27 июня бывшего премьер-министра Молдавии, бывшего лидера правящей Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Владимира Филата приговорили к девяти годам тюрьмы. Кроме того, он лишился имущества и государственных наград, а еще должен заплатить штраф в размере 60 тысяч леев (около 3 тысяч долларов) и возместить 15,5 тысяч леев (почти 800 долларов) судебных издержек. Вердиктом недовольны и обвинение, и защита. Прокуроры требовали для Филата 19 лет заключения: приговор судей они считают «слишком мягким, не соответствующим тяжести преступления». Адвокаты же говорят о заказном характере процесса и намерены, если не получится в Молдавии, обжаловать дело в Европейском суде по правам человека. В любом случае и те, и другие готовят жалобы в Апелляционную палату Кишинева. В громкой истории разбиралась «Лента.ру».
С сентября прошлого года в Молдавии продолжается политический кризис. Периодически в Кишиневе проходят митинги протеста, которые сопровождаются беспорядками. Поводом для этого послужила так называемая кража века — скандал, разгоревшийся в связи с выводом из трех крупнейших банков страны в офшоры миллиарда долларов. С этим преступлением связывают имя Владимира Филата. Бывший премьер был задержан 15 октября 2015 года прямо в зале заседаний парламента, едва депутаты успели проголосовать за снятие с него иммунитета. Произошло это после выступления тогдашнего генпрокурора Корнелиу Гурина, который с трибуны высшего законодательного органа страны объявил Филата причастным к выводу миллиарда долларов из молдавских банков в офшоры.
Процесс над Филатом проходил в закрытом режиме, что вызвало недовольство правозащитников и бурную дискуссию в обществе. Комментируя этот факт для молдавских СМИ, министр юстиции Владимир Чеботарь заявил, что «по этому делу проходят свидетели, которые проходят и по другим уголовным делам», и их обнародованные показания нарушат тайну следствия и в конце концов «разрушат другие дела, связанные с кражей миллиарда». Журналистов и правозащитников пустили в зал заседаний суда только во время оглашения приговора. Филат получил срок за «извлечение выгоды из влияния и пассивную коррупцию». Суд также постановил конфисковать у него четыре автомобиля общей стоимостью 4 миллиона 524 тысячи леев (228 тысяч долларов), недвижимость и земельные участки на сумму 791 миллион 298 тысяч леев (почти 40 миллионов долларов).
Филат назвал приговор незаконным. Виорел Чиботару, сменивший его на посту лидера ЛДПМ, сказал журналистам, что «нынешний судебный процесс вызывает большие сомнения», а с бывшим премьером, по его мнению, обошлись несправедливо.
В интервью «Ленте.ру» известный молдавский блогер и гражданский активист Илья Киселев высказал такое мнение: «Приговор неадекватен, так как не полностью раскрыта роль Филата в "краже века". Статья, по которой его судили, не охватывает всего того, что совершил этот человек. Наказания он заслуживает, причем более строгого, чем получил. Скажем, конфискация имущества не затрагивает всех его активов, приговор суда касается только видимой части айсберга, остальные части надежно спрятаны». Общественник указывает и на другие детали: «К тому же — во всяком случае, так известно общественности — арест Филата и его обвинения строились на показаниях Илана Шора (молдавский бизнесмен, супруг российской певицы Жасмин — прим. «Ленты.ру»), которого арестовали как раз накануне оглашения приговора экс-премьеру. Все это вызывает массу вопросов».
Один из богатейших людей Молдавии — бизнесмен Илан Шор — был задержан сотрудниками Центра по борьбе с коррупцией 22 июня. Уже 24 июня суд постановил продлить ему меру пресечения на 30 дней. Шор проходит основным подозреваемым по уголовным делам, связанным с выводом из страны в офшоры миллиарда долларов. Предположительно в афере были задействованы три молдавских банка, к которым Шор имел непосредственное отношение. В Banca de economii, крупнейшем в стране финансовом учреждении, где треть акций принадлежала государству, Шор занимал пост председателя админсовета. Два других банка — Unibanca и Banca Sociala — он контролировал через людей из ближнего окружения и родственников, которым принадлежала часть акций в этих учреждениях. Все три банка были объявлены банкротами и ликвидированы осенью 2015-го.
Несмотря на то что имя Шора фигурирует в отчете детективов американской компании Kroll, приглашенных молдавским правительством для расследования «кражи века», и в уголовных делах, открытых Генпрокуратурой по этому же поводу, бизнесмену до сих пор удавалось выходить сухим из воды. В мае 2015 года ему предъявили обвинение в хищениях средств из банковского сектора в особо крупных размерах и поместили под домашний арест, который, впрочем, вскоре отменили. В октябре прошлого года бизнесмен оформил явку с повинной, собственноручно расписав на нескольких листах, какие услуги как банкир он оказывал Владимиру Филату, когда тот был главой правительства, и какие взятки передавал экс-премьеру. Сумма «подарков» в виде наличных денег и дорогих авто составила 250 миллионов долларов. На основании этих показаний Филат и был арестован.
Юрист и бывший директор молдавского аналога ФСБ — Службы информации и безопасности (СИБ) — Анатол Плугару в беседе с «Лентой.ру» пояснил: «Действия любого следствия должны быть связаны между собой. Шор оставался до сих пор на свободе только потому, что он сотрудничал со следствием. Возможно, год назад у органов не было особых данных против него, и если бы Шора закрыли, он замкнулся бы и не выдал никакой информации. Могла быть разрушена вся доказательная база». Эксперт предположил также, что в качестве поощрения за сотрудничество «прокуроры дали Шору возможность спрятать концы в воду». При этом, по мнению Плугару, оставлять бизнесмена на свободе нельзя: «Слишком шумным получилось дело о хищении банковских средств. Сидеть теперь Шору долго и нудно».
«Арест Шора является уловкой властей для того, чтобы хоть как-то оправдать перед обществом приговор в отношении Филата. Потому как чем ближе был день приговора, тем чаще возникал вопрос "А почему Шор, признавшийся, что дал взятку в 250 миллионов долларов, до сих пор на свободе?". Но я уверен, что как в отношении Филата, так и в случае с Шором мы имеем дело не с юстицией, а с профанацией правосудия — до тех пор, пока на свободе будет главный организатор "кражи века" Плахотнюк», — указывает бывший депутат парламента от коммунистов, журналист Александр Петков. Вице-председатель правящей Демократической партии, олигарх Владимир Плахотнюк — давний соперник Филата. В СМИ и в обществе есть версия, что Плахотнюк с помощью серых схем и своих людей захватил государственные институты, в том числе суд и прокуратуру, а также подкупил часть депутатов парламента. Большинство экспертов сходятся во мнении, что арест Филата произошел по отмашке Плахотнюка.
Аналитики отмечают, что Филат и Шор — первые ласточки, но не последние. Расследование о «краже века», уточняют они, втянет в водоворот и других представителей политического бомонда. В их числе лидер Европейской народной партии Юрий Лянкэ, занимавший пост главы правительства с мая 2013-го по февраль 2015 года; теперь уже бывший вице-председатель ЛДПМ Валерий Стрелец, возглавлявший кабмин с июля по октябрь 2015 года; бывший генпрокурор Корнелиу Гурин; бывший глава Нацбанка Дорин Дрэгуцан и другие официальные лица, в основном с приставкой «экс-». Как заявил в эфире одного из местных частных телеканалов бывший руководитель Службы по борьбе с отмыванием денег Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Михаил Гофман, власти знали о хищениях в банковской системе еще в 2013 году, но никаких мер не принимали.
По свидетельству Гофмана, еще в 2013 году в НЦБК была создана секретная группа, которая занималась расследованием выдачи «плохих кредитов» и проведением странных транзакций в «Экономбанке» (Banca de economii). Собранную информацию передали руководству страны — президенту, председателю правительства, спикеру парламента, а также в Генпрокуратуру. Но реакции не последовало. Гофман утверждает, что целью лиц, разработавших эту схему, был контроль над валютными резервами Нацбанка. Вместе с тем он уверен, что схема была разработана зарубежными службами. Специалист по раскрытию преступлений, связанных с отмыванием денег, рассказал и о существовании длинного списка лиц, составленного по политическим критериям. «Многие из этого списка будут привлечены к ответственности. И первым следом за Филатом и Шором пойдет Юрий Лянкэ», — уверен Гофман. А сам он, по его словам, был уволен из НЦБК именно после того, как раскрыл схему хищений в банковской системе страны.