Россия

Инфраструктура постиндустрии О том, как технологии меняют жизнь мегаполиса

Фото: Наталья Гарнелис / ТАСС

Внедрение новых технологий и стандартов благоустройства легло в основу глобального изменения уличного пространства Москвы. По словам специалистов, широкие гранитные тротуары, новые зеленые насаждения и современное освещение — это лишь первая, видимая часть перемен. Другие изменения станут заметны со временем: в городе снизится уровень шума и загрязнения воздуха. Однако наиболее важные изменения коснутся сознания горожан, которым предлагается покинуть замкнутое личное пространство и населить своими идеями развернувшуюся в их сторону городскую среду. Об этом, как и многом другом говорили на открывшемся вчера Московском урбанистическом форуме (МУФ), где работают корреспонденты «Ленты.ру».

Прорывы и барьеры

Москва вслед за ведущими мировыми столицами несколько лет назад включилась в работу по целостному благоустройству городского пространства. Общественное пространство, которое в предыдущие годы существовало в Москве на самом зачаточном уровне, заняло центральную позицию в стратегии развития города и теперь активно впитывает в себя западные интерактивные и адаптивные технологические платформы.

«Для нас самый актуальный вопрос не технологическая революция в новом строительстве, а как должен меняться старый город, учитывая новые технологии», — отметил на одной из панельных дискуссий урбанистического форума заместитель мэра Москвы по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Петр Бирюков.

Основная мысль Бирюкова в том, что технологический прорыв обеспечивается не только за счет каких-то инновационных технических средств, но и посредством внедрения новых стандартов работы с уже имеющимся оборудованием.

В качестве примера он привел историю войны Голландии с Испанией в начале XVII века, когда именно новые стандарты в подготовке фламандских солдат позволили маленькой стране одержать верх над мощной империей.

В Москве на пути передовых подходов к благоустройству и реализации проекта умного города встали административные барьеры. При подготовке к масштабной реконструкции улиц выяснилось что за различные участки работ здесь отвечает 15 служб и управлений. В Бостоне или Нью-Йорке, для сравнения, — в три раза меньше.

«Есть трудности в коммуникации специалистов из разных областей, — подчеркнул заммэра. — Люди порой не понимают друг друга, говорят на разных языках, отстаивают свои ценности. Во многом такая же ситуация возникает при общении представителей разных департаментов».

И вот в этих порой конфликтных условиях в каждое из этих управлений и ведомств приходят новые технологии. И везде они служат разным целям, иногда даже противоположным, что сказывается на их эффективности.

«Где-то акцент сделан на энергосбережении, где-то — на повышении безопасности за счет большей освещенности, — отмечает Бирюков. — В одном месте говорят об интенсификации малого бизнеса, в другом — об увеличении транспортно-пропускной способности за счет сокращения парковок».

Техническое перевооружение, по его словам, — процедура довольно затратная. И только единство подходов в работе всех задействованных в благоустройстве структур может гарантировать, что деньги не потратят впустую.

Внедрение новых стандартов благоустройства — революционный шаг в сторону совмещения векторов тяги различных структур. Отсюда скорость и масштаб нынешних перемен.

«Для каждого из десяти типов улицы по расположению, значению, интенсивности использования свой стандарт, — подчеркнул Бирюков. — Он регулирует все — от вида бордюрного камня до полосы дорожного движения, от частоты пешеходных переходов до типа освещения».

Во время строительных работ по благоустройству Тверской улицы

Во время строительных работ по благоустройству Тверской улицы

Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

Логика каждого стандарта соответствует опыту мировых столиц. Их использование позволяет экономить и облегчает контроль за работами. Теперь правительство города планирует расширить практику применения стандартов благоустройства с улиц вообще на все общественное пространство.

Перерытые в этом году улицы (их 52), по словам Петра Бирюкова, будут полностью готовы к 1 сентября. В том, что работы завершатся в срок, он не сомневается и даже привел в пример строительную «спецоперацию» на Тверской улице, когда движение на ней полностью перекрыли на 48 часов.

«Необходимо было сделать 15 поперечных переходов, — рассказывает Бирюков. — Пройти через фундаменты старых зданий, проложить 12 ниток канализаций для кабельных линий. И сделать одну поперечную штробу. Мы сосредоточили на месте 3200 рабочих, 1500 единиц техники. Действовали в круглосуточном режиме. И через 47 часов открыли городское движение».

Осенью на Тверской улице появятся около ста лип. Деревья украсят также Арбат и Садовое кольцо. «А есть ли у нас специалисты по уходу за такими крупными деревьями? Им ведь по 20-25 лет. Эту проблему нужно решать», — заключил заместитель градоначальника.

Отложенный эффект

Стратегия развития Москвы направлена на то, чтобы в будущем общее уличное городское пространство на 30 процентов принадлежало пешеходам (вместо нынешних 10). Личному и общественному транспорту достанется 65 процентов, а оставшиеся 5 — велосипедам.

Еще одна задача нынешнего глобального благоустройства, как известно, — создание такой городской среды, которая бы отвечала запросам научного и экономического развития. Как заявил на открытии форума мэр Москвы Сергей Собянин, новые улицы — это инфраструктура новой постиндустриальной экономики города. Сегодняшние изменения дадут эффект спустя годы.

«При разработке стандартов мы закладывали в них не только те решения, которые можно оценить здесь и сейчас, но и заделы на будущее, — рассказала на форуме директор проектов КБ «Стрелка» Екатерина Малеева. — Решения, которые позволят преодолеть две серьезные проблемы: высокий уровень шума и загрязнение воздуха. Помимо шумозащитных холмов и панелей, это поглощающие звук экраны, гасящие звуковую волну. А еще специальные датчики, излучающие обратную волну и тем самым не позволяющие шуму распространяться».

Кроме того, в дорожном строительстве применяются специальные покрытия, снижающие загрязненность воздуха на 20-30 процентов. Существуют и технологии использования геотермальной энергии для борьбы с гололедом.

«Мне кажется, все эти решения целесообразно применять на вылетных магистралях, где большие потоки машин и пешеходов, потому как вдоль них находятся жилые районы и станции метро», — резюмировала Малеева.

Оживление мертвого

На Западе, который остается для Москвы донором идей и технологий (правда, существенно перекраиваемых под российские реалии), продолжают генерировать новые концепции развития городской среды.

На форуме свою модель озеленения мертвых подземных тоннелей в Нью-Йорке представил основатель проекта The Lowline Джеймс Рэмси (James Ramsey). Как известно, в городе Большого Яблока уже с успехом реализовали проект, превративший в умный парк брошенные железнодорожные эстакады — High Line. Теперь взялись за подземку.

Идея Ramsey в том, чтобы соединить достижения современной науки в области освещения и живую биологическую основу растительности. Проект позволяет моделировать самые разные природные зоны, время суток и климатические условия. Это обширная площадка для экспериментов, результаты которых, возможно, в будущем возьмут на вооружение даже колонизаторы других планет.

Дан Бараш (Dan Barash), приехавший в Москву из Великобритании, говорил о том, что благоустройство в дизайнерской его части должно служить основой совместной деятельности горожан. Без особых фантастических технологий. Такое творчество без авторства. Многим вспомнились клумбы и птицы из старых автомобильных покрышек во дворах на окраине Москвы. Но Бараш привел пример с конструкцией из воздушных шаров.

У него есть идеи и в области освещения. Так, каждый дом (здесь речь идет об индивидуальной застройке) может добавить свой цвет в уличное освещение, тем самым отразив психологическое состояние своих хозяев: радость, грусть и т.п.

Город будущего по-прежнему будет балансировать на грани личных и общественных интересов. Каждый горожанин станет частью общего ментального пространства и в идеале должен иметь возможность его расширять.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.