Россия в очередной раз пересмотрела свое отношение к продуктовому эмбарго. Из черного списка исключают несколько товаров — без запрещенного сырья отечественные производители не могут нормально работать. «Лента.ру» ответила на семь ключевых вопросов о российских контрсанкциях.
Правительство России решило ослабить режим продуктового эмбарго, который действует вот уже почти два года.
Согласно постановлению кабинета министров, от санкций освобождаются говядина, мясо птицы и овощи (сушеные и замороженные).
Ради детей. Вернее, ради производителей детского питания. Дело в том, что продукты, разрешенные теперь к ввозу, являются сырьем для производства различных пюре, смесей и напитков. В Минсельхозе отметили, что ослабление эмбарго необходимо для поддержки компаний, занимающихся их выпуском.
«В целях стимулирования внутреннего производства детского питания постановление правительства от 27 мая 2016 года предусматривает исключение из-под действия эмбарго сырья, предназначенного только для производства детского питания», — сообщили в ведомстве Александра Ткачева.
Напомним, в июне 2015 года правительство пошло на аналогичный шаг: из-под действия санкций были выведены мальки форели, молодь устриц и мидий. Таким образом власти отреагировали на просьбу производителей из южных и северо-западных регионов России, которые не могли разводить рыбу без зарубежных поставок.
«Дело в том, что мы нацелены на развитие аквакультуры, а генетических ресурсов для воспроизводства рыбопродукции практически нет», — говорил официальный представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко летом прошлого года (цитата по «Российской газете»).
Он пояснил, что во время перестройки в СССР были развалены рыбоводческие хозяйства — не смогли выдержать конкуренции с другими странами после того, как открылись границы. «Племенной скот просто съели. Закрылись предприятия по разведению мальков рыбы», — сетовал Алексеенко.
В августе 2014 года, буквально через две недели после введения эмбарго, правительство вычеркнуло из черного списка мальков атлантического лосося.
Нет, оно остается в силе. Говядину, мясо птицы и овощи можно ввезти в страну только в том случае, если эти продукты будут использоваться для производства детского питания. На стол взрослых россиян они не попадут.
Иными словами, поставщику придется доказывать, что продукты идут на российский рынок только с одной целью: превратиться в детское питание на отечественных заводах.
Как именно Россия будет отделять разрешенные товары от санкционных — пока неясно. Минсельхоз еще только занимается разработкой соответствующего механизма.
Министерству также поручено определять объемы продовольствия, необходимого для российских предприятий детского питания. Ведомство учтет собственное производство сырья в России, а также его производство в странах, на которые эмбарго не распространяется. Только после этого может быть принято решение о ввозе говядины, мяса птицы и овощей из стран, вводивших ранее санкции против Москвы.
Список остается прежним, просто в него добавили исключения.
Итак, по порядку:
свежее и охлажденное мясо крупного рогатого скота;
замороженное мясо крупного рогатого скота (его можно ввозить для производства детского питания);
свинина свежая, охлажденная и замороженная;
мясо и субпродукты домашней птицы (попадет под смягчение);
соленое, сушеное или копченое мясо;
живая рыба (кроме мальков атлантического лосося, форели и декоративных рыбок);
моллюски и ракообразные (молодь устриц и мидий выведены из-под санкций);
молоко и молочная продукция (кроме безлактозного молока и молочной продукции, предназначенной для диетического, лечебного или профилактического питания);
овощи (замороженные и сушеные разрешается импортировать производителям детского питания);
фрукты и орехи;
колбасы;
сыр.
Как видим, под ограничение попадут 12 больших товарных позиций. По шести введены смягчения — их можно поставлять в Россию при определенных условиях.
Не раньше 2017 года. В конце мая премьер-министр Дмитрий Медведев поручил приготовить предложения по продлению контрсанкций. Минсельхоз уже разрабатывает соответствующее поручение.
Ограничение на ввоз продовольствия было введено в августе 2014 года. В июне прошлого года его продлили до 5 августа 2016-го.
После присоединения Крыма к России несколько стран применили против Москвы санкции. Они коснулись энергетической, оборонной, финансовой и других отраслей экономики, а также затронули целый ряд физических лиц.
В ответ на ограничения Кремль ввел продуктовое эмбарго. Под него на данный момент попадают США, ЕС, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн.
У контрсанкций есть плюсы и минусы. С одной стороны, они помогают российским сельхозпроизводителям и пищевой отрасли. Bloomberg писал, что вклад сельского хозяйства в ВВП России вырос до 4,4 процента — это самый большой показатель с 2003 года. Безусловно, эмбарго помогло добиться этого результата. Поэтому главный аргумент в пользу продления ограничений — защита интересов отечественного агропрома.
Дмитрий Медведев говорил, что благодаря пролонгации санкций сельскохозяйственный бизнес получит «более длительный, дальний горизонт планирования инвестиций, о чем неоднократно просили аграрные компании».
Примечательно, что 14 апреля в ходе прямой линии с президентом Владимиром Путиным фермер из Воронежской области выразил обеспокоенность возможной отменой продэмбарго. «Нам хана», — отметил он и пояснил, что если на отечественный рынок вернутся импортные продукты, российские агропромышленники столкнутся с проблемой невыплаты ранее оформленных кредитов.
Негативным эффектом от введения эмбарго стало ослабление конкуренции на российском рынке, которое привело к ухудшению качества продуктов. Например, производители стали злоупотреблять использованием пальмового масла.
Смягчение контрсанкций уже вызвало реакцию у отечественных производителей.
Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин заявил, что решение принималось без согласования с отраслевым сообществом. «Я разочарован, потому что российская говядина и птица (птица вообще у нас одна из самых дешевых в мире) вполне годится для производства детского питания», — сказал он.
Юшин полагает, что ослабление продовольственного эмбарго может спровоцировать появление коррупционных схем: «Возможно, это кем-то может быть использовано как лазейка. Я надеюсь, что механизм контроля будет жесточайший».
Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов сообщил «Ленте.ру», что ослабление эмбарго в части сырья для детского питания может способствовать росту производительности российских перерабатывающих предприятий. По его словам, лучше перерабатывать сырье внутри страны, чем ввозить в Россию готовую продукцию.
Он также добавил, что для снятия реального риска ввоза обычных продуктов под видом сырья для детского питания нужен строгий механизм контроля.