Президент Венесуэлы Николас Мадуро нашел оригинальный способ побороть дефицит и кризис. Он назначил генерала Владимира Падрино Лопеса, министра обороны страны, ответственным за всю экономику. В том числе — и за распределение товаров местных производителей и импортеров среди граждан Боливарианской Республики. Генерал возглавит реализацию программы с громким названием «Великая миссия по суверенному и безопасному снабжению».
Проблемы с доступностью товаров в Венесуэле возникли не вчера. Несколько волн массовых национализаций в 2000-2010-х годах привели к тому, что производство сократилось, тогда как подогреваемый потоком нефтедолларов спрос достаточно быстро рос. Тому способствовала активная социальная политика покойного президента страны Уго Чавеса. Благосостояние населения поднималось на нефтяных дрожжах.
Еще до обвала мировых цен на черное золото Венесуэла пострадала от галопирующей инфляции, превысившей в 2013 году 50 процентов. Правительство приступило к «акциям прямого действия». По приказу президента (уже Николаса Мадуро, избранного весной того же года) военные подразделения взяли под контроль несколько крупных супермаркетов бытовой техники. Сотрудникам магазинов велели раздавать товар всем желающим по цене 10 процентов от заявленной.
Но от инфляции это не спасло. МВФ прогнозирует, что рост цен в 2016 году достигнет 720 процентов. Агентство Bloomberg признало Венесуэлу самой несчастной страной в мире (с индексом 159,7 — он определяется как сумма безработицы и инфляции).
Попытка заморозить цены привела к еще большим проблемам. С прилавков исчезала уже не только техника, но и товары первой необходимости, включая и продукты. «Страна осталась без еды, лекарств и работающей правоохранительной системы», — говорил еще в феврале депутат венесуэльского парламента Хулио Борхес, представляющий оппозицию. Ну а когда цены на нефть рухнули вместе с национальной валютой, граждане страны смогли прочувствовать все классические прелести «развитого социализма» (с региональными особенностями). Например, такими как вмешательство армии в сугубо гражданскую жизнь.
Сейчас, однако, произошло нечто, выходящее за рамки даже латиноамериканских обычаев. Мадуро своим указом фактически назначил генерала Владимира Падрино руководителем экономического блока, вручив ему все необходимые полномочия. В ближайшие недели или даже месяцы борьбой с дефицитом и обеспечением бесперебойности товарных потоков займется венесуэльская армия.
Прежде всего войска направят в пять основных портов Венесуэлы: Гуанту, Ла Гуайру, Пуэрто Кабельо, Маракайбо и Гуамаче. По словам президента Мадуро, армейский контроль обеспечит импорт и производство необходимой продукции. Он назвал миссию военных «великой операцией в экономической войне». Милитаристская риторика тут весьма к месту, поскольку нынешние власти Венесуэлы постоянно говорят о «саботаже врагов Боливарианской Республики». Отсюда и инфляция, и голод.
Всеобщий дефицит и рост цен вызвали акции протеста. Чтобы хоть как-то смягчить обстановку, правительство открыло границы с соседней Колумбией. Ежедневно десятки тысяч челноков пересекают ее туда и обратно, чтобы закупиться самым необходимым. Хотя в андском регионе, где проходит граница, крупных городов нет — так что колумбийским компаниям еще предстоит отладить торговые цепочки во избежание ажиотажа уже в своей стране.
Показатель плачевного состояния венесуэльской экономики — автомобильный сектор. До кризиса продажи машин стабильно росли (не в последнюю очередь благодаря дешевому бензину, субсидируемому правительством). Горючего хватает и сейчас. Более того, оно подешевело. Только вот заливать его некуда. Запчасти для автомобилей не найти даже на свалках — все более или менее пригодное оттуда уже вынесли. Цена на машины в салонах запредельная, покупку могут позволить себе лишь богатейшие граждане страны. С общественным транспортом положение не лучше: лишь половина рейсовых автобусов остаются на линии.
В июне 2016 года Венесуэла произвела лишь 331 автомобиль. Мощности национальной индустрии позволяют выпускать более 20 тысяч машин в месяц. В отчаянии правительство пошло на невиданный шаг: разрешило местным производителям (в основном дочерним структурам таких компаний, как Toyota, Ford и Nissan) продавать свою продукцию внутри страны за доллары США. Только на таких условиях автопроизводители готовы вернуться к работе. Кроме того, компании Ford предложили необычную бивалютную схему работы: детали и материалы закупать за границей за доллары, а работу на месте оплачивать в боливарах. Это должно снизить издержки.
Нетрудно догадаться, как именно поведет себя новоявленный спаситель экономики. Особенно с учетом того, что вмешательство армии в экономические процессы с некоторых пор норма для Венесуэлы.
Американская компания Kimberly Clark, занимающаяся производством и реализацией на местном рынке продукции бытовой химии, уже ощутила на себе все прелести армейского управления. После того как владельцы сообщили о приостановке работы из-за ухудшающейся экономической ситуации в стране, на фабрику пришли военные, а власти заявили о передаче контроля над предприятием в руки рабочих. Естественно, в реальности управлением займется представляющая правительство администрация. Откуда возьмется сырье и по каким ценам будет реализовываться новая продукция, пока неясно.
В финансовой сфере дела еще хуже. На этой неделе Citibank объявил о прекращении обслуживания заграничных операций Венесуэлы. Мадуро сравнил это с финансовой блокадой — опять же, воспользовавшись военным словарем. Таким образом, возможности Каракаса расплачиваться по импортным сделкам резко снижаются. Не исключено, что военные инспекции в портах не понадобятся, поскольку импорта просто не будет — ни официального, ни серого.
Примечательно, что Венесуэла упрямо не хочет объявлять дефолт. Правительство отказало в выплате миллиарда долларов своим нефтяникам (хотя объем добычи и так уже достиг многолетних минимумов), но продолжает расплачиваться по внешним долгам. Специалисты связывают это с тем, что облигациями владеют близкие к нынешнему правительству частные лица и компании. Дефолт бы нанес по ним серьезный удар, лишив правительство Мадуро поддержки в элите.
Многочисленные нервные шаги, предпринимаемые правительством Венесуэлы, в лучшем случае дадут лишь временный эффект. По словам самого Мадуро, речь идет не о милитаризации страны, а всего лишь о повышении дисциплины в экономике. Военный контроль может на какое-то время обуздать спекулянтов. Но в конечном итоге, как показывает практика и история, он только усиливает и распространяет коррупцию. Кроме того, колоссальные полномочия, врученные Владимиру Падрино, ставят страну на грань военной диктатуры — «преторианизма», как говорят в Латинской Америке, имея в виду всевластие императорской гвардии в Римской империи эпохи принципата.
По мнению первого замдекана факультета социальных наук Высшей школы экономики Михаила Миронюка, назначение министра обороны на пост ответственного за борьбу с экономическими проблемами — признак распада и глубокого кризиса.
«Меры, которые можно ожидать от такого назначения, вполне предсказуемы — всевозможные административные запреты, показательные процессы, связанные с наказанием коррупционеров, возможно, национализация каких-то объектов… Но в результате проблемы решены не будут», — уверен он.
По прогнозу Миронюка, вряд ли «популистский режим Венесуэлы переориентируется на 180 градусов и начнет либеральные экономические реформы». С большой долей вероятности он будет просто сметен недовольными гражданами. «Впрочем, есть и другой вариант: страна в стабильно плохом состоянии дотянет до выборов, а там придет к власти оппозиция. Это самый оптимистический сценарий для Венесуэлы», — резюмировал эксперт.
А пока местные власти в венесуэльских городах рассказывают о том, что люди среднего достатка выбрасывают из домов собственных собак и кошек, поскольку их нечем кормить. Совсем же бедные смотрят на бездомных животных как на еду. Среднее время ожидания в очереди за продуктами в Каракасе достигло восьми часов — целый рабочий день. У генерала Падрино просто огромный фронт работы.