Бывший СССР
00:08, 18 июля 2016

Железная Даля Две жизни президента Литвы Грибаускайте

Владимир Веретенников
Фото: личная страница Дали Грибаускайте в Facebook

На днях президент Литвы Даля Грибаускайте отметила семилетие пребывания в должности главы государства. Эта амбициозная и энергичная женщина, известная в своей стране под прозвищем Железная Даля, считается одним из самых ярких и одиозных политиков постсоветского пространства. Грибаускайте дважды умудрилась сделать головокружительную карьеру — сначала в качестве функционера КПСС, а потом как представитель власти, чьей целью стало искоренение всего коммунистического. «Лента.ру» разбиралась в особенностях биографии Железной Дали.

Вверх по партийной лестнице

Еще недавно прошлое Дали Грибаускайте в Литве старались не афишировать. Но взрывной характер сделал свое дело — недоброжелатели президента позаботились о том, чтобы сорвать покров с ее жизни. В частности, журналистка Рута Янутене провела расследование (результаты которого власти попытались помешать донести до публики) и написала книгу «Красная Даля». Свою лепту внесли и те, кто знал президента в молодости.

Даля Грибаускайте родилась 1 марта 1956 года в Вильнюсе. О ее отце, участнике войны Поликарпасе Владовиче Грибаускасе (умер в 2008 году) говорили, что он служил в НКВД. Грибаускайте настаивает, что он был скромным пожарным и водителем на оптово-торговой базе. После школы Даля устроилась инспектором отдела кадров Государственной филармонии Литовской ССР. Летом 1976-го уехала в Ленинград и поступила на вечернее отделение экономического факультета ЛГУ имени Жданова. Параллельно с учебой работала лаборанткой на ленинградской фабрике «Рот-Фронт», парторганизация которой через несколько лет приняла ее кандидатом в члены КПСС. Летом 1983 года Грибаускайте вместе с дипломом по специальности «Политическая экономия» вручили и партбилет.

Возвратившись в Вильнюс, она устроилась ученым секретарем общества «Знание» при Академии наук Литовской ССР, а через несколько месяцев возглавила кабинет сельского хозяйства Вильнюсской высшей партшколы. В 1985 году преподаватель кафедры политической экономии Грибаускайте поступает в заочную аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Недоброжелатели усиленно намекают на ее связи с «органами». Однако официального подтверждения этому нет. В декабре 1989-го компартия Литвы раскололась, и Вильнюсскую высшую партшколу вскоре ликвидировали.

Даля Поликарповна стала ученым секретарем Института экономики Академии наук Литвы. Позднее возглавила департамент по европейским делам Министерства международных экономических отношений. В это время она и привлекла внимание тогдашнего главы республики Витаутаса Ландсбергиса. Он посодействовал тому, чтобы Грибаускайте направили в США на стажировку в Институте международных экономических отношений Джорджтаунского университета. Грибаускайте, пока воспоминания о ее партийной деятельности были еще свежи, рассказывала, как якобы участвовала в 1989-м в «Балтийском пути» (живая цепь, выстроенная на протяжении нескольких сотен километров сторонниками выхода Литвы, Латвии и Эстонии из СССР), как вела в партшколе «свою войну с советскими десантниками» и так далее. Однако с годами прошлое нынешнего президента старались вспоминать все реже.

Леди Холодная война

В 1996-1999 годах Грибаускайте была полномочным министром посольства Литвы в США. Потом занимала пост замминистра финансов, руководила переговорами Литвы с МВФ, была замминистра иностранных дел, возглавила Минфин. После вступления Литвы в ЕС в 2004 году стала комиссаром Еврокомиссии по бюджету и финансовому планированию. Высшая точка ее карьеры — победа в первом туре президентских выборов в Литве в мае 2009 года. Спустя пять лет ее переизбрали (хоть и не при столь убедительной поддержке электората) на второй срок. Поскольку семьей Даля Поликарповна так и не обзавелась, ничто не мешало ей всецело посвятить себя делам государственным.

Приход Железной Дали к власти породил немало надежд. «Надо признать, что Грибаускайте вызвала у большой части населения иллюзии, что она спустится с кресла еврокомиссара и займется спасением Литвы, как она говорила, от олигархов, от коррупции. И сначала она действовала более или менее неплохо: были и некоторые кадровые перестановки, особенно среди силовиков. Но потом очень быстро она скатилась к традиционной для наших (прибалтийских — прим. «Ленты.ру») президентов позиции, которая очень близка позиции консерваторов: то есть нагнетание русофобии, антисоветизм, ура-патриотизм. Грибаускайте вообще интересный феномен: она стала еврокомиссаром от Литвы в 2004 году от партии социал-демократов, которые были тогда у власти. А потом на выборах 2009-го она уже шла от партии консерваторов», — рассказывает оппозиционер Альгирдас Палецкис.

Как отмечают наблюдатели, в самом начале своего правления Грибаускайте допустила серьезную оплошность. Формируя себе имидж сильного и самостоятельного президента, она пообещала провести расследование истории с секретными тюрьмами ЦРУ, якобы действовавшими на территории Литвы за несколько лет до этого. Однако впоследствии данную тему она никогда не поднимала. Грибаускайте быстро изменилась как политик. Она полностью переняла линию местных консерваторов: холодная война с восточными соседями и полная поддержка США, что бы те ни предпринимали. «Срок полномочий начался с поисков американской тюрьмы ЦРУ в Антавиляй, а завершился дружескими полетами американских самолетов над Вильнюсом», — иронизирует Рута Янутене.

Грибаускайте весьма несдержанна на язык. Тут она лишь немногим уступает президенту соседней Белоруссии Александру Лукашенко, с которой у Литвы весьма натянутые отношения. Но если перлы Лукашенко звучат, скорее, забавно, то филиппики литовского лидера поражают своей агрессивностью. Грибаускайте не отказывает себе в удовольствии лишний раз пнуть Россию — и тут уже в выражениях не стесняется до такой степени, что это иногда поражает даже привычных ко всему политических обозревателей. «Путин использует национальный вопрос как повод для захвата чужих территорий. Именно так поступали Гитлер и Сталин. Такие аналогии абсолютно уместны... Путин считает, что его миссия — защищать восточное полушарие. Он мыслит категориями времен Екатерины Великой. Вот таким странным образом изменился его характер», — заявляет первое лицо Литовской республики. Она с готовностью сравнивает РФ с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России): «Я думаю, что Россия терроризирует своих соседей с помощью тех же террористических методов».

Типичная активистка-комсомолка

Впрочем, когда разговор заходит о делах самой Литвы, слушать Грибаускайте почти так же забавно, как и Лукашенко. «Сегодня как никогда важно сохранить направление укрепления своих позиций в ЕС и НАТО», — рассказала, например, она в своем недавнем, июньском обращении к нации. «Показатели здоровья нашего населения — одни из самых худших в ЕС», — признает президент в этом же докладе. «Мы рискуем стать безграмотным государством с высшим образованием», — добавляет она.

Даля Грибаускайте не способна к живому, построенному на экспромте общению, без заранее согласованных вопросов. Так, в мае 2015-го случился скандал в Латвии, когда Грибаускайте в прямом эфире наотрез отказалась отвечать журналисту, пожелавшему спрашивать ее не «по бумажке». На днях история повторилась в ходе саммита НАТО в Варшаве. Увидев съемочную бригаду телеканала «Россия», президент Литвы ретировалась — хотя с этими же телевизионщиками нормально общались представители других государств альянса.

Калининградский политолог Александр Носович, специализирующийся на странах Прибалтики, в беседе с «Лентой.ру» отмечает, что ключ к характеру литовского лидера кроется в обстоятельствах ее молодости. «Даля Грибаускайте по своему бэкграунду и психотипу — типичная комсомольская активистка, — говорит он. — Люди, знавшие будущего президента Литвы в молодости, когда Грибаускайте состояла в комсомольской ячейке ЛГУ им. Жданова, рассказывают, что на собраниях она клеймила американский империализм и осуждала натовский милитаризм. Причем тем же тоном и в тех же выражениях, в каких сегодня клеймит "неоимперскую агрессию России" и называет президента Путина параноиком. Содержание ее спичей может разворачиваться на 180 градусов, но стилистика — никогда».

По мнению эксперта, многие посткоммунистические деятели, вышедшие из отделов КПСС по агитации и пропаганде, комсомольских ячеек и высших партийных школ, совершенно неспособны к аналитическому мышлению, у них нет культуры переговоров, дипломатичности и стремления способствовать урегулированию конфликтов. «В условиях нынешних отношений России и НАТО особенности личности Дали Грибаускайте оказались востребованы западными партнерами Литвы. Поэтому Грибаускайте превратилась в главный драйвер антироссийской риторики в Евросоюзе. Впрочем, России такой драйвер только на руку. Когда про "террористическое государство" и "пятьдесят лет советской мерзлоты" вещает дочь красного партизана, выпускница ЛГУ им. Жданова и Академии общественных наук ЦК КПСС, научный секретарь Вильнюсской школы КПСС, называвшая в своей диссертации борцов за независимость Литвы от Советов ("лесных братьев") "классовым врагом" и подозреваемая в сотрудничестве с КГБ, то антироссийская риторика превращается в фарс», — резюмирует Носович.

< Назад в рубрику