Россия и Турция постепенно восстанавливают утраченные экономические связи. Стороны начнут переговоры сразу по нескольким направлениям — им необходимо возродить инвестиционную и торговую активность. Основные вопросы, с которыми странам придется разобраться, — продуктовое эмбарго и разморозка «Турецкого потока». Для Москвы дружба с Анкарой сулит как выигрыш, так и возможные убытки.
Экономические отношения между Москвой и Анкарой разморожены. Во вторник, 26 июля, министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил, что переговоры о восстановлении сотрудничества начнутся тут же, на уровне ведомств.
«Мы договорились и дали поручения нашим подчиненным, нашим коллегам, буквально сегодня возобновить переговорный процесс для скорейшего выхода на достижение определенных договоренностей», — сказал чиновник.
За несколько дней до этого было опубликовано соответствующее постановление правительства России. В документе говорилось, что работа смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству будет восстановлена.
Кроме того, возобновится переговорный процесс по проекту межправительственного соглашения о торговле услугами и инвестициях, по проекту программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на 2016-2019 годы, а также по созданию российско-турецкого фонда по финансированию инвестпроектов в обеих странах.
Постановление затрагивало мелкие детали в экономических связях между двумя странами, но есть и два крупных вопроса.
Первый — продовольственное эмбарго, введенное Россией в ответ на сбитый Су-24 Воздушно-космических сил, который был задействован в антитеррористической операции в Сирии. Второй — приостановленный проект газопровода «Турецкий поток» (замороженный по той же причине). Шаги на пути к восстановлению экономических связей могут привести и к решению этих двух больших проблем.
«Развитие отношений с Турцией — динамичный процесс. Даже когда турецкие военные сбили российский самолет и отношения резко ухудшились, было ясно, что сотрудничество в том или ином виде будет продолжаться», — отметил в беседе с «Лентой.ру» доцент кафедры территориального развития Института общественных наук РАНХиГС при президенте России Александр Савченко.
У России и Турции множество экономических связей, констатировал эксперт. «Турки у нас долгое время покупали металлы, мы долгое время импортировали рабочую силу, которая там дешевле. Там развита туристическая индустрия, в которую вложены миллиарды рублей», — перечисляет он.
С 1 января 2016 года в Россию запрещено ввозить 17 видов турецких продуктов, в том числе томаты, огурцы, апельсины, мандарины, яблоки, груши, виноград, сливы, гвоздики.
Из-за эмбарго товарооборот России и Турции резко упал. По данным Федеральной таможенной службы, за январь-апрель его объем составил 4,8 миллиарда долларов — на 45 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам Алексея Улюкаева, к маю оборот вырос до шести миллиардов долларов.
«Конечно, он будет расти, но пока трудно предсказать темпы роста», — обещал министр и добавлял, что не только Турция заинтересована в возврате на российский рынок — Москва также хотела бы нарастить экспорт продовольствия в Турецкую Республику, особенно мяса птицы и молочных продуктов.
Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи на встрече с Улюкаевым попросил снять эмбарго, но Россия пока не торопится. Как отметил глава Минэкономразвития, санкции вряд ли будут сняты до встречи президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана (она должна состояться 9 августа в Санкт-Петербурге).
Помимо увеличения товарооборота отмена продовольственного эмбарго приведет к замедлению инфляции. Торговые ограничения, как правило, ведут к росту цен. Согласно экономическому мониторингу РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ (от 21 июня), в доле российского импорта турецкие продукты занимали 5,6 процента. Но по некоторым позициям продовольствие из Турции доминировало: например, доля томатов, винограда и мандаринов составляла от 34 до 50 процентов в отечественных закупках. Импортерам и ретейлерам пришлось переориентироваться на новых поставщиков, что не замедлило сказаться на ценах. Так, помидоры России пришлось покупать в Марокко почти на 50 процентов дороже.
По оценке «ВТБ Капитал», рост цен в России после отмены эмбарго замедлится на 0,5 процентных пункта (по итогам 2016 года). Без снятия санкций инфляция достигнет 6-6,3 процента.
Таким образом, рост цен может уменьшиться до 5,5-5,8 процента, что ближе к целевому диапазону в четыре процента, установленному ЦБ на конец 2017 года. Замедление роста цен сделает смягчение денежно-кредитной политики Банка России наиболее вероятным сценарием развития — ключевая ставка будет снижаться быстрее. А значит, и экономическая активность в стране восстановится раньше.
Вторая точка для будущего сближения — проект газопровода «Турецкий поток». Министр Нихат Зейбекчи 26 июля сообщил, что политическое решение о строительстве трубы уже принято. «Все заинтересованы в том, чтобы обсуждать вопросы о целесообразности экономической привлекательности [проекта]», — заявил на следующий день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Возобновление проекта "Турецкий поток" — сильный козырь в дальнейших отношениях России с западными партнерами. Заявление турецких властей о том, что Анкара заинтересована в реанимации проекта, — основная положительная новость. Это позволит диверсифицировать поставки газа на южном направлении», — утверждает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Однако заместитель управляющего «БКС Брокер» Максим Шеин сомневается в том, что «Турецкий поток» выгоден для России.
«Цель этого проекта — построить газопровод в обход Украины. Но еще до инцидента с российским самолетом по этому проекту ничего не было сделано. Там нет никаких параметров. Если Турция и вправду согласится на реализацию проекта, она начнет выторговывать для себя серьезные преимущества — об этом говорит практика взаимодействия с турками в разных областях. Не факт, что это будет выгодно России», — предупреждает эксперт.
По его оценке, трубопровод будет стоить не меньше 20 миллиардов долларов. Скорее всего, Анкара готова вложиться в «поток» по минимуму, и Москве придется сооружать его в основном за свой счет. «Возможно, будет проще и дешевле все-таки договориться с Украиной. Надо просчитать, что выгоднее: вложить колоссальные средства с непонятной перспективой отдачи или платить за транзит», — резюмирует он.