Ни один вид боевой техники, наверное, не хоронили так часто и так долго, как танки, скорую смерть которым предрекали уже в первые годы после их создания. Но танки по-прежнему остаются главным боевым средством сухопутных войск, причем срок их службы резко возрос. Сегодня уже ясно, что основу парка боевой техники большинства армий первого ранга в ближайшие 30-40 лет составят машины, созданные в последней четверти XX века, а многим странам второго эшелона придется довольствоваться и более ранними конструкциями. Поэтому возникло так много предложений по модернизации старых танков, и эти предложения зачастую весьма продвинутые.
Почти весь послевоенный период танки с обеих противостоявших в холодной войне сторон развивались, прежде всего исходя из необходимости победы в дуэли — в непосредственном столкновении с основными и перспективными боевыми машинами противника. Отчасти это требование сохраняется и сейчас, однако в целом дуэльное столкновение танковых подразделений отошло на второй план, уступив место боям комбинированных боевых групп, в которых танк хоть и очень важная, но лишь одна из составляющих боевого порядка. Во многом ситуация вернулась к истокам, когда на заре танковой эры новая боевая машина рассматривалась в первую очередь как средство усиления боевых порядков пехоты. В этом качестве танки чаще всего выступают и сейчас — конечно, с учетом изменений, произошедших за сто лет в самой пехоте.
Сегодня в мире действуют одновременно несколько факторов, определяющих подходы к развитию танкового парка. Помимо уже упомянутого изменения требований, это экономический фактор, выражающийся в резком росте цены разработки и серийного производства новых танков. Наличие огромных запасов техники времен холодной войны, как в арсеналах основных участников, так и в странах второго-третьего эшелона. Наконец, необходимость использовать имеющуюся технику в условиях продолжающегося совершенствования противотанкового вооружения. Все это и породило обширный рынок модернизации танков, на который выходят все новые игроки.
Сама по себе модернизация, конечно же, не нова. Эту проблему решали танкостроители 1930-1940-х годов, усиливая бронирование и вооружение довоенных машин, не говоря уже об инженерах военного времени, приспосабливавшихся к меняющимся условиям боев буквально на ходу. После войны встал вопрос о приведении танков военного времени и первых послевоенных лет в соответствие с ожидавшимися боями с применением ядерного оружия, противотанковых вертолетов и т.д. Сегодня задачи, стоящие перед конструкторами, во многом схожи, но отрезок времени, на который предстоит ориентироваться, рассчитывая очередной вариант модернизации, значительно расширился — до десятков лет.
Одно из наиболее свежих предложений такого рода — вариант модернизации танков М60 Patton от компании Raytheon, более известной в качестве одного из основных разработчиков средств ПВО и ПРО. Фактически Raytheon выступает как системный интегратор программы, включающей в себя использование разработок разных компаний. Ключевой элемент модернизации, получившей название The M60A3 Service Life Extension Program (SLEP), — повышение боевой мощи танка за счет установки 120-миллиметровой гладкоствольной пушки M256, которая должна заменить прежнее 105-миллиметровое нарезное орудие M68.
«У вас есть "железо" 1960-1970-х годов изготовления. Производство многих комплектующих к нему давно утрачено, — поясняет руководитель программы модернизации Римас Гузулайтис, — но многие страны продолжают эксплуатировать это вооружение и нуждаются в его усовершенствовании, устранении недостатков, повышении точности и убойности».
«Мы берем орудие от М1А1, — продолжает он. — Оно значительно более точное, намного более мощное, при этом оно легче и позволяет использовать широкую гамму боеприпасов, производимых партнерами по НАТО».
Как отмечают в Raytheon, совершенствование машины не ограничивается новым орудием. В ходе модернизации М60 получит новый дизельный двигатель, мощность которого возрастет с 750 до 950 лошадиных сил, новую систему управления огнем с дневным лазерным прицелом и ночным тепловизионным, электрический привод вращения башни и, конечно, усиление защиты — как дополнительное бронирование, так и блоки динамической защиты.
Рынок для обновленного М60 определенно есть — в мире остаются в эксплуатации и на хранении около 10 тысяч танков этого типа из 15 тысяч, построенных в 1960-1987 годах. Разумеется, совершенствование М60 не позволит этой машине соревноваться с Т-90 или усовершенствованными вариантами Leopard 2, но, как мы помним, танковая дуэль больше не рассматривается как основная расчетная ситуация, а вне ее такая доработка сделает старый танк значительно более эффективным средством поддержки пехоты в современном бою. Первыми по проекту Raytheon будут модифицированы танки армии Иордании.
Вариант модернизации М60 от Raytheon примечателен тем, что это, по сути, первый серьезный выход в этот сектор американских компаний — прежде соответствующие программы модернизации ранее поставленных машин разрабатывались, в основном, странами-союзниками США. Наибольших успехов на этом поприще добился Израиль, для которого непрерывное совершенствование танкового парка было одной из важнейших стратегических задач на всем протяжении новейшей истории этого государства.
Усовершенствованные Израилем М60 служат в армии этой страны под индексами Magach («Таран») 6 и Magach 7. Номера с первого по пятый были заняты вариантами развития предшествующего Patton — танка М48. Наряду с усовершенствованием системы управления огнем и повышением мощности двигателя, ключевым направлением стало усиление броневой защиты — башня последнего варианта Magach 7C уже практически ничем не напоминает исходный М60.
Еще более продвинутый — вариант модернизации Sabra с установкой 120-миллиметровой танковой пушки. ЦАХАЛ не стал заказывать эту машину, предпочитая строить более современную Merkava, но Sabra заинтересовались турецкие военные. В 2000-х годах с помощью Израиля по этому проекту были модернизированы 170 турецких танков M-60, получившие индекс M60T. В апреле 2016 года один из танков этого типа был подбит террористами запрещенной в России группировки «Исламское государство» с помощью ПТРК «Корнет», однако, судя по опубликованным впоследствии изображениям пораженной машины, критических повреждений не получил.
У российских производителей фронт работ ничуть не меньше. Даже если не брать представителей самого многочисленного в истории послевоенного танкостроения семейства Т-54/55, размноженного с 1946 по 1979 год более чем в 50 тысячах экземпляров, рынок модернизации Т-72, которых в 1970-90-х годах построили около 30 тысяч штук, сулит весьма серьезные объемы.
Частично рынок уже осваивается «Уралвагонзаводом», ведущим серийную модернизацию Т-72Б российской армии в вариант Т-72Б3, однако этот бизнес интересует и других производителей. Свои варианты предлагают бывшие партнеры СССР по Варшавскому договору — от Польши до бывших югославских республик, а также республики бывшего СССР.
Совершенствование идет, главным образом, по тем же направлениям: улучшение броневой защиты — за счет дополнительных броневых листов в лобовой части танка и современных версий динамической защиты типа «Контакт-5» или «Реликт», модернизация системы управления огнем, установка современных прицелов, в ряде случаев — дистанционно управляемых модулей вооружения.
Из наиболее примечательных вариантов усовершенствования Т-72 можно назвать демонстрирующийся «Уралвагонзаводом» с 2013 года танк в обвесе для городского боя. От стандартной машины он отличается значительно усиленной броневой защитой — дополнительным бронированием бортов и кормовой части башни, наличием бульдозерного отвала для разгребания завалов, усиленной бронезащитой зенитной пулеметной установки и улучшенной системой управления огнем. Появление этой машины именно сейчас легко объяснимо боевыми действиями в Сирии, где танки активно используются в качестве средства поддержки пехоты, в том числе в городах. Т-72 демонстрируют высокую живучесть даже в исходном варианте, и модернизация позволит значительно повысить эффективность этих машин в неблагоприятных для бронетехники городских условиях.
Наиболее радикальный вариант модернизации Т-72 — его превращение в машину принципиально иного класса, боевую машину поддержки танков (БМПТ). Исследования в этом направлении ведутся с 1990-х годов. По мнению некоторых специалистов, машины такого типа резко уменьшают потребность в пехотном сопровождении танка, принимая на себя большую часть функций по уничтожению опасных для танка целей. Ключевые козыри БМПТ — развитая система управления огнем и многофункциональность боевого модуля.
Из зарубежных вариантов стоит отметить хорватский М-84D — построенный на основе югославского М-84, который в свою очередь представляет собой лицензионную копию советского Т-72М. Отличающийся от оригинала значительно возросшим уровнем защищенности, более мощным двигателем и усовершенствованной системой управления огнем, М-84D считается одним из самых удачных вариантов модернизации Т-72, однако в крупносерийное производство этот танк не пошел. Из постсоветских машин можно выделить казахский вариант модернизации, известный под названием «Шыгыс» — «Восток», но этот танк, козырем которого также является значительно возросший уровень защиты, тоже пока не запущен в серию.
Различные версии модернизации старых машин неизбежно будут предлагаться и впредь — цена и сроки разработки танков нового поколения практически не оставляют иных вариантов совершенствования танкового парка тем, кто не готов платить за новые машины от 5-6 миллионов долларов за единицу и выше. И даже страны, разрабатывающие и строящие технику нового поколения, включая и Россию с ее новинкой — Т-14 «Армата» и другими машинами на этой платформе, потратят на замену основной части парка весьма длительное время. Результат предсказать несложно: многим танкам холодной войны предстоит встретить в строю столетие со дня создания своего первого варианта — не исключено, что и со дня физической постройки. Хотя чем будут вооружены разменявшие век условные «Т-72Б15М6» и как они будут защищены, мы пока не знаем.