в Крыму 7 мая 2014 года. После того как Республика Крым присоединилась к России, Национальный банк Украины запретил работать там всем украинским банкам, а российский Сбербанк так и не вошел в Крым, опасаясь ужесточения санкций.

На собрании акционеров в 2015 году Греф тоже говорил, что Сбербанк не будет работать в Крыму и Севастополе.

«Когда режим санкций будет смягчен, я думаю, что мы станем одной из первых компаний, которая начнет там работать», — пообещал президент Сбербанка 27 мая 2016 года.

О цифровом мире и инновациях

Чтобы выйти из кризиса, нужно провести масштабнейшие реформы, подчеркнул Греф. Только инновации могут подтолкнуть развитие. Инвестиции в цифровые технологии позволили Сбербанку ускорить рост собственного бизнеса.

Весь мир становится цифровым. Так, стоимость Deutsche Bank — а это огромная финансовая корпорация, история которой насчитывает полтора века — оказалась ниже капитализации платежной системы PayPal, созданной в 1998 году, привел пример президент Сбербанка.

В 2015 году активы, управляемые компьютерами (без участия человека), выросли до 20 миллиардов долларов. В Сбербанке прогнозируют, что их объем вырастет до 450 миллиардов долларов в 2020 году.

Герман Греф напомнил, что компания GA Aviation изготавливает детали для реактивных двигателей на 3D-принтере, в связи с чем у него возникают сомнения, сохранится ли экономический уклад прошлого. «Будет ли нужно традиционное производство? Алюминий? Титан? Самоуправляемые автомобили могут лишить рабочих мест 10 процентов работающих американцев», — предсказывает Греф.

О владельцах Сбербанка

Доля ЦБ в Сбербанке должна быть снижена до 25 процентов. При этом Греф отметил, что вообще не видит смысла в том, чтобы государство владело собственностью. Сбербанк не пострадает от сокращения доли ЦБ, уверен он.

26 мая зампред правления финансовой организации Белла Златкис заявила, что доля иностранных акционеров Сбербанка выросла за год с 43,3 до 45,6 процента. «Нерезиденты в условиях санкций и в условиях давления на Россию полюбили нас, очевидно», — предположила она.

Златкис также сообщила, что 33 процента акций Сбербанка, которые находятся в свободном обращении, принадлежат американским инвесторам, еще 6,24 процента — у европейцев.

Ключевым владельцем Сбербанка все еще остается Банк России. Регулятору принадлежит 50 процентов плюс одна акция финансовой организации.

О дешевой ипотеке

Сбербанк снизит ставки по жилищным кредитам после того, как упадут ставки на всем рынке. В частности, Греф ждет уменьшения ключевой ставки Банка России. «У нас традиционно ипотека чуть-чуть лучше рынка. В принципе, мы готовы снижать ставки», — отметил он.

Ранее, 16 мая, Сбербанк снизил ставки по всей линейке потребительских кредитов в среднем на 1,1-4,1 процентных пункта.

«Снижение достаточно существенное, оно приводит нас к ставке того уровня, который у нас был до начала кризиса, то есть до конца 2014-2015 годов», — комментировала глава департамента розничных нетранзакционных продуктов Сбербанка Наталья Алымова.

О доходах банка и акционеров

В 2015 году банку пришлось нелегко, заметил Греф. Тем не менее результаты оказались неплохими: чистая прибыль составила 223 миллиарда рублей (почти на 70 миллиардов меньше, чем в 2014-м).

Повезло и акционерам, считает президент Сбербанка: «Доход по обыкновенным акциям составил 86 процентов, по привилегированным — 105 процентов».

Всего на выплату дивидендов Сбербанк потратит 44,5 миллиарда рублей — это 20 процентов от чистой прибыли финансовой организации за 2015 год.

По материалам Rambler News Service, ТАСС, «Интерфакса» и Сбербанка.

< Назад в рубрику