Власти задумались над внедрением нового механизма контроля. Дефицитный бюджет предлагается пополнить за счет повышения собираемости налогов. Чтобы реализовать эту задачу, нужно точно знать, на что россияне тратят деньги и не зарабатывают ли они лишнего. «Лента.ру» побеседовала с экспертами и выяснила, как реализация правительственных планов скажется на благосостоянии россиян и экономике в целом.
Расходы населения стали предметом пристального внимания правительства. Власти задумались над тем, чтобы ввести в России еще одну контрольную систему, на этот раз — за тратами граждан. Нужно это для того, чтобы вывести «серые» доходы людей на чистую воду, а затем обложить их налогом. Понять, что у человека есть спрятанные от государства финансы, теоретически просто: нужно посмотреть, как сильно он сорит деньгами и какая у него официальная зарплата. Несоответствие между двумя показателями подкинет фискальным органам дополнительную, но приятную работу по сбору средств с неплательщиков.
Примечательно, что инициатива в данном проекте исходит не от Минфина. Министр Антон Силуанов и вовсе сообщил, что во вторник, 12 июля, он провел плановое совещание, на котором не поднимался вопрос о контроле над расходами граждан. Чиновник сказал, что рассматривались проблемы повышения собираемости налогов, борьбы с зарплатами в конвертах и пополнения бюджета.
Действительно, бюджет испытывает острую нехватку средств, дефицит нужно сокращать (президент Владимир Путин требовал, чтобы он не превышал трех процентов ВВП, а с января по май разрыв между доходами и расходами достиг 4,6 процента ВВП), поэтому правительство ищет любые способы нарастить поступления в казну. Повышение собираемости налогов — еще один путь к балансировке бюджета.
Известно, что контроль над расходами россиян пока обсуждается на уровне идеи — никакого механизма (в том числе и наказания) правительство пока не придумало.
Федеральная налоговая служба (ФНС), очевидно, знает о финансовой жизни россиян вполне достаточно. При покупке квартиры сведения уходят в Росреестр, автомобиля — в ГИБДД. Оттуда налоговики получают все необходимые данные для анализа. Банковские счета физлиц тоже доступны для проверки. При этом на ФНС уже возложена большая ответственность за наполнение бюджета. 4 июля налоговики получили дополнительные полномочия: теперь они занимаются администрированием страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. С наполняемостью данных фондов возникали проблемы: они недополучали деньги — например, к началу 2016 года ПФР недосчитался 200 миллиардов рублей.
Самая большая трудность при контроле над расходами населения — понять, что потраченные деньги были именно «серыми». Ведь вполне вероятно, что человек приобретает квартиру или дорогую машину на накопленные за много лет деньги. С учетом этого крайне тяжело определить, где тут укрывание доходов, а где — крупные покупки за вполне легальный многолетний заработок.
«Лента.ру» обратилась к экспертам с просьбой оценить идею введения контроля над расходами россиян: целесообразны ли подобные меры в условиях кризиса и насколько они могут быть эффективны для пополнения дефицитного бюджета.
Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС при президенте России:
«Конечно, необходимо следить за законностью получения тех или иных денежных средств. Но тотальный контроль за тем, что происходит, может привести в том числе к излишнему давлению и злоупотреблениям. Бюджет нужно спасать более эффективными расходами, и искать не как собрать больше денег, а как сделать так, чтобы было больше людей и предприятий, способных платить налоги.
Cоздание подобной сверхсистемы контроля создаст не только сложности для граждан, но и потребует значительных вливаний на организационно-административные вопросы. Вместе с этим есть риски формирования неблагоприятного климата для активной трудовой и предпринимательской деятельности — соответственно, в качестве мультипликативного эффекта мы можем получить снижение производительности труда и предпринимательской активности, что также скажется на экономике страны».
Игорь Николаев, партнер ФБК Grant Thornton:
«Идея сама по себе имеет право на существование, но важно понимать, когда ее можно вводить. Такая мера оправдана, если она вводится в благополучный период ради упорядочения системы налогообложения. Однако если ее вводят в пожарном порядке — чтобы наполнить бюджет, она не только не будет эффективной, но и принесет больше вреда, чем пользы.
Когда экономика в кризисе, граждане ждут, чтобы у них по крайней мере не отбирали то, что есть. Предлагаемая мера, конечно, направлена на богатых граждан. Но когда к ним начинают применять подобные механизмы во время кризиса, они склонны к оппортунизму. Опыт других стран, где применялись ограничительные меры против богатых, это подтверждает. Взять, к примеру, Францию или Италию. В конце концов, состоятельные люди вообще могут выйти из-под российской юрисдикции и перестать быть налоговыми резидентами нашей страны.
Кроме того, контроль над крупными расходами и последующее налогообложение потребует дополнительного и достаточно сложного администрирования — а это опять расходы. Конечно, надо подсчитать, сколько уйдет на администрирование и сколько примерно укрыто доходов от налогообложения. По моим предварительным оценкам, если предлагаемая мера и даст эффект, то очень небольшой».
Владимир Тихомиров, главный экономист финансовой группы БКС:
«Скорее всего, контроль над расходами россиян не спасет бюджет. Создание системы мониторинга расходов потребует дополнительных средств из казны. Увеличение бюджетных доходов при этом не гарантировано. К тому же речь идет о сравнительно небольших суммах, которые даже при самой эффективной системе не смогут покрыть и 10 процентов бюджетного дефицита (ожидается, что в 2016 году он достигнет 2,36 триллиона рублей — прим. «Ленты.ру»).
Попытки введения такого контроля предпринимаются время от времени в разных странах, но, как правило, от этого быстро отказываются. Причина в том, что такая система ориентируется на людей с более высокими доходами, а у них есть различные способы их скрыть — от зарубежных счетов до перевода расходов на бизнес».