Экономика
15:11, 24 июня 2016

Фунт лиха Почему экономика ЕС рискует рассыпаться после Brexit

Григорий Коган
Марат Селезнев
Фото: Michael Kappeler / dpa / Globallookpress.com

Британцы проголосовали против единой Европы. Рынки отреагировали нервно — биржи обвалились, курсы валют лихорадит, а котировки нефти пережили сильнейшее за последние недели падение. Россию Brexit задевает косвенно — в основном через дешевеющее черное золото. Эксперты твердят, что рынки скоро успокоятся. Но в то же время предупреждают о грядущей глобальной перестройке европейской экономики — пример Великобритании может заставить остальные страны задуматься о полноценной независимости.

Россия накаркала

«Мое гадание, что с маленьким преимуществом победят сторонники того, чтобы остаться, что Brexit не будет», — спрогнозировал 23 июня министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Чиновничье гадание не сбылось. 51,9 процента участников референдума (17,41 миллиона британцев) сказали Европе «нет».

Примечательно, что в этот же день Счетная палата России попыталась объяснить, почему Минэкономразвития испытывает трудности с прогнозами: почти все министерства и структуры просто не обеспечивают Улюкаева достоверными данными. Что ж, у Минэкономразвития вряд ли есть под рукой ведомство, способное замерить уровень евроскептицизма жителей Туманного Альбиона. Отсюда и ошибочные пророчества.

От тревоги к катастрофе

Прогнозы об экономическом будущем Европы и России после Brexit сильно разнятся.

Министр финансов Антон Силуанов, к примеру, заговорил о «черных лебедях» (так в экономике называют редкое, непредсказуемое и очень значимое событие). Он считает, что надежды на восстановление мировой экономики были чересчур оптимистичны. «Один "черный лебедь" в текущей хрупкой ситуации может потянуть за собой и других», — предупредил глава Минфина. Задача РФ в этих условиях — быть готовой к неприятностям. «Для России это означает падение нефти, ослабление рубля, рост волатильности финансовых рынков, в первую очередь», — отметил чиновник.

Главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач сумел разглядеть в итогах референдума пользу для России. «В перспективе, я считаю, такие неурядицы и конфликты на европейском финансовом рынке могут, скорее, вернуть интерес к бумагам emerging market (развивающихся рынков — прим. «Ленты.ру») и России в том числе», — заявил он.

Спокойнее всех отреагировал бывший глава Минфина Алексей Кудрин. Существенного влияния на Россию и ЕС Brexit не окажет, уверен он. «У нас свои проблемы, более чувствительные. Думаю, ЕС придет в себя, но как ЕС, так и Великобритания станут экономически слабее. Но катастрофы не произойдет, хотя на финрынке будет краткосрочная нестабильность», — написал Кудрин в своем Twitter.

Нефтяная буря

Экономической катастрофы, может, и не будет, но сейчас все ее признаки налицо.

24 июня курс фунта рухнул сразу на 10 процентов — до уровня 1985 года (1,348 доллара). К 6:00 мск стоимость нефти Brent на лондонской бирже ICE обвалилась более чем на шесть процентов. Эталонный сорт подешевел до 47,59 доллара за баррель, отступив от уже привычного уровня в 50-51 доллара. К 13:00 мск марка Brent чуть-чуть подросла — до 48,58 доллара.

Европейские биржи ожидаемо упали. В самой Великобритании основной индекс FTSE 100 к 13:00 мск просел на 5,09 процента. Во Франции индекс CAC 40 снизился на 7,78 процента. Немецкий DAX — на 7,16 процента.

Российская валюта также отреагировала очень нервно. На фоне быстрого падения нефтяных котировок доллар подорожал почти на два рубля. К часу дня американская валюта закрепилась на уровне 65,5 рубля. Пара евро/рубль при этом особо не колебалась, остановившись днем у отметки 72,8. Что опять же наглядно демонстрирует, как сильно российская валюта привязана к «черному золоту» (несмотря на слова Силуанова о том, что рубль обрел-таки независимость от углеводородов).

«Brexit влияет на нефть, поскольку это ключевое событие, которое может стать первым на пути разобщения ЕС», — отметила в беседе с «Лентой.ру» главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова. Инвесторы бегут из рисковых активов (вроде нефти), пояснила она. «В целом мы ждем, что период повышенной турбулентности будет непродолжительным, если Великобритания и ЕС смогут договориться об удовлетворяющих бизнес и финансовую систему условиях "развода"», — говорит аналитик.

Затормозить падение нефти не смогла даже неплохая макростатистика от Международного энергетического агентства, опубликованная в середине недели, указывает финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. Он напоминает, что запасы нефти в США снизились почти на миллион баррелей, а объем добычи упал до 8,68 миллиона бочек в день. Обычно это ведет к долгосрочному росту котировок (или хотя бы к их стабилизации). «Очевидно, что участники рынка ожидают заметного сокращения спроса на сырье на фоне замедления крупнейших европейских экономик после разрыва связей и нестабильности на валютном рынке», — комментирует эксперт.

Успех — повод для развала

«Маловероятные события изредка случаются», — сказал «Ленте.ру» советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов (накануне плебисцита он говорил, что шансы евроскептиков на успех крайне низки).

Бурную реакцию рынков эксперт назвал эмоциональной и не основанной на фундаментальных факторах. Достаточно скоро все успокоятся, а котировки вернутся к прежним уровням. Британцам же не стоит опасаться потрясений. «От снижения ВВП на полтора процента еще никто не умирал. Это чувствительно, но немного. Да и не факт, что такое снижение будет вообще», — сказал он.

Здесь куда интереснее другое. Если Великобритания сможет жить нормально без своих соседей по ту сторону Ла-Манша, а экономика Соединенного Королевства продемонстрирует рост, это послужит сигналом для всей Европы.

«Даже небольшой экономический рост даст мощнейший импульс всем евроскептикам», — полагает Хестанов. По оценке эксперта, такое развитие событий вполне вероятно: «Квартальные данные у них неплохие, так что у британцев не такие уж маленькие шансы на успех». Будущее Евросоюза теперь во многом зависит от состояния британской экономики, заключил эксперт.

< Назад в рубрику