Новости партнеров

«Когда ты приезжаешь в этот город, он сразу твой»

Директор МАММ Ольга Свиблова о том, что такое культура в Норильске

Ольга Свиблова
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

«Лента.ру» поговорила с куратором-искусствоведом и директором московского Мультимедиа Арт Музея (МАММ) Ольгой Свибловой, которая год назад показывала в Москве фотовыставку «Норильский комбинат. 8 десятилетий», а позже привозила ее в Норильск.

Почему так важно было показать историю Норильска в фотографиях?

Ольга Свиблова: Мы давно работаем с российскими городами — с 1997 года. Интерес к Норильску возник не вдруг, не случайно. Когда речь идет о большой стране, нужно понимать, что она неоднородна. Лондон — это не Британия, Нью-Йорк — не Америка, а Москва и Санкт-Петербург — не Россия. Каждый человек — это текст в контексте, и его жизнь — кусочек, встроенный в большой организм.

Поэтому в 1997 году мы создали проект «История России в фотографии». Нас никто не просил и нам никто особенно не помогал, если не считать последние два года. Программа сама собой предполагает обращение к регионам. История страны писалась не только теми, кого притягивали две столицы, поэтому мы заказывали много съемок в провинции. У нас оказался огромный архив материалов о Норильске — это репортажные снимки великого Всеволода Тарасевича. Он приезжал в этот город несколько раз. Норильск Тарасевича — фантастически прекрасен. Удивительные лица, улицы, автобусы, машины, снежные вихри. С одной стороны, ты видишь то же, что было в Москве и Петербурге, а с другой — чисто норильское, чего больше нигде нет.

В чем особенность фотоистории Норильска?

История Норильска не такая уж большая, и она оказалась достаточно хорошо сфотографирована. Бесконечно благодарны Госархиву, который показал нам альбомы, сделанные для службы безопасности. Это снимки опытных фотографов, но правоохранительные органы не интересовались их именами. Если будет возможность, мы обязательно эти имена найдем, потому что качество их съемки потрясающее. Нам дали отсканировать фотографии, чтобы мы смогли показать их на выставке.

Интересно было увидеть Норильск как город-сад. Там росли помидоры огромного размера и паслись коровы! Создавалось впечатление, что это не Норильск, а, к примеру, Сочи. Я спрашивала у местных жителей: «А сейчас-то вы такие овощи выращиваете?». Они говорят: «Вырастить-то можно, но по цене платины». Легче привезти, в общем.

Как восприняли вашу выставку в Москве и Норильске?

Выставка была дико популярной в столице, что удивительно. Она открылась поздней весной и работала все лето. Так вот, мы редко наблюдали такую невероятную посещаемость, как на Норильске. Рядом были западные шедевры, а люди ходили смотреть Норильск — я не могу объяснить этот феномен. Но фотографии хорошие, это правда.

В сам Норильск мы везли выставку с радостью. Местные жители… Хотя «местные жители» — это весьма условное понятие, потому что потомков первых поселенцев там очень мало, люди в основном приезжие. Зато когда ты приезжаешь в этот город, он сразу твой. Это не Париж и не Москва, где ты десятилетиями пытаешься обустроиться и освоиться. Суровые условия мгновенно привязывают тебя к этому месту. Так вот, то, как местные жители восприняли выставку, — это невероятно. Очень тепло. И нас дружелюбно встретили в местной художественной галерее. Работники замечательно выстроили пространство экспозиции. Нам это показалось трогательным. Мы с ними сдружились, постоянно общаемся, делимся новостями.

Что вас поразило в самом Норильске во время поездки?

Перед поездкой меня долго готовили: мол, запасайся теплыми вещами. Я прибыла в Норильск строить выставку осенью после летнего отдыха. Удивительно, но побывав до этого в Черноморье, я впервые за лето почувствовала себя счастливой. Я влюбилась. Фантастическое начало золотой осени. В Норильске почти нет деревьев, лишь тоненькие чахоточные прутики, но все, что на них золотилось, было невероятно.

Из-за особых природных условий дома там довольно быстро разрушаются. Но эти жилища нельзя снести, потому что некуда вывезти мусор и негде зарыть, да и нельзя — вечная мерзлота. Выходит, что живое и мертвое существуют в одно время и в одном месте. В этом есть что-то необыкновенное, русское.

Чудесные люди особого сорта. В Норильск приезжает много инородцев из бывших советских республик, а уехать, уйти невозможно. У людей, казалось бы, есть все, чтобы покинуть это место с изматывающим климатом. Они понимают, что надо уезжать, но настолько вросли в городок, что это состояние может длиться десятилетиями.

В Норильске прочное интеллектуальное, культурное сообщество. Это понятно, все-таки туда, где раньше был ГУЛАГ, ссылали много образованных людей. Они, эти культурные хлюпики, и стали первыми строителями города. Вообще, культура в Норильске сильна и всегда была такой. Климат не располагает к прогулкам в парках. Что остается? Книги и искусство. Или телевизор. В этом местечке очень хороший дом культуры с множеством обучающих программ. Его поддерживает «Норникель», он действительно печется о благе города, понимает, что это важно. Вообще, «Норникель» как градообразующее предприятие действительно много делает для Норильска, и в сфере культуры в том числе.

В чем значимость региональной культуры, почему нужно ее развивать в таких маленьких и закрытых городах, как Норильск?

У нас когда-то была большая региональная культура, но советская власть все централизовала, оставив лишь островки. Сегодня культурная жизнь в провинции пытается отстроиться заново. Работать там очень интересно — мы встречаемся с благодатной, голодной на культурные события публикой.

Возводить дворцы культуры — неплохая идея. Раньше дом пионеров, к примеру, давал ребенку хоть какое-то художественное образование. Мы пели, танцевали, занимались музыкой и прочее. Но, на мой взгляд, строить такие дома необязательно: в каждом городе есть множество зданий, которые можно переоборудовать под те или иные нужды. Возьмем опять же Америку с ее совсем небольшой 200-летней историей: там везде, даже в крошечных населенных пунктах, замечательные музеи, театры, иногда даже оперные театры, которыми люди гордятся. Без такой местной культуры люди не растут. Не было бы больших мечтателей, великих ученых, художников.

Приведу в пример Сингапур — это общество без культуры. Сейчас страна тратит баснословные деньги на то, чтобы выстроить культуру. Власти возводят музеи, концертные залы, проводят выставки и всячески поощряют тех, кто всем этим занимается. Если ты приезжаешь в Сингапур трудиться в этой области, то тут же получаешь гражданство. Страна поняла, что без культуры развитие невозможно. Но Сингапур — маленький кусочек суши, который не сравнить с Россией. Обустроить такую огромную территорию нашего государства совершенно невозможно без культуры. Поэтому культура на местах важна и взрослым, и детям. Хороший концерт или выставка ведь всякий раз меняет тебя, дает новые силы — это нужно не только жителям столиц.

Если вернуться к Норильску, то мы ведь не только привезли туда наши фотографии, мы и увезли очень много — и материала, и простого человеческого тепла. Этот город, пожалуй, самое экзотическое место, в котором я побывала. Там люди жить, по идее, не должны, но они живут, создают жизнь. Было очень интересно с этой жизнью там встретиться.