Россия
16:30, 21 июня 2016

«У этого лета будет своя история» Что говорят о трагедии в Карелии очевидцы, их близкие и друзья

Петрозаводск. Акция в память о детях, погибших на Сямозере
Фото: Илья Тимин / РИА Новости

Похороны жертв карельской трагедии пройдут в Москве в ближайшие дни. 14 московских школьников 12-14 лет не вернулись из маршрута по Сямозеру. Все они отдыхали в детском лагере «Парк-отель Сямозеро», куда получили путевки от департамента соцзащиты Москвы. Тело четырнадцатого ребенка до сих пор ищут спасатели. Столичные власти возьмут на себя все расходы по погребению.

В трехдневный водный поход по Сямозеру отправился отряд из 47 человек. Их сопровождали четверо вожатых. Ребята попали в шторм. Искать их начали спустя почти сутки после крушения. Сейчас уже установлено, что в лагере не соблюдались правила безопасности. У администрации не было разрешения на походы за пределами территории лагеря. 20 июня самолет со спасшимися детьми прибыл в Москву. «Лента.ру» собрала в социальных сетях свидетельства родителей и очевидцев.

Сказали, чтобы не баловался, и повесили трубку

Марина Нефедова: Сегодня был и страшный, и радостный, и заставивший о многом задуматься день... Сегодня вместе с мамой моей ученицы я поехала встречать детей, вернувшихся из Карелии... Но сначала о другом! В поход пошли две Юли: Юля С. — «моя», и Юля К., о которой так много уже рассказали (девочка, доплывшая до берега и позвавшая на помощь — прим. «Ленты.ру»). Юля К. была в лагере с братом. Меня попросили взять координаты Юли К., а мальчик слушал меня, объяснявшую, зачем мне их телефон, и тихо отпивал сок из стаканчика. Кивнув, он вдруг произнес: «Скажите, а как так могло случиться: с нами был мальчик Женя, самый маленький... Потом мы стали тонуть... Женя как-то дозвонился до МЧС (думаю, это был номер 112), закричал, что мы тонем, и стал просить о помощи. Ему сказали, чтобы он не баловался, и повесили трубку... Он утонул...». [Позже в МЧС заявили, что звонков от терпящих бедствие в диспетчерскую службу не поступало] 32 года я работаю в школе, но впервые от детского вопроса мне захотелось провалиться сквозь землю. Мне было стыдно за наш мир, нашу страну, наш город.

(...) Мы ехали до дома Юлиной семьи минут 40, а она все говорила и говорила. Рафт, в котором была «моя Юля», наткнулся на камни возле какого-то маленького островка, и дети решили на нем остаться: хоть какая-то земля под ногами. «Там были камни, елки и пауки. Но мы решили ждать. Вдруг кто-то еще выберется. Когда с нами связались и сказали, что приплывут за нами, мы ответили: ищите других, у нас все нормально. Спали на камнях и еловых ветках и все время ждали других. Потом узнали, что погибли... Девочка не смогла выплыть, потому что ударилась ногой об камни... Вожатая держала двух девочек за руки и совсем выбилась из сил, одна сказала, что поплывет сама, и утонула...» Четырнадцать историй смерти в Юлькины 14 лет! 
Люди! Вы способны сутки ждать помощи на голом острове и отказываться от помощи и еды, думая о других? А это дети!

(...) «Моя Юля» никогда не будет прежней. И я никогда не буду той, какой была два дня назад. А у Юли К. в самолете начался «отходняк». Говорят, это было громко и страшно. Во всяком случае, когда я наконец-то увидела ее и подошла, чтобы обнять, она была почти безжизненной и пахла костром. У девочки не было сил ни на что...


Действительно, из вожатых никто не погиб, но они пытались спасти детей. Об этом говорят сами ребята. Юля привезла с собой две чужие куртки — это девчонки-практикантки пытались ее согреть.

Вера С.: Она молодцом, держится, но не верит, все повторяет: «я же еще позавчера с той девочкой в карты играла, а тот мальчик был самым лучшим рулевым...» И я вроде понимаю, что нельзя ей все время про это читать, надо как-то отвлечь, но оторвать ее от новостей в интернете и телевизора невозможно было... Мы гуляли с собакой, а она все — «я не верю, мне снилось, что это розыгрыш...» И все говорит — «вожатые не виноваты, они старались всех спасти, они молодцы... И нам там так нравилось в том лагере, и в Москву я не хотела...» И вот получается: и нравилось в лагере, и вожатые молодцы, но вот такая трагедия... И невозможно представить себе боль родителей, приехавших на опознание. И боль девочки-подростка, которая потеряла 14 своих друзей в веселом летнем туристическом походе...

Ирина Ч.: У меня ребенок считает себя виноватым в смерти друзей!!! А виноват по рассказу ребенка получается замдиректора Вадим, который проигнорировал МЧС (штормовое предупреждение — прим. «Ленты.ру») и все равно вывел детей на воду!!!

Владимир Голуенко: Плачу. Дочь нашлась на островах. До сих пор она мне говорит, что в лагере ей нравилось. Проблемы были, но они могли бы их пресечь, те, кому они казались критичными. И те, кто обязан был проверять социальные лагеря по жалобам тех родителей, кто считал, что это неприемлемо...

(...) Отзывы про лагеря любые почитать, так одним нравится, другим нет — я в прошлом году откровенно плохих отзывов не нашел, а выбора в тот год особого у меня не было... А в этом году дочка САМА постоянно просила в этот лагерь ее отправить... И сейчас если бы не гибель детей, то, я думаю, встречали бы их в конце смены счастливыми от пережитых трудностей... Если бы там было откровенно плохо, то дети нашли бы, как известить родителей... И да, если бы там разрешили поездку родителей с детьми, то было бы все очень круто...

Истории последнего лета

Амалия Широких, 12 лет

В социальной сети «ВКонтакте» один из последних постов девушки: «У этого лета будет своя история». Сейчас на ее страничку приходят одноклассники и оставляют поминальные записи. Немного банальные, но искренние: «Маль, я постоянно вспоминаю, как мы плакали, как ссорились, как нас все ненавидели… И тут тебя не стало, да этого просто не может быть!!!»

Василий Дудоров, 13 лет

По словам одноклассников — веселый парень. Возможно, мы потеряли будущего конструктора или инженера. Василий вел собственный канал на YouTube. Рассказывал, как сконструировать важные для мальчишек вещи из подручных материалов.

Арсений Балакирев, 13 лет

В анкете в социальной сети мальчик указал, что главное в людях — это юмор и жизнелюбие. А в жизни самое ценное — семья и дети.

Геннадий Шевадров, 13 лет

Путевка мальчику досталась практически случайно — в последний момент от нее отказались родители восьмилетнего ребенка. В соцзащите многодетной семье, в которой росли пятеро детей, предложили кого-нибудь из них отправить в Карелию. На семейном совете решили, что поедет Геннадий.

Арина Кочнева, 12 лет

В фойе московской школы №1925, где она училась, до сих пор выставка рисунков ребят. Есть там и работы Арины. Одноклассники говорят, что в День Победы высаживали возле школы Аллею Памяти. «Дерево осталось, а Арины нет».

< Назад в рубрику